В связи с предложением СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» о продлении сроков эксплуатации отдельных компонентов железнодорожных тележек, некоммерческое партнерство производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей» выступило с заявлением о недопустимости подобного шага.
НИЖНИЙ ТАГИЛ, 3 марта, ИА УралПолит.Ru. В связи с предложением СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» о продлении сроков эксплуатации отдельных компонентов железнодорожных тележек, некоммерческое партнерство производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей» выступило с заявлением о недопустимости подобного шага.
Так, по словам инженеров, крупное вагонное литье (рамы, балки), используемое как комплектующие и составные части железнодорожных тележек, согласно конструкторской документации заводов-производителей имеют ограниченный срок службы, определенный на сегодняшний день в 32 года. СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» подало в минтранс РФ проект «Инструкции по продлению срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов». Данный документ не учитывает требования Росжелдора, указанные в пункте 1 решения протокола №АЦ-2 от 25.12.2014 г. в части соответствия статье 13 Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ, так как не является проектом документа в области стандартизации, не относится ни к национальному, ни к международному стандарту, ни к своду правил или иному документу, предусмотренному указанной статьей.
Кроме того, проект инструкции разрабатывался без проведения соответствующих научных исследований и не имеет экспертизы, дающей оценку, как ведет себя металл, подвергавшийся на протяжении стольких лет статическим, динамическим и ударным нагрузкам, какие процессы в нем происходят и на что могут повлиять. Документ разрабатывался без участия основных отечественных производителей крупного вагонного литья и грузового подвижного состава, обладающих наиболее полной информацией о технических характеристиках и параметрах нагружения изделий, безопасной эксплуатации своей продукции. Необходимо отметить, что члены партнерства основываясь в том числе и на заключении ведущего российского профильного научно-исследовательского института «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» не поддерживают инициативу Минтранса России по разработке нормативных документов, определяющих процедуру продления сроков его службы по следующим причинам: отсутствие, на сегодняшний день, подтвержденной методики определения остаточного ресурса изделия неразрушающими методами контроля.
Все существующие методики базируются только на разрушении изделия, что позволяет использовать полученные результаты только в целях подтверждения или опровержения расчетных математических моделей, используемых при проектировании. Вступивший в силу 2 августа 2014 года Техническим Регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 001/2011) «О безопасности железнодорожного подвижного состава» требует безусловного вывода продукции из эксплуатации независимо от ее технического состояния, при достижении назначенного производителем срока службы. Технический регламент допускает продлении срока службы только для железнодорожного подвижного состава при проведении комплекса работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы с последующим подтверждением соответствия существующим требованиям безопасности (сертификация). Данная норма не может быть распространена на узлы и детали, в том числе литые, грузового вагона, так как их модернизация не возможна.
Вместе с тем, как отмечают в НПП «Объединение вагоностроителей», производственные мощности российских производителей крупного вагонного литья загружены на 25–30 процентов, что фактически означает их остановку, и введение процедуры продления литых деталей приведет к закрытию производств с невозможностью их восстановления, так как металлургические процессы в основном непрерывные. Исходя из вышесказанного и учитывая тот факт, что данные изделия наиболее ответственны за безопасную эксплуатацию подвижного состава, а случаи их изломов приводят к крушениям с человеческими жертвами и многомиллионными убытками считаем необходимым прекратить работы по продлению срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов, как не соответствующие государственным интересам.
Некоммерческое партнерство производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей» было создано в 2001 году. Членами партнерства являются ведущие производители железнодорожного подвижного состава и комплектующих, а также научно-исследовательские институты и объединения России, такие как: ОАО «НПК Уралвагонзавод», ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ОАО «Алтайвагон», ОАО «РМ Рейл», ОАО «Тихвинский вагоностроительный завод», ОАО «Вагонтрэйд», ОАО «ПК «Бежицкий сталелитейный завод», ОАО «МТЗ-Трансмаш», ОАО «Транспневматика», ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод», ОАО «НИИ Вагоностроения», ОАО «НВЦ «Вагоны», ОАО «Уральский научно-технологический комплекс», ОАО «Рузхиммаш» и другие.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях