Свердловским бизнесменам придется доставать заначки. Ради погашения госдолга правительство готово пожертвовать дружбой со всеми, кроме железнодорожников.
Свердловским бизнесменам придется доставать заначки. Сегодня депутаты одобрили отмену льгот сразу нескольким группах бизнесменов. Особенно несладко придется владельцам крупных торговых и деловых центров – их налоги, как они и опасались еще год назад, вырастут в десятки раз. Цель у депутатов одна – любыми способами сократить огромный государственный долг области. Ради этого они готовы пожертвовать дружбой со всеми, кроме железнодорожников. Кому не повезет – в материале «УралПолит.Ru».
Свердловские власти пересмотрят налоговые льготы для бизнесменов, которые активно вводились в течение нескольких последних лет. Соответствующий законопроект уже поступил на рассмотрение в региональное Законодательное собрание. Причина – исполнение поручений президента Владимира Путина. Еще 11 сентября прошлого года глава государства вместе с федеральным минфином поручили регионам увеличить доходы, оптимизировать расходы и усовершенствовать долговую политику. В Свердловской области подумали и решили в качестве одной из мер провести «оптимизацию существующих налоговых льгот». В декабре собралась рабочая группа, которая разрабатывала проект целый год. Сегодня на комитете заксобрания по бюджетной политике депутаты решили, кого нужно лишить помощи.
Проект предполагает отмену ряда льгот как для государственных и муниципальных учреждений, так и для предпринимателей различного масштаба и направлений деятельности. Кроме того, некоторых бизнесменов ждет изменение налогооблажения в целом, речь идет о скандальных выплатах налогов по кадастровой стоимости, когда вместо нуля рублей владельцы начнут платить миллионы. Обо всем по порядку.
Отменить за ненадобностью
Часть льгот, которые действовали последние несколько лет, депутаты отменили по простой причине – за ненадобностью. Преференций по налогу на имущество лишатся все государственные и муниципальные учреждения. Объясняется это просто – слишком много денег областной бюджет недополучает из-за этой льготы. В 2013 году в казну не поступили 3,6 миллиарда рублей. «Опыт других регионов показывает, что льготы отменяются во многих субъектах в связи с тем, что бюджетным законодательством предусмотрено предоставление субсидий учреждениям на их финансовое обеспечение», – заявила замминистра финансов области Татьяна Гладкова. По ее словам, без льгот ГУПы и МУПы смогут провести ревизию своего имущества и сдать все лишнее в аренду, а правительство получит 3,3 миллиарда дополнительного дохода.
За ненадобностью льгот лишатся гостиницы и рестораны. Чиновники выяснили, что из-за них бюджет недополучает 109 миллионов рублей. По мнению специалистов, после того, как Екатеринбург вошел в пятерку регионов России по количеству гостиничных мест, льгота утратила актуальность. Истек срок государственной поддержки и для аэропортов. За два года три компании успели с ее помощью перевооружиться, перестроить терминалы и привлечь инвестиции.
Особый путь железной дороги
Железную дорогу оставить совсем без льгот законодатели по привычке не смогли. Раньше, с подачи теперь уже бывшего губернатора Александра Мишарина, правительство поддерживало владельцев вагонов, эксплуатируемых с 2010 года. В новом документе старая норма отменяется и вводятся льготы на вагоны 2011–2012 годов, но с уточнениями: в организации должны работать на менее 300 человек, и она должна привлекать инвестиции на ту же сумму, которую хочет получить по льготам.
«Мы понимаем, что то количество организаций, которое сейчас пользуется льготой (28 – прим. «УралПолит.Ru») существенно сократится. И выпадающие доходы бюджета снизятся на 745 миллионов рублей», – отметила Татьяна Гладкова.
Как резонно поинтересовался глава свердловской Счетной палаты Андрей Ефимов, действительно ли такая льгота выгодна для области, особенно в тяжелых условиях на рынке, ведь еще в начале сентября крупнейший вагоностроитель Олег Сиенко жаловался, что их продукцию почти никто не покупает. Замминистра на этот счет заявила, что выгоду бюджет получает за счет НДФЛ с больших зарплат сотрудников и с инвестиций на обновление вагонного парка.
«Я должен дополнить. Была информация, что в 2011–2012 годах до 70 % объемов выпускаемой продукции УВЗ была закуплена Второй грузовой компанией. Это очень опосредованные инвестиции в развитие этой отрасли, это очень важно. Здесь внесены базовые критерии, чтобы не растекаться и сократить количество предприятий, которые будут получать льготу», – вступил в диалог глава комиссии Владимир Терешков. К слову, Вторую грузовую компанию лоббировал бывший губернатор области Александр Мишарин. Видимо это стало аргументом, потому что вагоны решили не трогать.
Вторую грузовую компанию, которая покупает большую часть вагонов УВЗ, лоббировал бывший губернатор Александр Мишарин
Взрывоопасная точка
В самой грустной ситуации после принятия закона окажутся владельцы крупных торговых центров. В прошлом году на федеральном уровне был принят закон, по которому налоговая база предприятий с 2018 года должна исчисляться на основании кадастровой стоимости. Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, в Свердловской области депутаты решили перевести на эту систему часть бизнеса уже в этом году. Закон коснется административно-деловых и торговых центров площадью больше 5 тысяч «квадратов» и недвижимости иностранных организаций.
Еще год назад бизнесмены были возмущены тем, что цена недвижимости должна была вырасти в десятки раз, а налог поднимется на 20–30 %. Все опасения предпринимателей сегодня озвучила бизнес-омбудсмен Елена Артюх: «Налогоплательщики до сих пор не знают, кто попадет под новый порядок, кто не попадет. Часто кадастровая стоимость существенно больше по сравнению со средней годовой. Конечно, есть список объектов, особенно старых, которые при оценке получили существенно меньшую цифру, и для них налог будет уменьшен. Но в отношении львиной доли объектов, а это новые торговые и деловые центры, налог существенно вырастет».
Специалисты уже посчитали пару примеров: в Каменске-Уральском владельцы торгового центра площадью 12 тысяч квадратных метров сегодня не платят ничего по упрощенной системе налогооблажения, а с новым законом будут платить 3,5 миллиона. Похожая ситуация с одним из ТЦ в Екатеринбурге: налог вырастет резко с нуля до 14,5 миллионов. «Это не радостно. Я могу предположить, что если налогоплательщики вчера не пошли, то завтра точно пойдут оспаривать кадастровую стоимость в суд, понимая, что это та самая база, с которой все будет рассчитываться. А мы помним, что когда кадастровую стоимость земли утвердили и выдали на гора, каждый второй земельный участок был оспорен», – заключила Артюх.
Развеять ее опасения никто в комитете не смог. Крупные центры действительно станут подопытными кроликами как и по новой системе в целом, так и по величине ставки в полтора процента, ведь сейчас никто не знает, насколько она адекватна. «Эти полтора процента мы почувствуем 2015 годом, поймем, куда попадем. И когда увидим эти полтора процента, поймем, большие ли это для бизнеса деньги. У нас есть право поправить наши действия, закон наш субъектный, мы можем это сделать. Понятно, что надо составлять реестр», – отметил депутат.
Пока всем предпринимателям, которые хоть как-то пользовались льготами, нужно готовиться к тому, что их расходы существенно вырастут. Потому что, так или иначе, к 2018 году все перейдут на кадастровую налоговую систему. Несмотря на то, что депутаты рассуждают об усовершенствовании законодательной базы, их цель гораздо проще – хоть как-то снизить многомиллиардный долг.
© Ольга Балюк
Вы можете поделиться новостью в соцсетях