Депутат Партии роста Гарри Столяров уверен, что допинговый скандал уже не имеет никакого отношения ни к спорту, ни к фармацевтике, а только к политике.
ТЮМЕНЬ, 1 августа, ИА УралПолит.Ru. Представитель Международного олимпийского комитета Марк Адамс заявил, что МОК примет решение по участию российских спортсменов в Играх в Рио-де-Жанейро до начала состязаний 5 августа. После чего, глава МОК Томас Бах рассказал, что для допуска на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро российские спортсмены должны пройти трехступенчатый «фильтр».
Депутат Партии роста Гарри Столяров уверен, что допинговый скандал уже не имеет никакого отношения ни к спорту, ни к фармацевтике, а только к политике. «Надо правильно понимать, что за процессы сегодня происходят в спортивной фармакологии. Тут происходит наложение трех тенденций, и их надо рассматривать по отдельности. На сначала надо понять одну очень простую вещь. К предельным возможностям человеческого организма спорт высоких достижений подошел еще во второй половине прошлого века. Дальнейший рост результатов без фармакологической поддержки не просто невозможен – он смертельно опасен для здоровья. Сегодняшний профессиональный спортсмен каждодневно подвергает свой организм чудовищным перегрузкам. Простейший пример – без калие-магниевых препаратов для поддержания сердечной деятельности спортсмен просто рискует умереть от инфаркта, не дожив до сорока лет, причем это касается не только спортсменов олимпийского уровня, а любого мастера спорта.
Именно поэтому до последнего времени допинговые и поддерживающие препараты строго разграничивались. Если препарат не наносил вреда здоровью спортсмена и не давал преимущества с спортивных результатах – он не мог быть отнесен к категории допинга. При этом, разумеется, никто не отказывался именно от допинга – просто шло соревнование производителей и экспертов. Фармацевты и биохимики всех ведущих спортивных держав постоянно изобретают новые препараты, дающие явное преимущество употребляющему их спортсмену, а специалисты, занимающиеся контролем над допингом, с некоторым опозданием распознают его действие и вносят в список запрещенных. У спортсменов, выступающих за страну, лидирующую в области фармацевтики и биохимии, всегда есть некоторая фора – промежуток времени, когда новый препарат уже синтезирован, но в список запрещенных еще не внесен. Понятно, что безусловный лидер здесь – Соединенные Штаты, и фора эта работает, в первую очередь, на них. Сегодня мощно развивается в этом отношении Китай. А вот Россия за последние четверть века очень сильно отстала. После развала Советского Союза остановилось – или, по крайней мере, замедлилось – развитие почти всех отраслей науки, в том числе и биохимии.
И вот тут следует парадоксальный вывод – сегодня наши спортсмены «чище» всех остальных. Не от хорошей жизни, не оттого, что мы гораздо честнее и принципиальнее прочих. Просто у нас нет своих допинговых препаратов, которые не были бы известны антидопинговым экспертам… И то, что наши олимпийцы боролись на равных с соперниками, имеющими запасного туза в рукаве – это почти подвиг. Чтобы оставаться на равных, им приходилось прикладывать гораздо больше усилий.
А сегодня мы наблюдаем, как та же WADA совершенно бесспорно перестает быть структурой наднациональной и беспристрастной, и откровенно переходит под контроль американцев. Что это означает? В рассматриваемом аспекте – сильно вырастет фора американцев. Промежуток между созданием нового препарата, и моментом, когда его, наконец, «заметят» и запретят специалисты WADA, и демонстративно накажут нескольких американских спортсменов, будет искусственно увеличиваться. То есть фора станет абсолютной. О честном спорте можно будет забыть до тех пор, пока контроль над допингом не начнет осуществлять действительно независимый международный орган. Очистить сегодняшний антидопинговый комитет вряд ли возможно, его необходимо распустить и заменить совершенно новой структурой.
Но это был только один аспект проблемы. Поговорим теперь о втором аспекте – о размывании границы между допинговыми препаратами и спортивной фармакологией вообще. Что это значит? А вот что. Как мы уже говорили, сегодняшний спорт высоких достижений принципиально невозможен без поддерживающих препаратов. Между производителями этих препаратов, естественно, идет конкурентная борьба. И тут американский контроль над WADA позволяет американским корпорациям получить конкурентное преимущество. Препараты, которыми пользуются наши спортсмены, произвольным образом заносятся в списки запрещенных, и одним выстрелом убиваются два зайца. Во-первых, все спортсмены вынуждены переходить на продукцию американских производителей. А во-вторых, внезапные запреты позволяют задним числом дисквалифицировать российских спортсменов. Лучшей иллюстрацией этого процесса является предыдущий, мельдониевый скандал. Тут я не буду ничего говорить от себя, просто приведу длинную цитату из выступления одного из наших ведущих экспертов в антидопинговой сфере, экс-главы Российской антидопинговой службы Николая Дурманова:
«Для того чтобы препарат был записан в черный список допинга, он должен быть: а) опасным для здоровья, б) давать явное преимущество в спортивных результатах, в) быть неэтичным: как, например, наркотик. Мониторинг препарата проводился WADA очень короткое время. И главным результатом мониторинга было следующее: оказывается, этот препарат активно применяется в восточноевропейском спорте. На основании этого критерия сочли возможным его запретить. Это неопасный препарат: его дают терминально больным людям, беременным женщинам, людям пожилого возраста, он прошел весь необходимый контроль, он не опасен в принципе. Этичность — он этичен, это препарат из официальной фармакопеи, с регистрационным номером, с 40-летней практикой применения в официальной медицине. И теперь главное. Прирост результатов — нет никакого прироста результатов. Такие вещи доказываются с помощью стандартных методик, с помощью довольно длительного наблюдения.
Когда к какому-либо препарату возбуждается интерес, его мониторят. Обычно это идет два-три года: к препарату присматриваются, проводят какие-то эксперименты: в этих процессах участвуют какие-либо научные организации, университеты, приглашаются различные эксперты и выносится заключение: да, препарат дает явное спортивное преимущество. В этом случае ничего подобного сделано не было. Мониторинг препарата проводился очень короткое время».
Изобретатель же мельдония, директор Института органического синтеза Латвии Иварс Калвиньш, открыто обвинил WADA в лоббировании интересов американских конкурентов, производящих аналогичное средство следующего поколения – карнитин. Это средство более эффективно, его используют американские спортсмены – но, в отличие от мельдония, его безопасность вызывает серьезные сомнения.
И, наконец, третий аспект происходящего, уже не имеющий никакого отношения ни к спорту, ни к фармацевтике, а только к политике. Меры, которые сегодня были приняты к российской олимпийской сборной, просто поражают. Принцип коллективной ответственности – это, простите, напоминает практику гитлеровских зондеркоманд. Поголовно уничтожавших население деревень в районах, где действовали партизаны.
До сих пор известно несколько случаев отстранения от участия в Олимпийских играх. От игр в 1920-ом году были отстранены побежденные в Мировой войне Германия, Австрия, Венгрия, Турция и Болгария. В 1948-ом – побежденные во Второй Мировой Германия и Япония. Сегодняшняя попытка отстранения России должна рассматриваться только в этом контексте – с Россией обращаются, как с побежденной державой. Только мы пропустили войну, в которой нас победили.
Я не знаю, почему наши спортивные чиновники покорно приняли такое вопиющее оскорбление России, и не хочу знать. Они еще радуются, что не отстранили вообще всю команду, а только легкоатлетов – и называют это «взвешенным решением»! Бог им судья. Но я уверен, что Россия должна адекватно отреагировать на оскорбление. Если на это неспособны Олимпийский комитет России и министерство спорта – значит, за них должны поднять голос простые граждане. Именно поэтому мы и создали петицию о приостановлении членства России в МОК и создании новых международных спортивных структур. Мировой спорт нуждается в серьезном очищении и возвращении честной конкуренции.
© Никита Курганов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях