ТАРКО-САЛЕ, 24 июня, ИА УралПолит.Ru. Спикер Заксобрания ЯНАО Сергей Харючи ответил на вопросы жителей региона в ходе пресс-конференции. Самые интересные касались бюджета и назначения губернатора округа.
ТАРКО-САЛЕ, 24 июня, ИА УралПолит.Ru. Спикер Заксобрания ЯНАО Сергей Харючи ответил на вопросы жителей региона в ходе пресс-конференции. Самые интересные касались бюджета и назначения губернатора округа.
За несколько последних лет Ямал превратился в регион с дефицитным бюджетом. В итоге – секвестрируются социальные и экономические программы развития. Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы снова вернуть автономному округу лидерство в рейтинге самодостаточных регионов страны?
– Я бы не стал так сгущать краски – дефицитный бюджет не является свидетельством того, что Ямал перестал быть самодостаточным субъектом. Окружной бюджет – это достаточно динамичный документ, в который в течение финансового года неоднократно вносятся корректировки, что связано со сложной и меняющейся финансово-экономической ситуацией в стране и мире. К примеру, если взять бюджет округа за 2014 год, то он тоже был сформирован с дефицитом, но исполнен он был с профицитом. Причем это произошло не за счет секвестирования социальных и экономических программ, а за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета. В 2014 году округ вышел на третье место в России по объему поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет страны. Доля округа составила около шести процентов.
В целом за последние пять лет окружной бюджет претерпел существенные изменения в сторону увеличения доходной и соответственно, расходной части. Почти в два раза увеличился размер консолидированного бюджета. С 2010 года также почти в два раза вырос валовой региональный продукт, его объем составляет 1,5 триллиона рублей. По итогам 2014 года социальные расходы на одного жителя составили 296 тыс. рублей, что выше среднероссийского показателя почти в пять раз и почти в четыре раза превышает средний показатель по УрФО.
Этот год, а возможно и следующий будет сложным в экономическом плане. Мы все знаем, что в результате резкого ухудшения нефтяной конъюнктуры и санкций в отношении России прогнозируется значительное снижение налоговых поступлений в текущем году, но на фоне других субъектов Ямал выглядит более чем достойно.
Во многом, на мой взгляд, это результат того, что важным вектором в работе заксобрания автономного округа пятого созыва было создание законодательных механизмов для диверсификации экономики, привлечения инвестиций, создания благоприятного налогового режима для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории округа, поддержки малого и среднего бизнеса.
Ямальскому парламенту так и не удалось добиться принятия важнейших для Ямала законопроектов на федеральном уровне. По-прежнему, например, буксует закон об оленеводстве, снижается финансирование проектов округа за счет программы «Сотрудничество». Что поможет, на ваш взгляд, нашим парламентариям снова взять бразды управления регионом в свои руки?
– Позволю не согласится с постановкой вопроса, поскольку я не считаю, что депутаты окружного парламента не участвуют в управлении регионом. Парламенту Ямала удалось добиться принятия важнейших для региона окружных законов, благодаря которым в округе сохраняется социально-экономическая стабильность, и он занимает лидирующие позиции среди других субъектов России. Да, на федеральном уровне принятие законотворческих инициатив субъектов, причем не только наших, идет очень тяжело. К примеру, закон об оленеводстве не могут принять уже более 10-ти лет. Тем не менее, за время работы заксобрания Ямала пятого созыва в Госдуму в порядке законодательной инициативы мы внесли 15 проектов федеральных законов, в первом чтении принят один проект закона, в качестве федеральных законов принято три. Сегодня один из этих законов позволяет успешно реализовывать масштабные инвестиционные проекты, такие как строительство морского порта Сабетта и завода Ямал СПГ.
За пять лет депутаты окружного парламента приняли 798 законов автономного округа, рассмотрели 462 проекта федеральных законов и около 10 тысяч обращений граждан, организаций и общественных объединений.
Будут ли окружные законотворцы работать в направлении восстановления прав для КМНС по вылову муксуна для собственных нужд? Когда будет снят запрет? Что делать с муксуном, попавшим в сети при промышленном лове? Это ведь не язь, если муксуна выпустить в реку, он не оживет.
– В Министерстве сельского хозяйства РФ подготовлен и подписан приказ «Об установлении ограничения рыболовства муксуна в водных объектах Томской области, Югры и Ямала в 2014 году», по которому запрещено ловить муксуна с 16 августа до конца 2014 года. Решение принято из-за катастрофического исчезновения муксуна. С 1 января 2015 года вступил в силу приказ от 11 ноября 2014 года № 441 об ограничении вылова муксуна в Обь-Иртышском рыбохозяйственном районе, действовать он будет по 31 декабря 2015 года. На Ямале предпринимаются реальные шаги в восстановлении популяции муксуна. Так, в поселке Харп Приуральского района идет строительство рыборазводного завода. Сроки завершения объекта – 2015 год. Первые результаты ожидаются в 2016 году. Также запланировано строительство завода по разведению молоди рыб ценных пород в Тазовском районе. Ведется строительство рыборазводного завода в поселке Самбург. Пока ситуация с популяцией муксуна не улучшится, не может быть и речи о каком-либо рыболовстве, квотах, льготах.
Для исключения привлечения к ответственности необходимо строго следовать букве закона. Так, правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна предписывают в случае добычи (вылова) запрещенных видов водных биоресурсов либо превышения разрешенного прилова водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, на которые установлен общий допустимый улов, должны с наименьшими повреждениями, независимо от их состояния, выпускать в естественную среду обитания. Безусловно, при принятии подобных нормативных актов учитывается мнение специалистов в области ихтиологии.
К нашей стране выдвигают все новые санкции, цены на продукты растут. Власть пытается их сдерживать, и на том спасибо. Но может лучше бросить силы на поддержку собственного производства? Не только мясом и рыбой славиться, но выращивать и свои овощи? Что мешает? (Екатерина Ивановна, село Мужи)
В принципе, ничего не мешает. Кроме некоторых климатических ограничений. Тем не менее, вы правы. Сегодня округ в состоянии обеспечить население овощами, выращенными на нашей территории. Конечно, это затратно, и кто-то может сказать, что проще завозить тот же картофель и огурцы из-за пределов округа. Но не надо забывать, что при всей суровости нашего климата в южных районах округа достаточно благоприятные условия для овощеводства, и, учитывая сегодняшние технологии развития тепличного хозяйства, – планы становятся более реальными. Опыт такой на Ямале есть – тепличное хозяйство успешно внедряется и в наших северных городах.
Депутаты молчаливо согласились с новым порядком избрания губернатора округа. А почему не спросили своих избирателей? Получается, губернатора теперь избирает не народ, для которого он должен собственно работать (Сергей, Салехард).
– Решение отойти от прямых выборов высшего должностного лица действительно вызвало много споров. Но ведь по большому счету это такая же система, что и в органах местного самоуправления. Окружные депутаты представляют интересы избирателей всего округа. Ямальцы, избрав их на легитимных выборах, наделяют их правом представлять свои интересы. И как представители народа депутаты наделены правом не назначения, а избрания главы субъекта Федерации тайным голосованием из того перечня кандидатур, которые представит глава государства.
Губернатор Тюменской области рекомендует пять кандидатов на рассмотрение президента. Здесь логика понятна. Территориально Ямал входит в состав Тюменской области, но по Конституции он – самостоятельный субъект РФ. Рекомендации политических партий ведь тоже будут учитываться. Поэтому, я считаю, народ не отстранен от участия в выборе своего губернатора, а делает это через своих представителей – депутатов. К тому же это экономия финансовых средств, о которой в кризисный период стоит задуматься как никогда.
© Дарья Александрович
Вы можете поделиться новостью в соцсетях