Мэрия Екатеринбурга продолжает попытки убедить гордуму вытребовать от областных властей 1,5 миллиарда рублей. По версии городских чиновников, в противном случае общественный транспорт не сможет работать. Собственно, без дотаций сверху он вообще может приносить только убытки.
Мэрия Екатеринбурга продолжает попытки убедить гордуму вытребовать от областных властей 1,5 миллиарда рублей. По версии городских чиновников, в противном случае общественный транспорт не сможет работать. Собственно, без дотаций сверху он вообще может приносить только убытки. И это несмотря на широкие рекламные возможности. На очередном этапе слушаний на эту тему сотрудники мэрии пошли ва-банк: согласились провести честный конкурс на размещение рекламы в трамваях и даже предоставить депутатам, наконец, финансовые документы. «Все это несущественно», – утверждал вице-мэр Александр Высокинский. Оказалось, и впрямь мелочи: когда частники начали рассказывать о том, как на самом деле обстоит дело с ценой на билеты, их начали запугивать. О том, как общественный транспорт несет многомиллионные убытки и сколько может заработать, если захотят чиновники, – в материале «УралПолит.Ru».
И снова в бой
На сегодняшний день в гордуме Екатеринбурга были запланированы сразу две встречи по вопросам работы общественного транспорта. Первая касалась доходов от размещения рекламы в метро, ЕТТУ и МОАП. Ранее горадминистрация заявила, что это «копейки», которые даже обсуждать не стоит. «За год от всей этой деятельности метрополитен получает лишь 2,5 миллиона рублей», – сказал на первом заседании председатель транспортного комитета горадминистрации Алексей Курлыков. После материала «УралПолит.Ru», в котором выяснилось, что на одних только плакатах рекламщики зарабатывают в сто раз больше, – тема стала очень обсуждаемой. Вот чиновники и предложили обсудить ее еще раз, пообещали пригласить представителей компаний, чтоб депутаты могли сами у тех все выяснить. Коммерсанты, впрочем, так и не пришли. В итоге первая встреча превратилась в повторное, хоть и чуть более детальное заслушивание финансовых проблем автотранспортных предприятий. Как и в прошлый раз: все плохо, ничего нового. Под эти вступительные стоны перешли все же к вопросу о рекламе.
«Вот я тут посмотрел прайсы компаний. Посчитал. Если разделить, к примеру, те цифры, которые называет ЕТТУ, на дни, то получается, что у нас за деньги реклама размещается в вагонах только три недели в году. А все остальное время – бесплатно. Когда вы называете 16 миллионов рублей – это смешная цифра. Смешно это сейчас все всерьез выслушивать: вот они прайсы», – потряс перед транспортниками распечатками депутат Александр Норицын.
Чиновники начали оправдываться, сетовать на жизнь и свою безграмотность в таких вопросах. «Они ж просто транспортники», – вступился за них вице-мэр Александр Высокинский.
Тем временем Александр Норицын продолжал негодовать: «16 миллионов! Дайте мне на год эти вагоны и право размещать там рекламу. Я вам 32 миллиона заплачу, вперед эти деньги дам!». Некоторые депутаты тут же зашевелились и начали перебивать ставку. «36 миллионов», – раздался чей-то голос. Видя такой ажиотаж и поняв, что отступать некуда, чиновники попробовали сделать вид, что сдаются. «Хорошо, объявляем всем компаниям, что через три месяца пройдут новые торги, все желающие смогут принять в них участие. 32 миллиона – это хорошая цифра», – вздохнул вице-мэр Евгений Липович.
Дальше эта мысль в различном контексте прозвучала еще несколько раз: да, мэрия согласна разорвать действующие контракты и отдать их тем, кто предложит новые суммы. «Я лично вообще считаю, что от рекламы в метро надо избавляться – она только облик станций и города уродует», – снова печально вздохнул Липович. Последняя реплика вице-мэра заставляет задуматься о том, что и предоставлять кому-то другому право торговать рекламными площадями мэрия не готова.
Точку в прениях поставил депутат Александр Караваев. «Мы тут для чего собрались? В третий раз уже – нам опять называют какие-то цифры, но никакой конкретики. Ни одного договора, справки – я не вижу этих бумаг, что мы обсуждаем?» – набросился он на чиновников. Те смутились. «Мы не понимаем, какие документы вам нужны. Но будут вам справки, будут», – пробурчал Высокинский, глядя в стол.
Еще раз о рекламе
Между делом стоит отметить, что фантастическая разница между доходами муниципальных транспортных предприятий и частных кампаний от сдачи в аренду одних и тех же рекламных площадей уже стала предметом самого пристального разбирательства. Как сообщал «УралПолит.Ru», по инициативе губернатора Евгения Куйвашева по этому поводу сейчас проводится тщательная проверка и с каждым днем вопросов становится все больше, как и поводов для удивления.
«Какие деньги циркулируют в МУПах, доподлинно не известно. Зато известно, что Екатеринбургский метрополитен от сдачи в аренду площадей для размещения рекламы, если судить по официальным данным, получил в шесть раз меньше потенциально возможного дохода. Должен был получить, по меньшей мере, 135 миллионов рублей. Доходы ЕТТУ за рекламу в 12 раз ниже потенциально возможных – должны зарабатывать на рекламе не менее 173 миллионов рублей. При этом если вы захотите разместить свою рекламу на трамвае, за обклеивание одного вагона вам придется заплатить до 250 тысяч рублей в год. Парк трамваев и троллейбусов ЕТТУ превышает 700 единиц. И это только наружка!» – пояснил источник в резиденции губернатора.
В целом, по подсчетам специалистов, если сложить потери по каждому пункту – плакаты метро, объявления, наружная реклама на вагонах трамваев и так далее, – из-за «неэффективности» работы мэрии в этом направлении бюджет транспортников недосчитывается 350 миллионов рублей в год! Это треть от тех 1,5 миллиардов, которых, по словам чиновников, жизненно не хватает. Вице-мэр же Александр Высокинский продолжает гипнотизировать гордуму заявлениями, что реклама – это в любом случае «всего лишь» несколько десятков миллионов и не более того.
Шеф, все пропало!
Тем временем депутаты перешли ко второй части сегодняшних обсуждений. В плане значилось общение с представителями частных кампаний. Те, в отличие от своих коллег-рекламщиков, пришли. И вся концепция мэрии вмиг развалилась на глазах.
В течение всего предыдущего часа, последней недели, последних пяти лет вице-мэр Александр Высокинский заверял депутатов и горожан: общественный транспорт не может работать без убытков, расходы значительно превышают цену перевозок, без дотаций не прожить, и так далее. Эти же мантры повторяли все время, в том числе сегодня, вице-мэр Евгений Липович, Алексей Курлыков, представители муниципальных предприятий. Это оказалось ерундой.
Так, по словам представителя одной из самых крупных компаний «Ю-Ви-Эй-Транс» Юрия Минина, из заявленного мэрией тарифа в 23 рубля частникам достается лишь в среднем 14 рублей. Но даже этого хватает для оплаты кредитов и лизинга за автобусы, на высокие зарплаты водителей и еще более высокие – руководства и все прочее. «В среднем за каждого пассажира мы получаем 12–15 рублей. И мы сегодня работаем в ноль, на перспективу», – подытожил он свой небольшой доклад.
Тут же начались нападки: «Это все оттого, что вы на выгодных маршрутах работаете! А вот если бы у вас был маршруту на какую-нибудь Северку, к примеру – что скажете?» – начал наступление Алексей Бородин. «Странно, что вы упомянули именно Северку. Дело в том, что у нас есть маршрут до нее и он вполне успешно работает», – смутился Юрий Минин. «Основные потери муниципального транспорта – это налоги», – попробовал зайти с другой стороны Александр Высокинский. «Вам только что сказали, что они все налоги платят, так?» – начал закипать Караваев. «Да мне кажется, мы вообще все налоги платим, какие только существуют в мире», – развел руками Минин, не заметив позеленевших лиц чиновников. «А зарплаты?» – не отступал Высокинский. «От 30 тысяч водители получают, и все налоги по ним уплачиваются», – ответил представитель частников. «Да все это не важно, вы посмотрите на их автобусы – и на наши. Сколько лет нашим, сколько нам на обслуживание тратить приходится!» – взвинтился вице-мэр. «Так они по лизингу и кредитам за новые платят – те же самые расходы. Ну возьмите новые автобусы в кредит – точно так же нам про обслуживание кредитов будете говорить», – парировал столь же эмоционально Александр Норицын.
Заодно выяснилось, что частники никогда не пропускают случая заработать в морозы. «Да мы специально автобусы всю ночь греем. В морозы ведь общественным транспортом пользуются даже те, кто в другое время пешком ходит. Пассажиропоток возрастает – самое прибыльное время. Да и нам пропускать день – просто невыгодно», – все так же по-коммерчески рассудительно объяснил Юрий Минин.
Тут уже не выдержал Алексей Курлыков. «Вы сейчас реально хотите услышать, что они не платят налоги? Или что они никаким обслуживанием не занимаются? Я как организатор перевозок знаю, что такие вещи в городе есть, я как председатель комитета по каждому предприятию могу это сказать!» – неожиданно начал кричать и угрожать чиновник. «Почему эти люди тогда еще на свободе, если вы все знаете?» – воскликнул в ответ Александр Караваев. Юрий Минин смутился. «Ну, в принципе, у мэрии есть на некоторых маршрутах большие автобусы за пять миллионов – мы бы такие не смогли обслуживать», – проговорил он неуверенно. Впрочем, впоследствии вернулся к понятным для себя-бизнесмена рассуждениям: если все правильно посчитать – все вполне окупается, жаль только, что за каждого пассажира лишь по 15 рублей перевозчик получает. Куда же девается разница с 23 рублями – и вовсе вышло за скобки. Нет, чиновники пытались рассуждать, что в реальности, по проездному, большая часть пассажиров платит по 18, а то и по 12 рублей, но все как-то неубедительно, без документов. По крайней мере больше не пытались никого убедить, что стоимость проезда – 50 рублей на одного пассажира. И тут вопрос снова вернулся к тому, что без конкретных документов разговор не имеет смысла.
Дальнейшие разбирательства решили проводить в рамках «рабочей группы». «Дайте мне трех-четырех депутатов, я две недели потрачу – разберемся во всем. Я пальцем щелкну – все документы принесут», – кричал Александр Высокинский. Парламентарии начали записываться: Караваев, Головин, Швалев, Боровик. «А я вообще не понимаю, зачем нужна эта рабочая группа. Мне и так все понятно, меня и так все устраивает», – стал возмущаться Алексей Бородин. «Хорошо, записываем, что вы не хотите. Что вам все понятно. Потом сами все избирателям объяснять будете, что именно вам понятно», – парировал Караваев.
В сухом остатке: коммерческий транспорт Екатеринбурга работает без бюджетных дотаций и тарифом в размере 23 рублей доволен. Муниципальный транспорт при поддержке бюджетов всех уровней ежемесячно копит многомиллионные долги. По данным «УралПолит.Ru», предварительные итоги проверки деятельности транспортных МУПов свидетельствуют о том, что убыток городского метро по итогам 2013 года составил 35,2 миллиона рублей, Трамвайно-троллейбусного управления – 710,5 миллиона рублей, Муниципального объединения автобусных предприятий – 371,2 миллиона. Причем на долю этих перевозчиков приходится 90 % всего пассажиропотока. Эта сумма, кстати, сопоставима с суммой предъявленных исков по компенсации транспортникам. Эксперты минтранса же указывают на то, что резервы у перевозчиков есть – оптимизация маршрутной сети и изучение пассажиропотока, пересмотр политики оплаты труда (например, в ЕТТУ в дополнение к кондукторам существуют отряды контролеров) и так далее.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях