Эксперты комментируют основной смысл поправок в федеральный закон о местном самоуправлении, которые вступают в силу 7 марта и с этого дня фактически отменяют двуглавие и прямые выборы глав муниципалитетов.
Эксперты комментируют основной смысл поправок в федеральный закон о местном самоуправлении, которые вступают в силу 7 марта и с этого дня фактически отменяют двуглавие и прямые выборы глав муниципалитетов. Заксобрание Челябинской области и на этот раз стремится реализовать новый этап реформирования в кратчайшие сроки. На внеочередном собрании 12 марта парламентарии планируют привести областное законодательство в соответствие с федеральным и принять соответствующие поправки сразу в трех чтениях. Если это произойдет, то власть в муниципалитетах сосредоточится в руках сити-менеджеров, которых теперь будут назначать по конкурсу, местные депутаты получат весьма ощутимые политические полномочия, а региональная власть сможет напрямую контролировать расходование бюджетных средств. В то же время, по мнению экспертов «УралПолит.Ru», народ еще сильнее отдалится от власти, а принципы самоуправления, гарантированные Конституцией, могут серьезно пошатнуться. Подробности – в нашем материале.
Поправки в ФЗ №131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» были официально опубликованы на сайте Кремля 6 февраля. Необходимость изменения законодательства объяснялась «развитием вариативности структуры органов местного самоуправления с учетом особенностей территорий». Предполагалось, что муниципалитеты будут сами выбирать наиболее подходящую для них модель, исходя из сложившихся в регионе традиций.
«По новому варианту главой муниципального образования может стать любой гражданин, имеющий право участвовать в выборах. Кандидатуры будет рассматривать комиссия, напополам состоящая из депутатов территории и представителей исполнительных органов власти (по сути, представители губернатора). Выбранный гражданин становится одновременно и главой муниципального образования, и главой администрации – то есть высшим должностным лицом территории», – пояснил суть поправок челябинский политолог Александр Мельников.
На аппаратном совещании 9 февраля губернатор Борис Дубровский обратил внимание подчиненных на принятые президентом Путиным поправки. «Регионам дается право вводить на местном уровне норму об избрании руководителя муниципалитета с функциями главы администрации из числа депутатов, – уточнил Дубровский. – Мы должны определиться, необходимы ли нам такие изменения в рамках продолжения административной реформы на муниципальном уровне. Нужно проанализировать в кратчайшие сроки, по какой модели мы будем развиваться, обсудить эти вопросы с депутатами заксобрания, территориями, общественными организациями и принять решение в ближайшее время».
О том, что это решение на заставит себя долго ждать, стало известно на заседании заксобрания 26 февраля. На нем спикер регионального парламента Владимир Мякуш сообщил, что соответствующие поправки в региональные законы будут приняты в ближайшее время. «Мое мнение личное, в это сложное время как раз требуется укрепление власти, – сказал Владимир Мякуш, пояснив, что под этим он имеет ввиду практику утверждения главы муниципалитета из числа отобранных комиссией, которая формируется при участии губернатора. – На данный момент схема идеальная. Усиливается роль депутатских объединений, соответственно и ответственность за их выбор избирателями также выше».
Об усилении роли депутатов говорят политологи Александр Мельников и Алексей Ширинкин. «Полагаю, могут одобрительно отнестись к новому способу избрания глав и депутаты всех уровней – ведь подразумевается, что схема выбора глав поселений будет такой же, только уровнем ниже – то есть конкурсная комиссия будет состоять напополам из депутатов поселения и представителей муниципального образования. Подобная новация, очевидно, способствует усилению авторитета и роли депутатов всех уровней», – пишет Мельников.
С ним солидарен коллега-политолог. «Реформа значительно повышает вес депутата. Прямые выборы мэров исчезают, при этом растет цена депутатского мандата. Если раньше у нас муниципальный депутат имел не вполне понятный политический статус, теперь он станет достаточно серьезной фигурой. Политические элиты, которые захотят повлиять на процесс избрания, должны вводить свой пул и серьезно заниматься избирательными процессами», – рассказал «УралПолит.Ru» Алексей Ширинкин.
По мнению эксперта, уход от прямых выборов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Позитивным моментом, по мнению эксперта, является возможность контроля средств, выделяемых территориям сверху. Сейчас к избранным народом главам в случае неэффективного расходования средств можно применить разве что меры силового воздействия. В случае с назначением глав контролировать расходование будет проще. «Выстраивается вертикаль власти. Эффективность теперь будет зависеть не только от муниципальных управленцев, но и от регионального менеджмента. В этом смысле региональные власти берут на себя большую ответственность. Если раньше в случае местных проблем можно было сказать, что в них виноват местный глава, то теперь все вопросы будут адресоваться на региональный уровень», – поясняет Ширинкин.
По словам эксперта, реформа по отмене прямых выборов может проводиться в условиях высокого кредита доверия, который население дает федеральной и региональной власти. «Фактически сегодня власть у нас легитимна, потому что Дубровскому и Путину доверяют. Но если рейтинг будет понижаться, вопросы будут возникать и к местным властям. Пока эта проблема не актуальна, рейтинги поддержки высоки», – говорит Ширинкин, добавляя, что качество жизни в муниципалитетах от реформы пострадать не должно. – Управляемость должна повыситься, оснований для снижения качества жизни нет».
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях