Вслед за реформой МСУ Челябинск первым опробует на себе создание агломерации. Забытую еще со времен Михаила Юревича идею возродили в рамках предвыборных кампаний Бориса Дубровского и главы Челябинска Станислава Мошарова. На сегодня ни один из участников агломерации не получил четкого плана действий, только радужные обещания.
Вслед за реформой МСУ Челябинск первым опробует на себе создание агломерации. Забытую еще со времен Михаила Юревича идею возродили в рамках предвыборных кампаний Бориса Дубровского и главы Челябинска Станислава Мошарова. На сегодня ни один из участников агломерации не получил четкого плана действий, только радужные обещания. И экспертное сообщество не исключает, что высокая активность властей в этом проекте может ограничиться банальным пиаром и после выборов сойти на нет. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
За право попасть в пилотный проект агломераций Минрегиона РФ наравне с Челябинском боролись 17 крупных городов России. От Урала компанию Челябинской агломерации составила Нижнетагильская: обе они получили одобрение федерального ведомства. Еще один свердловский проект – Екатеринбургская агломерация, – который обсуждался в период работы Александра Мишарина на посту губернатора, не разрабатывался и представлен не был.
Первый этап создания метрополиса уже пройден: челябинский проект признан пилотным. Чтобы заручиться поддержкой федеральных властей, в столице Южного Урала в сжатые сроки создали проектную группу и подготовили необходимый пакет документов для Минэкономразвития РФ, а после инициативу в Москве продвигали вице-губернатор Руслан Гаттаров и зампред правительства Сергей Шаль. Такая спешка, по мнению экспертного сообщества, с одной стороны, позволит как можно быстрее начать реализацию проекта, с другой – из-за скорой проработки вызывает у участников агломерации больше вопросов о будущем проекта в целом.
Второй этап предполагает разработку общей стратегии социально-экономического развития для семи муниципалитетов, комплексного инвестиционного плана и схемы территориального планирования. После того как в агломерации определят расположение действующих и будущих промышленных, жилых и прочих зон, начнется проработка проектов и поиск инвесторов, а также корректировка законов, чтобы привести нормативную базу к единому стандарту. На это у муниципалитетов будет год.
Челябинские власти выбрали для агломерации моноцентрическую модель, в рамках которой муниципалитеты объединяются вокруг одного города-ядра. Речи о буквальном слиянии городов-спутников с областным центром на сегодня не идет – им предстоит лишь реализовывать совместные проекты. Всем участникам обещают политическую независимость друг от друга, но на практике ясности в том, каким образом будет осуществляться взаимодействие городов и районов, у участников агломерации на сегодня нет. В частности, непонятно, за чей счет будет финансироваться проект.
Премьер-министр Челябинской области Сергей Комяков ранее заявлял, что на создание агломерации в течение двух лет из южноуральской казны направят 15 млн рублей. Эти деньги закладываются на разработку стратегии развития нового метрополиса. На решение общих проблем в семи муниципалитетах требуется в сотни раз больше. Свободных средств на это нет ни в областном, ни в местных бюджетах. Сейчас главы муниципалитетов надеются, что на эти деньги им хотя бы помогут разработать документацию для будущих совместных проектов. Станислав Мошаров, рассказывая журналистам о выгодах агломерации и совместном строительстве детсадов и коммунальных сетей, также не смог ответить, на какие средства будет проводиться реформирование, сколько готово выделить Минэкономразвития, кто и как будет распоряжаться этими деньгами и руководить агломерацией. «О сумме сейчас речи не идет. Мы надеемся, что какие-то преференции со стороны Федерации мы получим, но не это главное, – быстро перевел тему глава Челябинска. – Главное, что мы попали в пилотный проект и вместе с Госдумой РФ будем прорабатывать те законы, которые будут действовать во всех агломерациях России».
Как сообщил «УралПолит.Ru» замдиректора департамента по местному самоуправлению и межнациональным отношениям правительства Свердловской области Юрий Кузнецов, сегодня вопрос выделения средств из федерального бюджета еще только обсуждается. «Возможно, это будет в рамках каких-либо действующих госпрограмм, с более льготным входом для «пилотников». Или будет специальная программа по развитию городских агломераций с отдельным объемом финансирования, как по моногородам. Пока неясно, какое будет финансирование, но в ведомственной группе Минрегионразвития есть представители Минфина, так что позже вопрос будет подниматься», – поясняет Кузнецов.
Необходимым условием запуска агломерации является ратификация подписанного соглашения. Этот же документ должны будут одобрить главы и парламентарии остальных городов и районов Большого Челябинска. Но с момента получения резолюции федерального ведомства «локомотив проекта» Мошаров, как называют его коллеги по агломерации, известить муниципалитеты-побратимы не торопится. К примеру, мэр Копейска Вячеслав Истомин о ратификации соглашения узнал от журналиста «УралПолит.Ru», а информацию о том, что Минрегион выбрал для поддержки челябинский проект, и вовсе получил из выпуска новостей. Заседание совета депутатов Копейского городского округа прошло 25 июня. Вопрос об одобрении документа соглашения Челябинской агломерации в его повестке отсутствовал. Ратификации документа пока нет и в планах остальных районных парламентов.
Регулировать вопросы взаимодействия в агломерации, по словам Мошарова, будет специально созданная дирекция. Однако кто войдет в ее состав, глава города также не смог ответить. «Это организационный вопрос, мы его еще не решили», – пояснил он. По информации «УралПолит.Ru», возможный вариант управления агломерацией предполагает создание координационного совета, в который войдут 16 человек (по два представителя от каждого муниципалитета и еще двое – от правительства региона), который будет функционировать как представительный и исполнительный орган.
«Компетенцию местного самоуправления нельзя передавать в другие структуры, поэтому совет будет исполнять лишь координирующую функцию, а каждый участник агломерации будет сам оформлять решения в виде нужных нормативных актов», – поясняет Юрий Кузнецов.
Южноуральские эксперты без энтузиазма оценивают участие властей в реализации проекта на данный момент.
«Обсуждать по большому счету пока совершенно нечего, в связи с практически полным отсутствием информации. Челябинцев уже обрадовали, что теперь они жители не просто мегаполиса, но и центра целой агломерации, однако объяснить, с чего бы такая радость, почему-то забыли. У резидентов, вступающих в Большой Челябинск, кажется, поводов для радости должно быть не меньше, но от чего именно – никто не знает. Равно как не до конца понятен формат и принципы агломерации – на каких условиях, с какими стратегическими целями и промежуточными задачами происходит это объединение», – недоумевает эксперт по проблемам оптимизации городских пространств Александр Полозов.
Политолог Александр Мельников спешку региональных властей поясняет стремлением оправдать оказанное президентом Путиным доверие, а гарантом исполнения проекта называет контроль со стороны Минрегионразвития РФ. «Без наличия политической воли и мощного федерального ресурса Бориса Дубровского попадание в пилотный проект было бы невозможно, – считает эксперт. – Подготовка к запуску этого проекта на федеральном уровне осуществлялась достаточно давно, и в некоторых территориях работа велась еще в 2013 году. Челябинская область в силу особенностей политической жизни региона в последние годы была от него в стороне. Но, видимо, когда новая областная власть вместе с городской оценила возможности и поняла, что федерального лоббистского ресурса хватит, чтобы в последний момент вскочить в уходящий поезд, в нем решили поучаствовать».
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях