В начале июня ЦБ России упростил известным и надежным компаниям процедуру покупки банков. В связи с этим «УралПолит.Ru» решил узнать, кому же на самом деле принадлежат российские банки. В большей степени журналистов экспертного канала интересовали владельцы тех финансовых учреждений, которые работают и зарегистрированы на Урале, и те из них, кто входит в рейтинг крупнейших в стране.
В начале июня ЦБ России упростил известным и надежным компаниям процедуру покупки банков. В связи с этим «УралПолит.Ru» решил узнать, кому же на самом деле принадлежат российские банки. В большей степени журналистов экспертного канала интересовали владельцы тех финансовых учреждений, которые работают и зарегистрированы на Урале, и те из них, кто входит в рейтинг крупнейших в стране. Выяснились интересные подробности – например, Челиндбанком владеют одновременно кипрские офшоры и «Ренессанс групп». И чем прозрачнее структура банка, тем интереснее. Кто же на самом деле владеет банками – в материале «УралПолит.Ru».
У вас товар, у нас – купец...
По правилам, действующим на российском финансовом рынке, каждая компания, которая собирается приобрести финансовое учреждение, должна обратиться в ЦБ с пакетом документов для получения соответствующего разрешения. Раньше в перечень входило более десяти документов: расшифровка дебиторской задолженности, финансовые вложения в другие банки и небанковские кредитные организации, суммы акций и долей, бухгалтерская отчетность и расчет стоимости чистых активов. Теперь компаниям, которые имеют высокий рейтинг надежности (не ниже инвестиционного уровня B по классификации агентств Standard & Poor’s или Fitch Ratings, B2 – по классификации Moody’s, а также рейтинги национальных рейтинговых агентств на уровне, установленном ЦБ) достаточно предоставить в ЦБ только бухгалтерскую отчетность и расчет стоимости чистых активов.
Однако новые правила означают также, что и к тем, кто продает банк, компании-покупатели будут предъявлять определенные требования прозрачности. Напомним, полтора года назад Банк России ввел положение о раскрытии банками информации о своих конечных собственниках. «УралПолит.Ru» решил выяснить, насколько прозрачней стали банки после введения новшества и насколько полную информацию о себе они предоставили.
Топ-менеджер «Ренессанс групп» владеет акциями Челиндбанка, а основные его акционеры – совет директоров и их родственники
С 27 декабря 2009 года все кредитные организации обязаны публиковать на сайте ЦБ, либо на своем официальном сайте всю структуру собственности, включая промежуточные компании. Причем форма раскрытия информации регламентирована только для раскрытия на сайте ЦБ. В этом случае банки должны публиковать не только список лиц, владеющих более чем 1 % акций или долей банка, но и схему взаимодействия этих лиц с банком между собой. На своем сайте банк мог размещать информацию о бенефициарах в более свободном формате.
Кстати, представители ЦБ уже посетовали на то, что банки предпочитают публиковать информацию на своих сайтах, да и то – не полностью. Например, они ограничиваются лишь упоминанием конечных бенефициаров, не раскрывая структуру их собственности. Кроме того, им было рекомендовано выносить данные о собственниках на главные страницы сайтов. А если в список вносятся корректировки, то новая информация должна быть выложена на сайт банка не позже, чем через десять дней.
Что касается крупнейших банков УрФО, то, как оказалось, на сайте ЦБ выложили информацию менее половины. А на их официальных сайтах она была представлена в усеченном виде: например, не раскрыты взаимосвязи между акционерами банка и третьими лицами, влияющими на принятие решений. К сожалению пресс-служба Центробанка не смогла подготовить ответ о том, какие санкции предусмотрены за неполное раскрытие информации.
Кто эти люди?
Итак, из 15-ти наиболее крупных уральских кредитных организаций на сайте Банка России выложили информацию о своих собственниках лишь трое: СКБ-банк, УБРиР и Челиндбанк.
Схема акционеров кэптивного ТМК СКБ-банка довольно проста: 73,04 % акций принадлежит ЗАО «Группа Синара», которым в свою очередь владеет бизнесмен Дмитрий Пумпянский. Еще 25 % принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития. На схеме, предоставленной в ЦБ, значатся только две эти компании. А кто владеет оставшимися неполными 2 % – непонятно. Как пояснили в пресс-службе банка, они принадлежат миноритариям, которые не влияют на принятие решений руководством банка. Скорее всего, этот пакет распылен на микроскопические доли, которыми владеют сотрудники предприятий Трубной металлургической компании. Отметим, что миноритариев не указали многие банки, поэтому, если посмотреть на их отчетность, можно заметить, что у каждого второго в таблицах не хватает нескольких процентов акций.
Компании – акционеры Запсибкомбанка по большей части контролируются самим банком
Пакет акций УБРиР делят между собой физические лица в количестве шести человек. И тут тоже без особых открытий. Этот банк – корпоративный для Русской медной компании, он достался акционерам в 2003 году в результате «развода» между двумя бывшими партнерами по бизнесу – Игорем Алтушкиным и Андреем Козицыным, гендиректором УГМК. К осени 2003 года бизнес-интересы партнеров разошлись. Они разделили бизнес: екатеринбургский коммерсант продал акции «УГМК-Холдинга» и СУМЗа акционерам УГМК, выкупив взамен у Уральской горно-металлургической компании контрольный пакет УБРиР. Теперь основному владельцу Русской медной компании уральскому миллиардеру Игорю Алтушкину принадлежит 19,90 % акций, президенту этой же компании Всеволоду Левину – 16,14 %, вице-президенту Сергею Скубакову – 6,84 %. Он купил акции около года назад, приобретя пакет, который был у Росимущества еще с тех времен, когда банком владела УГМК. Оставшимися акциями в количестве почти 40 % и практически в равных долях владеют некие Владимир Печененко и Ирина Гайворонская. Именно этим неведомым даже «Гуглу» лицам принадлежит пакет акций, который в свое время был выкуплен топ-менеджментом банка у Сергея Дымшакова. Он вышел из банковского бизнеса и вообще из альянса с Алтушкиным.
А теперь некэптивы
Но наиболее интересна несколько запутанная схема с участием офшорных фирм и семейных кланов у челябинского Челиндбанка. Акциями этой кредитной организации владеют 14 человек – все они жители города, – а также две иностранные компании. Пять держателей акций входят в состав совета директоров. Всего среди физлиц обозначилось шесть семей. Например, гендиректор, председатель правления банка Михаил Братишкин и его супруга Людмила владеют 11,49 % акций. Есть в списке и заместитель гендиректора Зоя Кошалко и ее дочь Ольга (кстати, работает в бухгалтерии банка) – 10,84 %. Кроме того, держателями акций являются член совета директоров Татьяна Косовская и двое ее сыновей (11,44 % акций на троих), консультант банка Любовь Литвиненко с мужем (11,25 %) и главный бухгалтер банка Вера Клепикова с сыном Александром (11,09 %). Это топ-менеджмент, который когда-то работал в банке, а потом его приватизировал. Не так давно часть их пакетов была продана «Стрейт Стрит Бэнк энд Траст Компани», которая находится в Бостоне (США). Отметим, что покупка произошла недавно, в мае 2012 года. Компании принадлежит 6,64 %.
УБРиР достался Русской медной компании после «развода» Алтушкина и Козицына
Еще одним номинальным держателем данных акций является ЗАО «ИНГ Банк». И наконец, 5,58 % принадлежат кипрской фирме «Ратто Холдингс Лимитед». К этой фирме имеет отношение норвежец Ханс Йукум Хорну – зампред правления инвестиционной компании «Ренессанс Групп». Однако цепочка, которая тянется от господина Хорну к вышеупомянутой фирме с Кипра, очень длинна. Итак, влиятельному норвежцу принадлежит контрольный пакет фирмы с Каймановых островов «Каштан Лимитед». Ей, в свою очередь – голосующие акции фирмы с Британских Виргинских островов «РенФин II Лимитед», которая и владеет акциями «Ратто». Но фактически держателем акций в интересах «Ратто» является ЗАО «Депозитарно-Клиринговая компания».
Запсибкомбанк раскрыл информацию о своих конечных собственниках на официальном сайте. Из таблиц можно узнать, что крупнейшим банком Тюменской области владеют в общей сложности 12 физлиц. Во-первых, это президент Запсибкомбанка Дмитрий Горицкий (4,94 %). Во-вторых, семья Романа и Ирины Палий (10,34 %). Кстати, отец Романа – бизнесмен и бывший депутат Тюменской облдумы Виктор Палий. Сейчас он находится в тюрьме по делу о хищениях у Нижневартовскнефтегаза и отмывании похищенного. Роман также является членом совета директоров. Среди других акционеров – членов совета – Дмитрий Терехин (3,08 %) и Рим Сулейманов (1,65 %). Сулейманов, кстати, представитель научных кругов: кандидат технических наук, автор двух изобретений и ряда публикаций, а также академик Академии горных наук РФ.
Что касается юрлиц, владеющих акциями банка, то некоторые из них контролируются самим банком, а в ряде случаев бенефициарами компаний-акционеров являются сами члены совета директоров Запсибкомбанка. Например, банк контролирует Запсиблизинг (4,26 %), «Запсибинвестгруп» (1,84 %), ООО «ИК «Фред» (1,85 %) и СК «Тюмень-Полис» (1,51 %). Горицкий, Самкаев и семья Терехиных являются бенефициарами «Центра стратегического развития и финансовых технологий» (19,46 %). Также Дмитрий Горицкий – бенефициар ООО «ЮК «ПРОФФ» (4,99 %). Среди других юрлиц-акционеров – Центрлизингинвест, Сибальянс, УМК «Нормдедком» и Департамент имущественных отношений Тюменской области.
«УралПолит.Ru» намерен продолжить тему о том, как банки раскрывают информацию. В следующих публикациях – кто владеет банками, которые когда-то были лишь зарегистрированы на Урале, но теперь ведут свой бизнес по всему УрФО.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях


