Корректировка межбюджетных отношений принесет дополнительный доход городской казне
В Челябинске готовится тихая налоговая реформа. В мэрии нашли, как увеличить доходы городского бюджета на несколько миллиардов рублей. Необходимо внести корректировки в распределении налогов между бюджетами различных уровней, но для этого нужно получить одобрение законодательного собрания. В прошлый раз аналогичную инициативу городских депутатов постиг крах в областном парламенте. Теперь челябинские финансисты решили заручиться поддержкой губернатора Бориса Дубровского. Подробности – в нашем материале.
Председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы Дмитрий Довженко на днях высказался о том, каким образом можно увеличить поступления в бюджет Челябинска. Из-за перекосов в межбюджетных отношениях муниципалитеты недополучают деньги, несмотря на то, что фактически являются источниками формирования налоговых поступлений. К примеру, такой крупный муниципалитет, как город-миллионник Челябинск дает региону порядка 60 % налоговых поступлений, но для латания дыр в городском бюджете приходится регулярно обращаться за помощью к областным властям. По мнению челябинского финансиста, ситуацию можно исправить, увеличив долю отчислений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) муниципалитету. По Бюджетному кодексу муниципалитет получает 0,15 этого налога, но местные власти могут увеличить эту долю по своему усмотрению. Примечательно, что в соседнем Екатеринбурге доля НДФЛ, поступающая в местный бюджет составляет 0,3. Сейчас в Челябинске она равна 0,21, и по мнению Довженко, может быть увеличена до 0,25. Тогда городской бюджет может получить до двух миллиардов рублей дополнительных средств, рассказал председатель комиссии по бюджету и налогам корреспонденту «УралПолит.Ru».
По словам Дмитрия Довженко, его задача – привлечь внимание к проблеме межбюджетного дисбаланса и вынести ее на широкое обсуждение. Депутат городской думы добавил, что специалисты администрации Челябинска разработали документ с предложением увеличить долю отчислений от НДФЛ и направили его губернатору. Подобные попытки повысить доходы бюджета предпринимались и ранее. «В прошлом году аналогичное письмо готовили депутаты городской думы, но в заксобрании его отклонили. Не могу сказать, по каким именно причинам. В этот раз с инициативой выступила исполнительная власть и письмо подготовили на имя главы региона», – пояснил Дмитрий Довженко. Он добавил, что речь идет именно о повышении доли НДФЛ, отчисляемой в местный бюджет. «УралПолит.Ru» направил запрос в администрацию Челябинска по поводу налогового предложения Борису Дубровскому (есть данные о том, что к его разработке приложила руку экс-министр экономического развития Елена Мурзина), но к моменту публикации материала ответ на него не пришел.
Довженко видит свою задачу в том, чтобы вынести проблему бюджетного дисбаланса на широкое обсуждение
Интересно, что 10 октября «Опора России» выступила за увеличение доли поступлений от НДФЛ с нынешней 0,15 до 0,25. С таким предложением на парламентских слушаниях выступил президент организации, челябинец Александр Калинин.
Дмитрий Довженко напомнил, что о необходимости пересмотреть межбюджетные отношения на форуме «Единой России» в Магнитогорске заявлял экс-мэр города металлургов, а ныне депутат Госдумы Виталий Бахметьев. Мэр возмутился тем, что крупнейший налогоплательщик – ММК платит порядка 16 млрд рублей налогов, которые идут мимо города. Бюджет Магнитки составляет около 10 млрд, при этом собственных доходов насчитывается не более 3,4 млрд. Остальное – дотации. Бахметьев выступил с призывом перераспределить налоги, хотя бы в моногородах. Присутствовавший на дискуссионной площадке Дмитрий Довженко поддержал Бахметьева и попросил перераспределить налоги, правда, в пользу городов-миллионников.
Интересно, что о пересмотре межбюджетных отношений заявлял и вице-спикер заксобрания, участник выборов депутатов Госдумы Константин Захаров. В интервью газете «Челябинский обзор» он сообщил о том, что Южный Урал традиционно считался «опорным краем державы», который помогал стране «здоровенной ценой» и теперь пришло время ее вернуть. «Есть такое понятие – «бюджетная обеспеченность». Люди не до конца отдают себе отчет, что если в Москве живет 10 миллионов человек, а бюджет у нее – три триллиона рублей, то бюджетных средств в расчете на одного человека будет около 300 тысяч рублей в год, – заявил политик. – А в Челябинской области на 3,5 миллиона жителей бюджет 115 миллиардов. Это, в расчете на человека, во сколько раз меньше Москвы? Именно потому там новые дороги, развивается инфраструктура, Новая Москва размером с два Челябинска... А у нас этого почему-то не происходит. Потому что бюджетная обеспеченность в разы меньше. При этом наша область до сих пор остается одним из немногих в стране регионов-доноров, который отдает в центр больше, чем получает от него».
По оценкам Дмитрия Довженко, бюджет Челябинска колеблется в пределах 23–27 млрд рублей, и он наполовину состоит из субвенций, предназначенных для выполнения различных поручений властей. По мнению финансиста, необходимо отделить бюджет, формируемый из собранных и потраченных городом средств от сумм, получаемых «сверху». Об этом он заявил в эфире радиостанции «Южный Урал».
Еще пару лет назад у Челябинска был шанс получить в городскую казну больше доходов. Но изменения в бюджетном законодательстве внесли свои коррективы. Со слов старшего преподавателя Челябинского филиала РАНХиГС Марины Солодовниковой, ключевым поступлением для местных бюджетов является НДФЛ. «В бюджете города от него остается 15 %, остальное поступает в областной бюджет. До 2012 года ситуация была другой: 30 % оставалось в городском округе, – рассказала Солодовникова в эфире радиостанции. – С того же года в городской бюджет не поступают отчисления от упрощенной системы налогооблажения (УСН), с 2014 года – транспортный налог. Налоговая база местных бюджетов уменьшается. Этому есть объяснение: ряд полномочий с местного уровня переданы на региональный (выплаты зарплат учителям, воспитателям). Если говорить о доходах, то более половины – это трансферты из регионального бюджета».
По мнению эксперта, кардинально не изменят ситуацию даже дополнительные источники дохода (полученные от имущества или земельных участков), так как межбюджетные отношения четко регламентированы Бюджетным кодексом. Дмитрий Довженко считает, дополнительными источниками доходов для Челябинска могут стать поступления от наружной рекламы и от парковок, в случае если вывести их из тени. Финансист также считает, что можно оптимизировать расходы бюджета за счет городского транспорта. Долгое время транспорт жил на дотациях города, и теперь в администрации возлагают надежды на нового руководителя транспортного управления Романа Болотова.
Уральский экономист Сергей Гордеев видит в формировании муниципальных бюджетов еще одну проблему. Не всегда муниципалитет заинтересован в увеличении собственных доходов. «Можно навести порядок, собрать деньги, а можно ничего не делать, вовремя надавить где надо, и деньги придут из области или из федерации», – говорит он.
Добавим, что решением Челябинской городской думы закреплены следующие параметры городского бюджета: доходы – 23,9 млрд рублей (из них 14 млрд – межбюджетные трансферты), расходы – 24,4 млрд рублей, дефицит составит 597 млн рублей. В этих условиях незначительные на первый взгляд два миллиарда, которые можно получить за счет увеличения отчислений от НДФЛ, смогут сыграть свою роль в улучшении качества жизни горожан, о росте которого не раз заявляли в ходе своей предвыборной кампании различные кандидаты.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях