Пока команда губернатора делает ставку на громкие инвестиционные проекты, экспертное сообщество говорит об их несостоятельности. И уверяет: если региональные власти не возьмут ситуацию в руки, для Южного Урала настанут трудные времена
По итогам января 2016 года Челябинская область продемонстрировала резкий спад экономики, спикировав значительно ниже среднероссийского уровня. По сравнению с 2015 годом просели показатели ключевых направлений промышленности, аграрного и строительного секторов. Пока команда губернатора делает ставку на громкие инвестиционные проекты, экспертное сообщество говорит об их несостоятельности. И уверяет: если региональные власти не возьмут ситуацию в руки, для Южного Урала настанут трудные времена. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Согласно данным Росстата, индекс промышленного производства на Южном Урале в январе 2016 года к январю 2015-го снизился на 11 %, тогда как в целом по стране этот показатель, по предварительным оценкам, сократился на 2 %. Обрабатывающие отрасли в регионе, включая металлургию, упали на 12,7 %, добывающие – на 7,5 %. Металлургическое производство сократилось на 7,2 %. Производство пищевой продукции упало на 2,4 %. Индекс производства сельскохозяйственной продукции по Челябинской области снизился на 1,3 %.
Значительную положительную динамику показали лишь автомобильные грузоперевозки: при росте индекса тарифов на 8,4 % прирост здесь составил 21 %, а грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 34,2 %.
Строительная сфера «просела» на 29,9 %. При этом ввод жилья сократился по сравнению с январем 2015 года на 48,7 %.
За 2015 год инвестиции в основной капитал в Челябинской области снизились на 23,1 %. Потребительские цены на товары и услуги выросли на 9,3 %. Одновременно число безработных в регионе увеличилось на 10,3 %. При этом организации накопили перед своими работниками более 17,9 млн рублей долга по зарплате. Около 17,5 млн рублей из них составляет просроченная задолженность перед работниками обрабатывающих производств.
Отметим, на днях Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) обнародовал исследование антикризисной устойчивости регионов России. В топ-15 лидеров Южный Урал не попал. Эксперты отметили снижение уровня покупательной способности, а также снижение показателей промышленного производства, связав это с высоким уровнем концентрации отдельно взятых отраслей производства и отсутствием диверсификации.
По прогнозам аналитиков, бюджет Челябинской области в 2016 году ожидают трудности. Это понимает и губернатор Борис Дубровский. В разговоре с полпредом президента России в УрФО Игорем Холманских он отметил: бюджетные поступления за 2015 год выросли на 10 %, но произошло это благодаря налогу на прибыль. Отчисления по нему подскочили в основном у металлургических компаний из-за резкой девальвации рубля в конце 2014 года и роста экспортных цен в первом квартале 2015-го.
Сейчас на фоне падения спроса и цен на металл этот эффект сходит на нет. Тем временем проводимая федеральными властями политика антисанкций и импортозамещения привела к росту цен и снижению качества продаваемой в России продукции, а также падению покупательной способности населения.
Ситуацию в Челябинской области экономист Сергей Гордеев называет «отражением проблем структурного кризиса с наложением внешнеэкономических и политических факторов». «Однозначно с некоторым заполнением по времени проблемы структурного кризиса накрыли регион. В сложившихся условиях преобразования все более ограничивает проблема падения платежеспособного спроса у населения и бизнеса», – отмечает он.
Накопившиеся проблемы региона носят системный, стратегический характер, уверен замдиректора Челябинского филиала РАНХиГС Олег Иванов. «Происходящие в реальной экономике события на фоне неблагоприятных тенденций мировых рынков и негативных прогнозов Центробанка, федеральных министерств экономического развития, финансов вызывают вполне понятную тревогу. Складывающаяся ситуация, с одной стороны, требует вполне конкретных и быстрых антикризисных действий, а с другой – не приемлет скороспелых, до конца не продуманных решений. Это касается управления всех уровней», – считает эксперт.
Данные показатели ставят под вопрос эффективность экономической политики, реализуемой главой региона Борисом Дубровским. Разрекламированная командой губернатора «Стратегия развития Челябинской области до 2020 года», с которой Дубровский выдвинулся на выборы в 2014 году, сегодня задвинута в дальний угол. О ней не вспоминают и публично не говорят. А громкие инвестиционные проекты команды губернатора оказались несостоятельными.
По словам руководителя консалтинговой компании «Экспертный совет» Александра Подопригоры, под вопросом сейчас находится даже номинальный рост налога на прибыль с учетом введения антидемпинговых пошлин Евросоюзом на российский металл и НДФЛ. «Скажется исчерпание эффекта девальвации рубля, стагнация ВРП, снижение прибыли в корпоративном и финансовом секторах, замедление роста номинальной заработной платы по экономике в целом», – прогнозирует он, подчеркивая, что это ужесточает требования к экономической, промышленной и инвестиционной политике и управленческим решениям региональной власти. Ставка на декларации и непросчитанные «мегапроекты», как отмечает эксперт, лишь повысит риски для региональной экономики и социума.
Такие ключевые направления экономической повестки региона, как строительство ВСМ «Екатеринбург – Челябинск», запуск ТЛК «Южноуральский» и проведение ШОС в южноуральской столице, действительно подвергаются критике экспертного сообщества. Предполагается, что эти крупные проекты привлекут дополнительные внешние инвестиции в регион, создадут новые рабочие места и повысят доходы населения. Но экономический эффект от их реализации у экспертов вызывает сомнения.
«Все они пока не выстраиваются звеньями какой-либо логически осмысленной общей концепции развития региона. ТЛК «Южноуральский» с мая 2015 года принял только один состав грузов – это всего лишь 50 контейнеров. Высокоскоростная магистраль от Екатеринбурга до Челябинска с высокой долей вероятности будет нерентабельной, если не станет частью более крупного проекта развития территории между Челябинском и Екатеринбургом. Но этого проекта пока нет. Саммит ШОС если и будет проходить в Челябинске, то в 2020 году, и сегодня 100-процентной уверенности и надежды на федеральное финансирование нет», – замечает Олег Иванов.
Сергей Гордеев обращает внимание на отсутствие реальных источников финансирования этих проектов. «Ожидать их для проекта, который по реальным оценкам оказывается весьма убыточным, не приходится. По ШОС мы упираемся в проблему отсутствия мало-мальски современного генплана для Челябинска. А здесь и вопросы с земельными участками, и экология, и транспорт. Это вопросы на перспективу, и на решение текущих проблем они не повлияют», – комментирует экономист Сергей Гордеев.
Экономические провалы все чаще провоцируют слухи о недовольстве полпредства финансовой политикой южноуральских властей. Попытка Дубровского переложить ответственность за инвестпроект строительства Томинского ГОКа на Москву вызывает раздражение федерального центра. Формат проведения и итоги Совета безопасности РФ в Челябинске это подтверждают: не приехал секретарь Совбеза Николай Патрушев, а попытка навязать участникам повестку ГОКа обернулась тем, что Холманских сделал акцент на недопустимости политизации этой темы. В результате саммит ШОС в Челябинске оказался «подвешен» в еще большей степени, чем прежде.
Экономическая ситуация в 2016 году станет главным вызовом для высших должностных лиц субъектов РФ, уверяют аналитики ФоРГО. Положение губернатора будет зависеть от способности продемонстрировать антикризисную эффективность, обеспечить экономическое развитие региона, не допустить спада промышленного производства и сверхзакредитованности, а также проследить за стабильным выполнением социальных обязательств.
«К середине губернаторского срока Дубровского его команда подойдет с отрицательными показателями социально-экономического развития региона и низким уровнем доверия со стороны населения. К тому же есть обоснованные сомнения в том, что эта команда сумеет обеспечить в сентябре высокие показатели «Единой России» на непростых выборах в Госдуму», – прогнозирует политолог Александр Подопригора, отмечая, что это повлияет и на расклад при распределении высоких постов в федеральном правительстве.
Для скорейшего выхода Челябинской области из экономического кризиса и посткризисного развития региональным властям необходимо составить реальный и разумный план, считает Олег Иванов. Важнейшую роль в этих условиях приобретает качество управления. При этом создание эффективной системы управления регионом должно стать одним из основных и определяющих элементов развития Южного Урала.
© Дарья Невзорова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях