Зауралье осталось без Олега Богомолова: смена эпох

С уходом Богомолова закончилась эпоха политических тяжеловесов 90-х

Третий губернатор Курганской области Олег Богомолов после 18 лет работы оставляет пост: Владимир Путин сегодня принял его отставку по собственному желанию. О том, что экс-губернатор не планирует идти на новый срок, говорилось давно, но сегодняшняя информация об уходе стала сюрпризом: решение было принято в последний момент.

Третий губернатор Курганской области Олег Богомолов после 18 лет работы оставляет пост: президент Владимир Путин сегодня принял его отставку по собственному желанию. О том, что экс-губернатор не планирует идти на новый срок, говорилось давно, но сегодняшняя информация об уходе стала сюрпризом: решение было принято в последний момент. Богомолов работал губернатором дольше всех предшественников и в памяти современников остался человеком, вся жизнь которого связана с регионом.

«Подождать до конца Олимпиады»

Вопрос отставки Олега Богомолова прорабатывался определенное время: несмотря на отсутствие явных преемников, списки сменщиков составлялись, и в финальном варианте там были только две фамилии: Богомолов и Кокорин, рассказывает собеседник «УралПолит.Ru» в полпредстве УрФО.

В итоге документы легли на стол президента одним пакетом с документами на других губернаторов – Александра Козлова (Орловская область), Александра Волкова (Удмуртия), Александра Бердникова (Алтайский край). По данным собеседника агентства, наравне с Бердниковым рассматривались другие кандидаты, в том числе экс-зам Евгения Куйвашева Алексей Багаряков, однако после изучения кандидатур Владимир Путин отказался рисковать регионом, предлагая на должность малоопытного политика. В итоге Александр Бердников сохранил пост и 18 января был назначен врио главы Республики Алтай.

«После этого возникла версия, что в Курганской области логика администрации президента будет аналогичной – Богомолов доработает до конца срока, а возможно, и продолжит работу на посту», – подчеркивает собеседник.

Эту версию подтверждал тот факт, что в период Олимпиады решение внутриполитических вопросов было поставлено на паузу. Что послужило причиной итогового решения – личное желание Богомолова покинуть пост или иные причины – неизвестно, но ситуация развивалась молниеносно. Еще во вторник Алексей Кокорин не знал о том, что будет назначен врио губернатора, а в обед пятницы уже был официально утвержден в должности.

В любом случае, Кокорин стал понятной для региона компромиссной фигурой, с одной стороны, близкой команде Богомолова, с другой – представителем промышленности, в первую очередь Уральской горно-металлургической компании.

«Властный характер и авторитарная манера управления»

Губернатор Олег Богомолов возглавил Курганскую область в декабре 2009 года в четвертый раз подряд, продемонстрировав за время правления с 1997 года завидную политическую стабильность и гибкость в отношениях с федеральным центром. Несмотря на относительную экономическую слабость региона по сравнению с соседними уральскими субъектами Федерации, ни один из кандидатов на должность Богомолова за это время не смог даже близко подойти к заветному креслу. Среди его конкурентов на выборах назывались Антон Баков, Павел Федулев, Евгений Собакин. Природная способность к дипломатии и слаженная работа команды Олега Богомолова почти во всех случаях позволили нейтрализовать потенциальных конкурентов еще на этапе выдвижения.

По оценкам экспертов, Олегу Богомолову была свойственна, с одной стороны, гибкость в вопросах с федеральным центром, с другой стороны – твердость в отношениях с политическими и бизнес-кругами Зауралья. Эксперты сходились во мнении, что «…губернатор имеет властный характер и авторитарную манеру управления, предполагающую построение эффективной иерархии, четкое деление схем и диапазонов функций внутри команды». Эксперты характеризовали стиль управления губернатора внутри области с региональными элитами как достаточно жесткий. Поэтому несмотря на в общем благоприятный имидж в Кремле, Богомолов не стремился понравиться всем. Учитывая это, часть региональных политических и бизнес-лидеров пусть не открыто, но ставила себя в оппозицию, выжидала, но до последнего времени пока безрезультатно, ослабления положения главы области.

Территория нынешней Курганской области до 1943 года являлась частью Челябинской области. Причины раздела территории – большая часть продовольствия, производимая в сельскохозяйственной части Челябинской области, оставалась во внутриобластном обороте и уходила от централизованного учета и распределения.

Образование региона в 1943 году позволило перенаправить продовольственные потоки из новой области на Запад, ужесточив карточный режим на промышленном Урале. Потом, согласно воззрениям «народного академика» Терентия Мальцева, за областью закрепилась характеристика «зона рискованного земледелия», и регион уже никогда не достигал дореволюционных показателей.

В 90-х областная администрация под популистским лозунгом «продовольственной безопасности» запрещала вывоз сельхозпродукции за пределы региона, вводила фиксированные цены на зерно, определяла организации, которым разрешалось проводить закупки. Блокпосты милиции на дорогах, ловля «перекупщиков» с пачками наличных: эта политика естественным образом привела к банкротству сельхозпредприятий, описи и распродаже их имущества. В «нулевых» в сельское хозяйство области пришли иногородние крупные предприниматели, манипулировать которыми местным «авторитетам» затруднительно.

В промышленности шел аналогичный процесс. Продажа акций предприятий непонятным организациям, выпуски с подачи областной администрации необеспеченных векселей банком «Зауральский бизнес», переделы собственности, борьба с местными предпринимателями привели к потере регионального контроля над крупными предприятиями.

Показательна судьба Курганского автобусного завода. В советское время это было самое крупное предприятие по выпуску автобусов в Азии. В начале «нулевых» его контролировал курганский предприниматель Александр Антошкин. У предприятия появились перспективные договоры, было закуплено новое оборудование. В 2002-м Антошкин был расстрелян в своем офисе (убийство не раскрыто). Завод переходил непонятным образом из рук в руки. В 2009 году иногородний собственник решил прекратить производство автобусов как убыточное. Только благодаря сопротивлению профсоюзов и Богомолова удалось сохранить программу производства на базе КАвЗа.

Сама Курганская область разделена на несколько сотен муниципальных образований, что привело к тому, что на их бюджеты невозможно осуществить какие-либо значимые проекты и поддерживать в нормальном состоянии существующую инфраструктуру. А расплести клубок из 400 с лишним нитей финансовых хитросплетений для вздумавшего ревизовать бюджет области вряд ли по зубам!

Например, Зауралье в 2012 году преодолело очередной этап борьбы за выживание. Крупные промпредприятия ОПК и агросектор тяжелее всего пережили новейшую историю России. Здесь есть существенные проблемы в развитии территории, которые вытекают из несырьевой природы экономики региона, наличия мощных оборонных производств и сельхозпроизводства. Курганская область, находясь в одном федеральном округе с самыми мощными субъектами Федерации, испытывает проблемы с миграцией населения и недостаточно высоким уровнем жизни.

Стремясь нарастить собственные доходы в дотационном регионе, чтобы было чем зацепиться за федеральные программы и завести деньги в область, здесь готовы на любые альянсы. Поэтому власти стремятся всеми силами стабилизировать социально-политическую ситуацию, сконцентрировать все ресурсы – административные, финансовые, информационные, электоральные – в кулаке, компенсируя кризис местного самоуправления. На первый план выдвигаются политики и бизнесмены, годами работающие в тесной связке, укрепляющие демонстративную лояльность региона Москве.

Именно стабильность на самом верху властной пирамиды, крепкие связи и клановость, даже среди партчиновников, возможно, и есть оптимальные условия для вывода Зауралья из состояния неустойчивого равновесия, считали не первый год некоторые эксперты.

Промышленники не оппонировали губернатору, но, в свою очередь, все громче требовали от властей более активных действий в защите своих интересов, приоритетных льгот для инвестиций. И на регион уже обратили внимание крупные финансово-промышленные группы и компании федерального и международного уровня. Здесь запущены производства с уникальным профилем, в разработке другие частные проекты.

В аграрно-индустриальной Курганской области стабильное наполнение бюджета обеспечивают три отрасли – машиностроение, агропром и энергетика. Сторонний крупный инвестор не шел в достаточно бедный регион России, если сравнивать его с положением во всей стране, и в самый бедный регион Большого Урала. Надо признать, что власти региона делали все от них зависящее, чтобы поддержать эти отрасли в условиях их бедности по сравнению, например, с ТЭК или металлургией. Но от власти, по большому счету, зависело немного.

Состояние машиностроительного комплекса зависит в основном от того, насколько загружены государственным заказом предприятия оборонного сектора, но от поддержки региональных властей они зависят не особенно. Как, впрочем, и выпуск гражданской продукции: власть была не в силах повлиять, например, на общероссийский спрос на пассажирские автобусы, которые выпускает КАвЗ.

Для поддержки АПК регион делал все что мог, но его усилий явно было недостаточно, не могли пробиться наверх и сами компании. Курганские производители широко известны в области, но за ее пределами навскидку вспоминается не более одного названия чисто курганского продукта. Больше всего зависят от того, насколько удалось выстроить отношения с властью, конечно, энергетики. У корпорации СТС масса длинных инвестиционных проектов в экономику области, и, конечно, они завязаны на хорошее отношение власти к бизнесу. И теперь все зависит от того, будет ли новый региональный глава выполнять данные Богомоловым обещания.


«Медведев дал мне возможность завершить несколько важных для области дел»

Сам Олег Алексеевич в июне 2010 года рассуждал в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» о своем назначении на пост в декабре 2009 года и планах так: «Президент Дмитрий Анатольевич Медведев дал мне возможность завершить несколько важных для области дел. Это Курганская ТЭЦ-2 и газификация: труба Шумиха – Мишкино – Юргамыш – Курган. Если я это сделаю за оставшееся время, то задачу, которую считаю важной для будущего развития города, я выполню. Тогда я спокойно ухожу, сказав: «Ребята, теплом вы обеспечены на 30 лет вперед, газ пришел, и есть надежность обеспечения ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 – все!»… Я много лет потратил на подготовительные дела и хотел бы увидеть результаты. И у меня есть такая возможность».

Сегодня эти планы реализованы – ТЭЦ-2 в Кургане вступила в строй, что продемонстрировал губернатор полпреду в начале февраля. Газопровод Шумиха Мишкино – Юргамыш – Курган также завершен, город получил второй источник газа. Губернатор тогда и обмолвился, что это его последний срок.

Отметим, что официально никаких преемников Олег Алексеевич себе никогда не готовил. Между тем среди возможных кандидатов называли депутата Госдумы РФ Александра Ильтякова, главу Шадринска Алексея Кокорина и даже гендиректора «Курганстальмоста» Дмитрия Парышева. Эксперты вспоминали и про депутата Госдумы РФ Игоря Баринова, которого уральские единороссы выдвинули в кандидаты на пост зауральского губернатора в 2009 году.

Прогнозы, как видим, не были лишены оснований. Решение Владимира Путина, назначившего исполняющим обязанности губернатора мэра Шадринска Алексея Кокорина, с одной стороны подтвердило версии политологов, уверявших, что «попытки протолкнуть на должность губернатора одного из «варягов» обычно оканчивались неудачей».

С другой стороны, назначение и. о. главы области авторитетного мэра, четвертый срок подряд руководящего Шадринском и крупнейшей местной организацией партии «Единая Россия», понято местной элитой как оценка его работы в укреплении авторитета правящей партии, а также крепкой связи с местным бизнесом. Алексей Кокорин на внутрипартийных праймериз перед выборами в Госдуму РФ в 2011 году явно опережал своих коллег по партии, но в итоге мандат депутата получил Александр Ильтяков.

«В Курганской области прошла вся моя жизнь»

Олег Богомолов действительно стал символом Курганской области – и все 18 лет он отвечал за нее, не скрывая, что иногда приходится по-настоящему тяжело. В книге, посвященной 70-летию региона, он написал: «У нее трудное прошлое, сложное настоящее и интересное будущее. Хочется понять, что происходило и происходит с нашей малой родиной и что будет с нами. Ее завтрашний день закладывается сегодня. В Курганской области прошла вся моя жизнь. С ней я рос, набирался опыта. Череда интересных событий, которые мне довелось наблюдать и в которых пришлось участвовать, достигла критической точки. Уже невозможно все это держать в себе – хочется поделиться. <…> Здесь присутствует личная оценка ситуации. Могу быть прав – и это моя правота, могу ошибаться – но это мои ошибки».

В одном можно быть уверенным: жители Кургана будут помнить Олега Богомолова как человека, с которым регион пережил немало побед.



Фото: «УралПолит.Ru», фотографии Олега Богомолова из книги «Зауралье на карте России»

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров