Член РАН Алексей Кузнецов: «Если вы позиционируете себя как часть УрФО, вы всегда будете в подчинении у Екатеринбурга»

Замдиректора Института мировой экономики о путях укрепления позиций Тюменской области на «корпоративной карте» мира»
Фото: scientificrussia.ru

В Тюмени прошли первые в 2016 году Губернаторские чтения. Тема лекции – «Пути укрепления позиций Тюменской области на «корпоративной карте» мира». С основной лекцией выступил замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Кузнецов. Он сразу предупредил, что будет говорить о направлениях, которые в регионе можно еще усилить.

Иностранные инвесторы приходят поздно

Первый вопрос, который поставил Кузнецов – поздний приход иностранных компаний в Тюменскую область: «Есть объективные причины движения из Москвы в другие крупные города. Даже если сравнивать с другими городами Урала – в основном, к вашим соседям приходят раньше, чем в Тюмень. Можно подумать, как в будущем эту тенденцию слегка скорректировать, чтобы иностранные инвесторы понимали, что Западная Сибирь – это, прежде всего, Тюмень».

В пример академик РАН привел «Райффайзен банк», который открыл представительство в Москве 1989 году, в 2005 году в Екатеринбурге, в 2006 году в Челябинске и Нижнем Новгороде. В Тюмени банка до сих пор нет. Следующий пример – «Макдоналдс», первый ресторан которого открылся в Москве в 1990 году. «Сейчас «Макдоналдс» есть в Тюмени, но почему в начале 2000-х компания сказала, что Сибирь их не интересует? В тот момент это был просчет региона», – отметил Алексей Кузнецов.

«Ашан» пришел в регион в 2015 году, вы 57-е в России по счету, куда зашла компания. При этом входите в 20 крупнейших городов страны. Можно гордиться тем, кого вы привлекли, но иногда возникают вопросы, например, почему компания «Кнауф» пришла к вам совсем недавно – могли 10 лет назад, при том что фирма старается идти не по столичным регионам. Она строила уже и в Тульской, и Нижегородской области – почему только последние несколько лет зашла к вам?», – продолжил замдиректора Института мировой экономики и международных РАН.

При этом академик РАН подчеркнул, что в регионе ведется очень скрупулезная работа с потенциальными инвесторами: «Но в мире действует 1000 транснациональных корпораций. Они тоже сами выбирают партнеров, но это не всегда логично. Вот рассказ кофейной компании «Пауль». Их спрашивают, зачем они пришли в Тверскую область? Они отвечают: «Мы посмотрели, что он маленький, с университетом, и подумали, что это тоже университетский городок типа нашего. При этом спроси финна, знает он, сколько вузов в Тюмени и что вы пятые на душу студентов в стране? Тем не менее эта компания пошла туда и инвестиции ушли в другой регион».

Вектор на Восток

Следующий вопрос, который поднял Алексей Кузнецов – почему в регион не приходят азиаты. «Я знаю, что идут переговоры с корейцами и с индийцами, но нет того эффекта, который мог бы быть. Это не страшно, но вопрос – что дальше? Есть тренд разворота на Восток. Американцы тоже разворачиваются на Азию. Это тоже вопрос, как двигаться», – отметил Кузнецов.

Также он подчеркнул, что нужно понимать региону, как вступить в контакт с китайскими инвесторами: «Когда они заходят не через Тюмень, то дальше возникает вопрос, как вы с ними вступите в контакт? Вы где будете их ловить, в Москве или во Владивостоке, или они будут изучать информационные материалы и сами решат, что им надо сюда?».

В сфере образования Алексей Кузнецов предложил привлекать в Тюменскую область специалистов-китаистов: «Если есть проблема с подготовкой китаистов, не попытаться ли китайцев самих привезти сюда обучать? Использовать китайскую экспансию в мирных целях можно».

Пиар

Замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН предполагает, что инвесторы с опозданием заходят в регион из-за плохого пиара Тюменской области: «Когда мы открываем американскую «Википедию», то видим маленькую статью, что юг Тюменской области – это прежде всего нефтегазовая отрасль. В регионе, где почти 100 000 студентов, никто не зашел и не дописал статью. Это элементарно не требует ни больших материальных, ни интеллектуальных усилий».

Готовых рецептов для решения проблемы академик РАН не назвал: «Имидж – вещь очень скользкая. Если вы позиционируете себя как часть УрФО, вы всегда будете в подчинении у Екатеринбурга – это объективно. Вы можете преподать себя как самый европейский город в Западной Сибири. То, что Тюмень не находится в списке городов-миллионников – тоже не самая большая проблема, надо показывать, что город богатый, динамично развивается, у населения высокая покупательская способность».

«Я наговорил много критических вещей, но задача была показать вам, как улучшить то хорошее, что есть. Нет предела совершенству», – закончил речь замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Кузнецов.

© Редакция «УралПолит.Ru»

Места:

Нашли ошибку? выделите и нажмите Ctrl+Enter

Версия для печати:

comments powered by HyperComments