«УралПолит.Ru» выбрал основные тенденции, которые оказали влияние на экономику в 2015 году, и собрал прогнозы экспертов на 2016 год.
«Экономика важнее, чем политика», «наша политика – это наша экономика» – такие заявления делают российские чиновники на исходе 2015 года. На фоне различных политических противостояний и потрясений экономические проблемы остаются основным вопросом повестки, решением которого занимаются все ведущие ведомства страны. Из-за ситуации на Ближнем Востоке, перекраивания рынка нефтепродуктов и нефтедобычи в США и многих других факторов системный кризис коснулся не только России, но и многих других стран Евросоюза и Азиатского региона. «УралПолит.Ru» выбрал основные тенденции, которые оказали влияние на экономику в 2015 году, и собрал прогнозы экспертов на 2016 год.
Падение цен на нефть
Весь год в России прошел под знаком падения цен на нефть. Дав в мае небольшой рост до 68 долларов за баррель, в июне цена нефти марки Brent начала постепенное падение и к декабрю опустилась до минимума 2004 года – 36 долларов, а также впервые стала дешевле американской марки WTI.
На следующий год российское правительство настроено относительно оптимистично: полностью зависимый от нефти бюджет сверстан из расчета 50 долларов за баррель, но некоторые экономисты отмечают, что его придется корректировать, так как цена на нефть может не подняться или подняться на недостаточную величину. В частности, глава свердловского минфина Галина Кулаченко отметила, что первые корректировки могут быть произведены уже в первом квартале 2016 года (региональных бюджетов это коснется только в части федеральных траншей).
После резкого зимнего падения стоимости нефти возникли мнения, что котировки могут опуститься едва ли не до нуля, но эксперты считают, что дно уже практически достигнуто. «Падение не может быть бесконечным. Возможно, мы еще увидим более низкие цены, однако они же и станут исходными для возобновления позитивной динамики. Дно пока не достигнуто, но уже близко», – цитирует РБК главу дирекции финансовых институтов и инвестиционных услуг Уральского банка реконструкции и развития Владимира Зотова. По мнению аналитика инвестхолдинга «Финам» Богдана Зварича, рынок будет полностью зависеть от данных США по запасам.
Массовый отзыв лицензий
Начавшееся с приходом в Центробанк Эльвиры Набиуллиной «оздоровление банковской сферы» в 2015 году достигло пика. По данным портала Banki.ru, за год лицензии были отозваны у 104 кредитных организаций (против 95 в 2014 году). Среди них оказались и такие крупные банки, как «Ренессанс», «Связной банк», «НОТА-банк», Пробизнесбанк и другие.
В данный момент всеми силами идет спасение ВЭБа. Решения по поддержке кредитной организации должны быть приняты до конца года, рассматриваются варианты докапитализации, выделения 300 миллиардов рублей на деятельность и другие.
По словам главы Сбербанка Германа Грефа, в 2016 году лицензий могут лишиться еще около 10 % банков. «Шок на рынке был не виной Банка России, а был вызван рядом сложившихся факторов. Сейчас банковский сектор расчищается от мертвых организаций. Это для него полезно», – процитировала топ-менеджера «Российская газета». Глава ВТБ Андрей Костин спрогнозировал, что через пять лет в России останется не более трех сотен банков.
Санкции расширяются
В 2015 году взаимные санкции России и остального мира не только сохранились, но и расширились. Кроме «крымских» и антисанкций появились и точечные экономические санкции в отношении Турции после «акта агрессии». Ограничения затронули все инвестпроекты, в том числе строительство АЭС и газопровода, сфер туризма и торговли. Под негласным запретом оказались даже формально не затронутые отрасли, например, текстиль.
Судя по всему, следующий год в России снова пройдет под знаком санкций, так как в середине декабря Евросоюз официально продлил их еще на полгода в неизменном виде. Под ограничениями остаются российские банки, оборонные концерны, импорт и экспорт оружия. Россия, в свою очередь, также не ослабляет ответные меры: импорт продовольственных товаров по-прежнему запрещен.
Кризис усугубился
2015-й стал первым официально кризисным после 2008–2009 годов. Реальные заработные платы россиян в ноябре 2015 года упали на 9 %, реальные доходы – на 5,4 %, розничные продажи – на 13,1 %. По данным фонда «Общественное мнение», 49 % опрошенных жителей почувствовали, что их материальное положение в этом году ухудшилось. 34 % респондентов ожидают еще больших ухудшений в 2016 году.
Даже Владимир Путин назвал «тяжелую экономическую ситуацию» кризисом, пик которого, по мнению президента, прошел. В этом вопросе эксперты расходятся во мнении. В строительной отрасли считают, что пик кризиса придется на 2017 год, а восстановление начнется только в 2019-м. Финансисты более оптимистичны, но они прогнозируют восстановление уже в 2016-м, но только при определенных условиях.
«В 2016 году основные надежды обращены на воздействие фактора понижающейся ключевой ставки ЦБ. Мы заканчиваем год со ставкой в 11 %, в следующем году видим потенциал для дальнейшего снижения. Так, по нашим оценкам, на данный момент мы имеем все шансы завершить 2015 год с результатом в 13 % г/г по инфляции, а в 2016 году выйти на уровни в 9–9,5 % г/г даже в условиях ослабления курса рубля», – отметили эксперты «Финам».
Рост также прогнозирует агентство Standard & Poor's. «Наш прогноз на следующий год – рост ВВП на уровне 0,3 %. Наш базовый сценарий предполагает небольшое восстановление нефтяных цен по сравнению с текущими котировками, но в целом их сохранение на низком уровне в 55 долларов за баррель в среднем в 2016 году по марке Brent», – заявила ведущий экономист S&P по России Татьяна Лысенко РИА «Новости».
Падение рубля
Положение рубля на рынке валют продолжает прямо пропорционально зависеть от стоимости нефти, поэтому здесь картина идентичная: до мая отмечалось снижение стоимости после резкого скачка зимой 2014 года. Но в июне начался постепенный рост стоимости российской валюты, который не прекращается до сих пор. На 23 декабря евро стоил в среднем 77,5 рубля, доллар – 70,9 рубля. Рубль по-прежнему будет зависеть от нефти, поэтому его стоимость напрямую зависит от прогнозов по сырьевому рынку.
Курс на импортозамещение
2015 год прошел под кратким девизом «Импортозамещение». По словам представителей правительств регионов, постепенным процессом замены зарубежных товаров на отечественные чиновники занимались и раньше, только тогда он не был таким медийным. «Импортозамещение – прямо какая-то огульная история, давайте немного в понятиях определимся. Импортозамещение – это составная часть развития всей промышленности. < > Но это не самоцель. Если мы ставим себе задачу сделать какой-то узел лучше, чем импортный, пусть он сначала поконкурирует на Западе, за границей. Вот тогда это импортозамещение. А так мы с вами опять на «Запорожцы» пересядем, если мы будем говорить, что вот, давайте все заменим и все прочее», – заявил глава Свердловской области Евгений Куйвашев на итоговой пресс-конференции.
Зато в этом году, когда на импортозамещение обратили внимание на федеральном уровне, выяснилось, что воплощать планы в жизнь не так просто, как могло показаться. По данным «Финам», в 2015 году только три отрасли – пищевое, химическое производство, а также производство кокса и нефтепродуктов – показали рост, иногда небольшой. Спорная ситуация в текстильной промышленности по мнению экспертов по производству домашнего текстиля ttp://deco-tex.ru - есть небольшое повышение спроса на отечественный текстиль, а соответственно с ним ожидается и рост производства.
При этом российский кабмин всячески поддерживает импортозамещение и, очевидно, продолжит оказывать поддержку в 2016 году. В частности, 23 декабря Владимир Путин подписал указ о том, что правительство должно обеспечить господдержку инвестиционных проектов по производству промышленной продукции, связанной с импортозамещением. С апреля следующего года каждые шесть месяцев чиновники будут отчитываться по этому документу.
Разрушение мифа об экономике Китая
В последние годы официально считалось, что темпы роста китайской экономики выше, чем мирвой. Так и есть, но миф о ее успешности был разрушен летом 2015 года, когда из-за опасений относительно ситуации в КНР произошел обвал рынка. В августе китайская промышленность начала падать самыми быстрыми за пять лет темпами, а ее рост составил всего 7,4 % – по данным BBC, это самый низкий показатель с 1990 года. Страну настиг «черный понедельник», когда на фоне всех слухов индекс Шанхайской биржи упал на 8,5 %, что привело к самому крупному за восемь лет обвалу фондовых рынков по всему миру.
Перспективы китайской экономики на 2016 год достаточно туманны. Известно, что в ноябре на пленуме ЦК КПК был принят экономический план на следующий год, но официальные показатели не раскрываются, лишь общие черты – удвоение объема ВВП и дохода на душу населения до 2020 года, а также переключение экономики с инвестиций и экспорта на внутренние рынки. Это намерение вряд ли окажется позитивным для России, так как после введения санкций азиатский рынок в целом и Китай в частности являются одними из немногих официальных экономических партнеров РФ.
Как писал The Wall Street Journal, по словам одного из высокопоставленных китайских чиновников, на совещании обсуждалось, что «экономика будет следовать по L-образному пути, а не по V-образному», но опасения по поводу крупного проседания экономики КНР являются «необоснованными».
Монополизация рынка авиаперелетов
Глубокие потрясения настигли в этом году российский рынок авиаперевозок. После долгих сопротивлений обанкротилась компания «Трансаэаро». Большую часть обязательств перевозчика взял на себя «Аэрофлот». Сразу после этого возникли мнения, что такими темпами рынок авиаперевозок в России может быть монополизирован, как получилось с железнодорожными перевозками.
В Минэкономразвития опровергли подобный сценарий, так как в стране существует более трех компаний-перевозчиков, но противоположного мнения придерживаются антимонопольщики. Глава ФАС Игорь Артемьев отметил, что возможное слияние «Трансаэро» и «Аэрофлота» приведет к ограничению конкуренции, с которым «придется мириться некоторое время». В итоге сделки не произошло, но 10 декабря ФАС вышел устное предупреждение «Аэрофлоту» из-за роста цен на билеты и обещал принять меры, если это продолжится.
Кризис туризма
Из-за политических и экономических причин сильнее всего в России просел рынок туризма. Он и так сокращался из-за кризиса, когда по внешнеполитическим причинам были прекращены полеты в Египет, а затем запрещены туры в Турцию . По словам главы Уральской ассоциации туроператоров Михаила Мальцева, рынок за год просел на 60 % только за весенне-летний сезон, хотя тогда еще не было никаких ограничений на полеты.
Несмотря на пессимистичные прогнозы, представители рынка туризма пытаются держаться оптимистично. С одной стороны, они надеются, что к весеннему сезону ситуация с Турцией и Египтом разрешится (судя по последней пресс-конференции Владимира Путина, с турецкими коллегами мы возобновим отношения еще не скоро). С другой стороны, они готовы искать новые направления, но уже без дешевых альтернатив. «В туризме нет незаменяемых направлений и стран, просто номера один и два станут другими. Определяющими будут не политические решения, а экономика», – отметил Михаил Мальцев.
Россия узнала про биткоин
В 2015 году российские власти обратили пристальное внимание на криптовалюты. Реакция различных ведомств была неоднозначной. В Центробанке заявили, что они являются сторонниками «аккуратного подхода к биткоинам» и обещали принять решение после детального анализа всей системы. В Минфине и Минэкономики по-прежнему выступают резко против любых криптовалют, называя их суррогатами. В октябре стало известно, что Минфин даже не против ввести уголовную ответственность за использование биткоинов. Поддержу финансовое ведомство получает от силовиков, которые считают, что криптовалюты активно используются при торговле наркотиками, пишут «Известия».
Однако в декабре глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что технологию blockchain, на основе которой разрабатываются криптовалюты, необходимо изучить, так как она «интересная перспективная» и «может помочь народному хозяйству, взаимоотношениям государства и человека», сообщил ТАСС. Кроме того, Сбербанк собирается присоединиться к международному консорциуму R3, который занимается развитием сервисов на основе этой технологии.
Ольга Балюк
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях