«Что охраняю, на том и зарабатываю» – девиз эколога на госслужбе?

О мере ответственности главы Росприроднадзора Югры размышляет Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области

Природнадзор Югры в последнее время не раз становился героем коррупционных скандалов. Так, в СМИ сообщалось об уголовных делах в отношении заместителя руководителя Советского отдела Природнадзора В. В. Пименовой и ее мужа по ч. 6 ст. 290 УК РФ – получение взятки в особо крупном размере. При этом у правоохранителей есть основания подозревать, что по сомнительным схемам с энергетиками, нефтяниками и газовиками Ханты-Мансийского округа работали и работают все отделы Природнадзора в округе. О мере ответственности и безнаказанности главы Росприроднадзора Югры Сергея Пикунова размышляет Андрей Шуклин, политолог, кандидат философских наук, член Общественной палаты Тюменской области.

«Экология из заботы об окружающей среде давно превратилась в хороший прибыльный бизнес. Появилось даже понятие экотеррора, когда под видом спасения вымирающих видов и борьбы с загрязнением воздуха, почв и водоемов хозяйствующим субъектам навязываются невероятно сложные требования по экологии, требующие серьезных финансовых затрат. Соответственно, чем сложнее производство и чем ценнее материальная база – тем больше будет на этой территории разного рода коммерсантов от экологии и тем больше будет различных служб и ведомств, от лица которых будет вестись экологический контроль.

В ХМАО уже работают параллельные ведомственные структуры, несмотря на существование федерального Росприроднадзора, который, похоже, для руководства автономии не является авторитетом или слабо справляется со своими задачами. Иначе не объяснить, зачем в регионе создавать дублирующую организацию. И вот этот самый возглавляемый Сергеем Пикуновым Природнадзор Югры (официально – Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) разворачивает бурную деятельность в нефтяной отрасли и столь же бурно погрязает в коррупционных скандалах, сводящихся к фиктивным контрактам и платному согласованию проектных решений.

И пусть общественность возмущается дальше, ее мнение в округе по таким вопросам не учитывается. Если к гласу народа в Югре не прислушиваются, то остается лишь надеяться, что прислушаются к голосу следователей из прокуратуры, которые заинтересовались этим ведомством. Возможно, против экологических поборов единым строем выступят нефтяные компании, ведущие деятельность в ХМАО.

В принципе ничего нового здесь нет, взяточничество – давняя российская проблема. Вот только вопрос, почему конкретный скандально известный чиновник спокойно трудится на прежнем месте.

Как правило, на прибыльные синекуры назначаются свои люди, с которыми связано долгое знакомство, родственные связи или общие интересы. Это порой приводит к тому, что люди начинают знать друг о друге даже немного больше, чем полагается, что позволяет взаимно удерживать друг друга «на крючке» и выторговывать новые преференции. Также возможна личная договоренность, при которой ставленник отчисляет долю дохода тому, кто дал ему возможность неплохо зарабатывать. Все это, конечно, лишь абстрактные предположения, истину должны выявить компетентные органы, а в природоохранную деятельность на территории округа должен активнее вмешиваться Росприроднадзор».

© Редакция «УралПолит.Ru»