Уже в ноябре билет будет стоить 20 рублей, хотя транспортники грезят о тарифе в 29 рублей за поездку
Городские власти говорят о грядущем повышении стоимости проезда в общественном транспорте Челябинска на 33 % – с нынешних 15 до 20 рублей. Последний раз проезд дорожал в 2012 году, за это время значительно выросли тарифы на топливо, тепло и электроэнергию. По сравнению с другими мегаполисами стоимость проезда в Челябинске остается самой низкой. Городские власти уверяют, что повышение тарифа позволит обновить муниципальный транспорт и в перспективе уменьшить до 50 % долю частных маршруток на городских улицах. По мнению экспертов, власти ставят перед собой нереальную задачу. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
В ближайшее время проект повышения стоимости проезда, в который вошло экономическое обоснование расходов транспортников, будет внесен на рассмотрение в городскую думу Челябинска. Ожидается, что она рассмотрит этот вопрос на ближайшем заседании, а новый тариф вступит в силу уже с первого ноября. Слухи о том, что после выборов в Челябинске подорожает проезд, ходили по городу еще в сентябре, однако городские власти их опровергали.
Как пояснила пресс-секретарь управления транспорта администрации Челябинска Валентина Богомазова, с июня 2012 года, когда последний раз повышалась стоимость проезда, тарифы на топливо и ГСМ выросли на 60 %, дизельное топливо – 35 %, теплоэнергию – 30 %, электроэнергию – более 35%. «В составе затрат МУП «ЧелябГЭТ» расходы на потребление электроэнергии составляют более 15 %, в затратах автобусного предприятия расходы на топливо составляют порядка 20 %. В связи с заниженным тарифом на услуги, и, как следствие, недостаточностью финансовых средств предприятия на оплату потребленной электроэнергии, ежемесячно образуется задолженность перед поставщиком электроэнергии», – сообщила Валентина Богомазова. По данным «УралПолит.Ru», за девять месяцев текущего года долги двух транспортных предприятий Челябинска составили порядка 200 млн рублей, а для безубыточной деятельности МУПов необходимо повысить стоимость проезда до 29 рублей. Ранее директор МУП «Челябавтотранс» Эдуард Маховский заявлял, что себестоимость билета в общественном транспорте составляет 23 рубля.
По данным управления транспорта, МУП «ЧелябГЭТ» и МУП «Челябавтотранс» сокращают расходы с помощью отказа от лишних производственных площадей, затрат на непроизводственный персонал, управленческий аппарат и ликвидации дублирующих служб. Добавим, что сейчас средняя заработная плата у работников транспортных МУПов составляет 24 тысячи рублей. Водители получают 27,8 тысяч, кондукторы – порядка 20 тысяч. В управлении отмечают, что льготы для определенных категорий граждан отменять никто не собирается. Сейчас доля льготников в пассажиропотоке на муниципальном транспорте достигает 50–60 %. В 2015 году для того, чтобы компенсировать выпадающие за счет льготников доходы, челябинским транспортникам необходимо будет свыше 264 тысяч рублей. Если норматив на перевозку останется на прежнем уровне, а тариф увеличится до 20 рублей, то бюджетных средств на покрытие этих расходов в 2016 году не потребуется.
Проведенный управлением транспорта городской администрации анализ показал, что во многих городах-миллионниках (Нижний Новгород, Казань, Самара) тариф в 20 рублей был установлен еще в 2013 году. В Екатеринбурге проезд стоит 23 рубля, в Москве – 50 рублей, Санкт-Петербурге – 28 рублей.
Напомним, что ранее глава города Евгений Тефтелев заявлял о желании властей увеличить долю муниципального транспорта. Сейчас она составляет 30 %. К середине 2016 года ее планируют увеличить до 40 %, а в дальнейшем и до 50 %. «Мы готовим мероприятия, связанные с изменением маршрутной сети. С 1 января 2016 года вступает в силу закон, позволяющий муниципалитету расширить полномочия в этой сфере. Наша главная цель – упорядочить маршруты и к середине следующего года довести долю муниципального транспорта до 40 % », – заявил градоначальник.Говорилось также о том, что будут убраны дублирующие маршруты, увеличится муниципальный автопарк. Челябинский эксперт по инфраструктуре, директор компании «КЭМП» Яков Гуревич сомневается, что властям удастся достичь таких показателей в столь сжатые сроки.
«В год в Челябинске перевозится 400 миллионов пассажиров всеми видами транспорта. Из них муниципальный везет около 100 миллионов, то есть 25 %. Для того, чтобы увеличить долю до 40 %, то есть на 15 %, нужно увеличить количество подвижного состава примерно в полтора раза. В течение года сделать это невозможно, – говорит Гуревич. – К тому же, со всеми маршрутчиками заключаются договоры, получается, что их придется аннулировать». Что касается нового закона, эксперт считает, что у городских властей есть все полномочия для регулирования перевозок, и в других городах-миллионниках они успешно регулируются без всяких ссылок на законы. «Даже если бы появились такие полномочия (убирать определенные маршруты – прим. авт.), это означало бы ликвидацию существующего бизнеса. А по закону это невозможно. Нельзя, чтобы чиновники запретили ранее разрешенный бизнес», – считает эксперт.
Добавим, что челябинцы уже обеспокоились тем, что вслед за муниципалами цены на проезд поднимут и частные перевозчики. К тому же, горожане не понимают, зачем ездить на муниципальном транспорте, если он будет стоить так же, как и частные перевозки. При этом автобусы с троллейбусами и трамваями чаще опаздывают и реже ходят. Сейчас за проезд в маршрутке в пределах города нужно заплатить 18–20 рублей. При этом недавнее подорожание проезда до 20 рублей произошло незаконно. Власти заявляли, что недобросовестных маршрутчиков, самовольно поднявших цены, будут штрафовать, и рекомендовали пассажирам обращаться в правоохранительные органы. Однако пока ни об одном выписанном перевозчикам штрафе официально не сообщалось.
По закону, маршрутчики должны обосновать увеличение своих расходов в министерстве тарифного регулирования, которое разрешает перевозчикам поднять цену, если обоснование сделано правильно. Пока добиться законного повышения удалось только владельцам нескольких маршруток. Остальные продолжают возить челябинцев по завышенной цене.
Напомним, что реформы в сфере городских пассажирских перевозок предпринимались и предыдущими градоначальниками. Так, бывший сити-менеджер Сергей Давыдов запомнился челябинцам в том числе и тем, что фактически ликвидировал движение троллейбусов в Челябинске. Троллейбусное депо на улице Артиллерийской у ТРК «Горки» было расформировано, а сейчас на этой земле располагается автомоечный комплекс. При Давыдове челябинцы узнали новое слово «электробус» – гибридный троллейбус, который часть пути проходит, подсоединенный к контактной сети, а другую часть – на батареях. В сентябре 2014 года за 18 миллионов в лизинг был куплен новый низкопольный трамвай, который вышел на маршрут № 5, а потом, по данным блогера 74koleso, попал в аварию и исчез с маршрута. В начале года для экономии бюджетных средств решено было модернизировать старые трамвайные вагоны. А в сентябре «Челябавтонранс» купил 32 новых автобуса, работающих на газомоторном топливе. На автобусном предприятии побывал губернатор Борис Дубровский, который заявил о необходимости увеличивать долю муниципального транспорта в перевозках.
Летом возмущение челябинцев вызвало решение городских властей купить подержанные автобусы из Магнитогорска для того, чтобы они работали в Челябинске. Об этом заявил Евгений Тефтелев, который до назначения главой южноуральской столицы был мэром Магнитогорска. Градоначальник также сообщал о том, что все маршрутки оборудуют терминалами безналичной оплаты до конца года, для того чтобы вывести этот сегмент рынка «из тени». Владельцы микроавтобусов восприняли эту новость без энтузиазма, сообщив, что у них нет средств на покупку дорогостоящего оборудования. Сергей Давыдов тоже пытался легализовать челябинский рынок пассажирских перевозок, призывая горожан отрывать билетики в маршрутках и устраивая проверки для безбилетных пассажиров. О том, помогли ли эти меры пополнить городскую казну, не сообщалось.
© Екатерина Гонова
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях