Освоение Арктики, о котором постоянно говорит Дмитрий Кобылкин и регулярно – Владимир Путин под угрозой из-за потенциальных проблем со строительством Северного широтного хода.
Освоение Арктики, о котором постоянно говорит Дмитрий Кобылкин и регулярно – Владимир Путин под угрозой из-за потенциальных проблем со строительством Северного широтного хода. Добро на строительство стратегический важного объекта уже дал Минстрой России, но процесс не сдвинулся с места из-за бюрократической волокиты РЖД. В ситуации разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».
В феврале этого года президент РЖД Владимир Якунин приезжал в Тюмень – видимо, подгоняемый указом президента об ускорении строительства Северного широтного хода (СШХ). Тогда глава РЖД провел совещание с полпредом Игорем Холманских и губернаторами Тюменской «матрешки». «Северный широтный ход играет колоссальную роль, он соединит транспортную систему России с новым портом, укрепит геополитические интересы страны в Арктике. Как говорит наш президент: «Не нужно бояться глобальных проектов». И я убежден, что все вместе мы создадим этот проект. Мы просто обязаны его реализовать, ведь он важнейший для России», – обратился тогда к президенту ОАО «РЖД» Дмитрий Кобылкин.
Владимир Якунин тогда от громких заявлений отказался, больше занимался решением текущих вопросов и много говорил о «Ласточке».
У РЖД «мост преткновения»
Сейчас президенту ОАО «РЖД» говорить о Северном широтном ходе приходится. Все-таки проект под патронажем Владимира Путина. В руках корреспондента «УралПолит.Ru» оказался текст выступления Владимира Якунина на съезде региональных журналистов, состоявшемся 10 октября в Москве. Никаких указаний на реальные действия руководства РЖД по строительству северного проекта в документе не значится. Главный камень преткновения, по мнению руководства РЖД – строительство моста через Обь. «Учитывая наличие ряда рисков в строительстве моста через реку Обь, как крупного искусственного сооружения в сложных климатических условиях, было принято решение изменить Соглашение путем исключения из него вопроса строительства мостового перехода через реку Обь и подходов к нему в районе Салехарда. Новая его редакция (предусматривающая завершение работ к 2018 году) согласована в рабочем порядке с участниками проекта. В ходе дальнейшего обсуждения условий реализации Проекта Участники обозначили возможные риски, связанные со строительством моста через реку Обь, как крупного искусственного сооружения в сложных климатических условиях», – значится в тексте выступления.
При этом железнодорожники предложили две схемы строительства проблемного моста. По первой правительство Ямала выступит в роли заказчика. «В ФЦП предусмотрен общий объем финансирования моста с подходами за счет федерального бюджета и бюджета ЯНАО в размере 69,2 млрд руб. (в т. ч. ЯНАО – 8,1 млрд. руб.). По мостовому переходу через реку Объ проектная документация собственности ЯНАО получила положительное заключение государственной экспертизы. Объем рабочей документации позволяет начать строительство мостового перехода в 2014 году», – высказались железнодорожники. Причем ОАО «РЖД» рассматривает лишь возможность участия в конкурсе по размещению госзаказа в качестве потенциального подрядчика строительства.
По второй схеме «ОАО «РЖД» определяется единым заказчиком и организует строительство моста и подходов для формирования неразрывного имущественного комплекса (с примыканием к Северной железной дороге) и установлением сквозного тарифа в рамках прейскуранта № 10-01».
Боевая готовность, но не у всех
«Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Корпорация развития, которая является оператором проекта, подтвердили свою полную готовность к началу реализации проекта еще в прошлом году. К настоящему моменту нами проведены все необходимые подготовительные мероприятия, согласована грузовая база проекта с основными грузоотправителями, подготовлены финансовая модель и организационно-правовая база проекта. Получено положительное заключение на финансирование проекта СШХ из Фонда национального благосостояния на возвратной основе», – заверил корреспондента «УралПолит.Ru» источник в Корпорации развития.
По его словам, полным ходом идет строительство одного из ключевых объектов Северного широтного хода – мостового перехода через реку Надым, автомобильную часть которого планируется ввести в эксплуатацию в следующем году. Также Корпорацией уже получено разрешение на строительство ветки «Салехард – Надым» от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
В свою очередь Якунин и Миллер, каждый раз активно подтверждая свои обязательства, в докладах и интервью громогласно заявляют о своем участии в проекте и рассказывают о его значимости для России. Вот только дальше разговоров и самопиара дело пока не идет. Складывается впечатление, что РЖД и Газпром рассчитывают на то, что проект реализуется сам собой, без их участия.
Эксперты объясняют интерес главы ОАО «РЖД» просто – Якунин с помощью северных проектов планирует залатать дыры в бюджете собственной госкорпорации. «СШХ – проект полностью упакованный, его финансовое обеспечение уже не вызывает сомнений – проект поддерживается президентом РФ и деньги на его реализацию заложены в ФЦП. Почему бы этим не воспользоваться?», – говорит источник, знакомый с ситуацией.
Доказательством этих слов служат неоднократные заявления Владимира Якунина в кулуарах правительства о том, что денег у компании нет, финансирование из-за рубежа заморожено, государство также не может себе позволить оказать существенную финансовую поддержку, остается уповать на нестандартные пути выхода из сложившегося кризиса.
Арктика в опасности
Президент России Владимир Путин, выступая на заседании коллегии Минобороны, заявил: «Существует опасность милитаризации Арктики. Динамика геополитической обстановки требует от нас выверенных и быстрых действий, откладывать их мы не имеем права».
Сегодня тема передела Арктики не сходит со страниц информационной повестки всех стран. Ее территория все чаще становится ареной противостояния крупнейших государств мира. Сосредоточенные на ее территории природные богатства, колоссальные запасы энергоносителей, биоресурсов, пресной воды, уникальная, неповторимая природа и огромнейший стратегический потенциал находятся в центре внимания многих мировых держав.
По самым скромным подсчетам континентальный шельф Северного полюса может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире, здесь сконцентрировано порядка 70 % минеральных и биологических ресурсов Мирового океана. В Арктике добывается около 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, 96 % платиноидов, 100 % барита.
По оценкам геологов, шельф в российском секторе Арктики содержит 51 млрд тонн нефти и 81 трлн куб. метров природного газа. По оценкам американских геологов, в Баренцевом море находится примерно 20 % неразведанных мировых запасов нефти и газа.
© Дмитрий Фоминцев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях