О том, что стало важнейшими факторами победы Текслера, о том, на что потратить кредит доверия и зачем поддерживать взятый темп рассказал в интервью «УралПолит.Ru» политолог Александр Мельников.
В Челябинской области обработали 100% бюллетеней на выборах губернатора. Алексей Текслер победил более, чем уверенно, набрав почти 70% голосов, хотя это и не результат Бориса Дубровского в 2014, который получил 85%. Тем не менее, Дубровского это не спасло, а у Текслера есть наглядный пример того, как не надо делать. О том, что стало важнейшими факторами победы Текслера, о том, на что потратить кредит доверия и зачем поддерживать взятый темп рассказал в интервью «УралПолит.Ru» политолог Александр Мельников.
– Уже можно говорить, что итоги выборов подведены, больших изменений уже не будет – Текслер победил, набрал почти 70% голосов – удовлетворительный ли это результат, учитывая, что, например Шумков в соседнем Кургане набрал 80%, и насколько кампания удалась?
– У каждого региона своя специфика и в ходе единого дня голосования было немало регионов, где победители набрали меньше Текслера. Не думаю, что это принципиальный повод для сравнения. Ключевой момент в том, что Текслер победил в первом туре с большим запасом и серьезным количеством голосов при той ситуации, когда облизбирком, областные власти сознательно работали не на сушение, а на повышение явки, чем может быть подтачивали результат в пользу победителя. Это была принципиальная установка, что более высокая явка важнее. Думаю, что суммарное количество голосов, которые получил Текслер – это хорошая стартовая база для объявленной им политики перемен, как кадровых, так и в различных подходах к экономической и политической жизни региона, база от которой можно отталкиваться и работать.
– Явка выросла довольно существенно — больше, чем на 6% – с чем это связано? Это была административная накачка или действительно люди поверили, вдохновились и пошли голосовать?
– Не думаю, что речь идет об административной накачке. Достаточно качественно и креативно сработал избирком по привлечению к участию в голосовании. Были всевозможные акции, направленные на молодых избирателей и другие. Но думаю, что большее значение имели усилия, которые предпринимала команда Текслера, сам Текслер, активная кампания, которую он провел с большим количеством поездок по региону. Он практически во всех муниципальных образованиях успел побывать, с большим количеством личных встреч и предложенная им «повестка перемен» – это, в какой-то степени замотивировало, обнадежило определенную часть избирателей и позволило преодолеть некий скепсис и прийти на выборы.
– Какие технологии оказали наиболее серьезное значение для роста электорального ресурса? Личная работа в поле, зачистка команды, в том числе, в Челябинске, соцсети, «синяя папка», еще что-то?
– Вы знаете, это была классическая кампания, я бы сказал, в чем-то даже такая кампания из 90-х. В последние годы с уменьшением конкурентных выборов, кампании стали более технологичными и в них в меньшей степени работал фактор самого кандидата. В этих выборах технологам Текслера во многом повезло, потому что он сам оказался готов к отработке своей роли как кандидата. Огромное количество встреч, личная полевая работа – в Златоусте он пять часов общался с населением. Постоянно на улице, постоянный прямой контакт с избирателями. И такой элемент кампании, когда используется личная харизма, личный опыт, сделал определяющий вклад в кампанию. В остальном технологи просто достаточно грамотно сопровождали его.
– Основные оппоненты – Нациевский и Пашин удвоили результат прошлых выборов – влиятельность оппозиционных партий действительно так выросла за эти пять лет?
– Кампания проходила, по сути, по референдумному сценарию – о доверии Текслеру, поскольку один кандидат явно проявлялся в кампании. Результат остальных, в том числе и Нациевского с Пашиным, я бы брал в привязке к партийному бренду – КПРФ и ЛДПР. Можно сказать, что с 2014 года политические, экономические реалии изменились в целом в стране, подросла немножко электоральная протестная база. Голосов, на которые гарантированно может претендовать кандидат от КПРФ и ЛДПР стало больше, чем пять лет назад. Сами кампании Нациевского и Пашина нельзя назвать особо удачными и яркими.
– Текслер активно работал все лето в регионе, на территориях. Насколько сложная ситуация для него сложилась с точки зрения политических конфликтов?
– В плане губернаторской повестки мы не видим политических конфликтов. Может быть, на уровне Челябинска была острая ситуация, на уровне Златоуста, где пришлось применять жесткие кадровые решения. Думаю, что сейчас в муниципалитетах при модерации областной власти пройдут достаточно серьезные диалоги, будут приниматься кадровые решения – в Челябинске будет проводиться конкурс на должность мэра, будет происходить формирование городской думы, в Златоусте будет конкурс на должность главы города. Думаю, это серьезная задача для политического блока губернатора, но стартовый потенциал, в том числе, закрепленный результатами голосования, у них есть для того, чтобы эти задачи решить.
– Дубровский победил с результатом за 85%, но со временем этот рейтинг сильно снизился. Как вы думаете, насколько вот этот ритм и подходы к работе, которые были у Текслера летом сохранятся и удастся ли выполнить поставленные задачи по экологии, качеству жизни т. д.?
– Вы правильно подметили – для Текслера есть наглядный пример его предшественника, у которого был очень высокий результат на выборах, а спустя энное время он ушел со своего поста на фоне низкого рейтинга. Понятно, что есть определенная зависимость от общефедеральной повестки, например, роста протестных настроений или негативных перемен в стране, они могут сказаться на рейтинге губернатора. С другой стороны, есть внутренняя политика и риски не оправдать доверие. В моем представлении и сам новоизбранный глава региона и его команда адекватно понимают ситуацию и настроены заданный темп поддерживать. Тем более, что электоральные истории никогда не заканчиваются – ровно через год в регионе пройдут выборы в законодательное собрание и понятно, что перед губернаторской командой будет стоят задача качественно обеспечить прохождение этой кампании, чтобы и в парламент прошли кандидаты и политические силы, которые можно будет олицетворять с командой Текслера. Так что, я думаю, что тот ритм, который с середины марта, придя на пост врио губернатора Текслер задал, ему его нужно поддерживать.
Фотографии с сайта губернатора Челябинской области, аккаунта Виталия Пашина в «ВКонтакте»
© Сергей Табаринцев-Романов
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях