Возглавивший полгода назад Контрольно-счетную палату Челябинской области бывший первый вице-губернатор и глава регионального правительства Сергей Комяков впервые дал пресс-конференцию в новом качестве. По его словам, известные ему нарушения в муниципалитетах не связаны со злым умыслом, а были допущены во благо.
О палате
«Новшеств я не вводил, но структуру изменил. Мы не трогали только кадровую службу и инспекторов с аудиторами. Отказались от должностей начальников управлений, в подчинении которых были два человека. Человек приходит на работу, у него есть телефон, он что-то делает, но в разговоре со мной не может объяснить, чем он занимается и какие у него обязанности.
Следующим шагом стало укрепление экспертно-аналитического направления. Теперь есть отдел, состоящий из четырех человек, который готовит служебные записки [на основе докладов] в том числе и для губернатора. Выделяем квинтэссенцию, включаем наиболее серьезные нарушения. Читать длинные доклады нет времени: я понимаю Бориса Александровича, который и так до 12 ночи всю почту разбирает. Поэтому четыре человека этим занимаются.
Для меня было очень удивительно, когда узнал, что контроль осуществляется по телефону. Поэтому мы создали отдел из четырех человек, который держит на контроле все направления.
Раньше аппарат состоял из 70 человека, сейчас – из 68».
О нарушениях
«Не могу сказать, что выявленные нарушения в муниципалитетах – это злой умысел или злоупотребления. Львиная доля – от благих намерений. Одно из самых распространенных – нецелевое расходование бюджетных средств. Так, в Карабаше деньги, предназначенные на расселение ветхо-аварийного жилья, были потрачены на покупку двух квартир для передачи в соцнайм. Это неправильно и это нарушение. В Чесме несколько сотен тысяч рублей на наружное освещение были потрачены на светофоры. А светофоры – это не наружное освещение. Но это не из-за злого умысла, в голове руководителей – благие намерения.
Еще одно распространенное нарушение – это неэффективное расходование бюджетных средств. Инспекторами было проверено более 5 млрд рублей, из которых 750 миллионов расходовались неэффективно. Много таких примеров связано с объектами федеральной программы «Чистая вода». Стройку начали, но федералы свернули программу, и объект заморозился. Своих денег в муниципалитетах нет, и выходит, что федеральные средства расходовались неэффективно.
Еще пример из Нагайбака. Там построили очистные, но вот уже три года они не эксплуатируются. Выяснилось, что с ними в комплекте должна была быть возведена котельная, чтобы поддерживать оптимальную температуру для очистки воды.
Я считаю, что в таких случаях должна помогать область, чтобы строительство было завешено.
Недополучения доходов местными бюджетами – также нарушения. Их около 600 млн рублей. Из них на 120 миллионов уже устранены. А где-то и сделать ничего нельзя. Например, муниципалитет разрешил поэксплуатировать какой-либо объект, а через некоторое время предприниматель разорился. Понятно, что за тот период денег не получили, но и бизнеса уже тоже нет. Таких фактов очень много, и я не могу их квалифицировать как злоупотребление».
Про дороги
«Коррупция и откаты в дорожных контрактах – это не наша тема, а правоохранительных органов. Не мы контролеры в этой части, а аудиторы. Если процедуры соблюдены, то аудитор не может делать заключение, есть откат или нет.
На прошлой неделе поступает к нам на сайт сообщение о том, что Управление делами губернатора покупает шлагбаумы за 175 млн рублей, хотя их стоимость 70. После проверки материалов Управления делами нарушений выявлено не было. Действительно, было сформировано техническое задание, что нужны шлагбаумы с определенной частотой срабатывания, нагрузкой и прочее. При условии, что объект должен быть сдан под ключ, то есть с установкой. Смотрим: есть три ценовых положения, они их как положено усреднили и сформировали начальную цену. Хотя обыватель может сделать вывод о том, что сто миллионов точно откатили.
И с дорогами примерно то же самое происходит. Понять, почему появляются такие монстры, как «Южуралавтобан» и «Южуралмост», можно. Но мы считаем, что это неправильно; и губернатор считает, что это неправильно, но по-другому сделать невозможно. Тогда мы просто все завалим и в срок ничего не сделаем.
Еще один пример – это [крупные] единые лоты. Вызывает сомнения, что это логично – объединять для торгов [по строительству и обслуживанию дорог] в единый лот Чурилово и северо-запад. Но хоть раздельными лотами торгуй, хоть единым – все равно будет один участник. Вообще говоря, это неправильно. Но не хотелось бы, чтобы простой человек делал выводы на обывательском уровне. У нас же на бытовом уровне сложилось, что если дорожник, то преступник. Но жуликов везде хватает».
О ликвидации МУПов
«Есть поручение Дмитрия Козака все МУПы в области ЖКХ ликвидировать к 2018 году, но допускается превращение этих МУПов в ОАО со 100 % участием муниципалитетов. На мой взгляд, ничего не изменится. Я очень скептически отношусь к МУПам. Это не нормальный бизнес, когда муниципалитет и власть вообще использует свои возможности и затыкает дыры, которые появляются в бизнесе. В результате создается иллюзия, что управлять-то особо ничем и не надо. Я должен просто прийти и доказать главе или муниципалитету, что я ничего не могу сделать, поэтому давайте мне денег, так как все обанкротится. Но, к сожалению, такое иждивенческое настроение в МУПах присутствует.
Но и власть ведет себя по отношению к МУПам, на мой взгляд, некорректно. МУПы работают в регулируемой сфере, а власть дает им указание из прибыли предприятия оказать какую-нибудь благотворительную помощь. Это благое дело, но у МУПов предельно ограничена рентабельность. И эта рентабельность им необходима, чтобы они хоть как-то развивались. Если у тебя прибыли нет, то ты не можешь развиваться».
О себе
«Люди, который долгие годы работают в контрольной структуре, обладают другой ментальностью. Они не хотят никого слушать, они хотят обвинить кого-нибудь. Но когда у тебя за плечами есть некий другой опыт, ты всегда задаешь вопрос: «А почему они это сделали?». И возникают два вектора: обвинить или разобраться. Обвинительный подход, на мой взгляд, не совсем правильный. Обвинить можно кого угодно. Контролер просто зафиксировал нарушение. Я бы не хотел занимать обвинительную позицию. Для этого есть другие люди и органы».
© Редакция «УралПолит.Ru»