Попытки властей Южного Урала контролировать цены все больше напоминают имитацию бурной деятельности. Сегодня уже спикер законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш обрушился с разгромной критикой на общественников и представителей официальных контролирующих инстанций, фактически обвинив их в профанации.
Попытки властей Южного Урала контролировать цены все больше напоминают имитацию бурной деятельности. Сегодня уже спикер законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш обрушился с разгромной критикой на общественников и представителей официальных контролирующих инстанций, фактически обвинив их в профанации. Пафос выступающих сводился к призывам договариваться с ритейлерами о минимальной торговой наценке, требовать отдавать предпочтение продуктам местного производства и пр. Место нашлось и гражданской позиции сторонников госрегулирования цен, и расчету производственников, говоривших о том, что чрезмерное вмешательство государства в рынок ни к чему хорошем не приведет. При этом повлиять на ценовую политику производителей, оптовых организаций или ритейла как те, так и другие не могут. Свидетелем того, как власти Южного Урала, невзирая на позицию федерального центра, пытаются порулить рынком, стал журналист «УралПолит.Ru».
Подробности в материале экспертного канала.
Любопытно, что проведение сегодняшнего мероприятия совпало с призывом представителей федерального правительства к региональным властям умерить пыл и не переусердствовать в попытке порулить ценами. Возможность ограничивать цены на региональном уровне существует только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу, напомнили регионам в правительстве.
Таким образом, субъект не имеет права законодательно устанавливать наценку на какие-либо товары. Федеральная антимонопольная служба сейчас рассматривает несколько таких случаев. Известно, что Тюменская область еще в конце декабря ограничила 15-ю процентами наценку для торговых сетей и оптового звена на 15 социально значимых товаров (курица, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, мука, хлеб и др.). А губернатор Курганской области Алексей Кокорин в конце прошлой недели подписал распоряжение о максимальной наценке не более 15 % к отпускным и оптовым ценам от производителей и поставщиков продуктов питания.
Но челябинцы не услышали Москву. А весьма дипломатично сформулированный Борисом Дубровским на январской встрече с представителями торговых сетей призыв «остановить спекуляцию за счет увеличения доли местных продуктов» некоторые восприняли как возможность пропиариться.
Возможно, главной новостью прошедшего в законодательном собрании совещания следует считать сообщение о том, что власти Челябинской области на фоне подорожания продовольствия предлагают установить предельного допустимые цены. По словам и. о. заместителя министра экономического развития Ирины Казанцевой, готовится постановление правительства региона об установлении торговых розничных наценок на уровне 15 % на социально значимые продукты.
Минэкономразвития проводит мониторинг по 40 товарам. С начала исследования – 20 августа – отмечено наибольшее подорожание винограда, белокочанной капусты, томатов, гречневой крупы, перца, огурцов. Рост цен на другие виды продуктов не так заметен – в пределах 10–12 % с августа.
«Обеспеченность товарного рынка – 100 %, то есть дефицита на данный момент ни по одному из 40 продуктов не наблюдается, – сообщила Ирина Казанцева. – Отмечен рост стоимости социально значимых продуктов – говядины, замороженной рыбы, капусты и сахара». И хотя по темпам роста цен на капусту среди регионов УрФО Южный Урал уступает только Кургану, со слов и. о. замминистра следовало, что в абсолютных цифрах капуста в Челябинской области даже дешевле, чем у соседей.
Также Ирина Казанцева заявила, что у регионов есть право обратиться в Минэкономразвития с просьбой установить предельно допустимые цены. Но никто почему-то не обращается.
Челябинское УФАС России устами врио руководителя Елены Рысевой заявило, что стоимость социальных сортов хлеба Первого хлебокомбината, единственного предприятия региона, которое обладает доминирующей долей на рынке, повысилась на 15 %. При этом руководитель управления федерального ведомства несколько раз подчеркнула, что у ФАС нет полномочий по регулированию цен. «Мы мониторим цены и вправе контролировать соблюдение антимонопольного законодательства, – терпеливо разъясняла депутатам и другим присутствовавшим Елена Рысева. – Других полномочий у нас нет».
Увы, но, кажется, ни у кого из присутствовавших в зале в этот день не было полномочий повлиять на цены. Так, их не было ни у представителей прокуратуры области, проекта партии власти «Народный контроль» и даже у министерств сельского хозяйства и экономического развития региона.
«Торговая наценка, оптовая и розничная, на некоторые продукты питания достигает 150, а то и 200 %. Это в нашем понимании – чистая спекуляция, – утверждал руководитель «Народного контроля» Вадим Воробей. – Необходимо сегодня введение ценового коридора: 15% – совокупная оптовая наценка и 15% – совокупная розничная наценка, которая сегодня позволила бы и торговле осуществлять свою деятельность, и покупателям получить продукты питания по нормальной цене без спекуляций».
По словам «народного контролера», подобная практика уже действует на рынке лекарственных препаратов жизненно важной группы, куда отнесены 608 наименований. По утверждению Вадима Воробья, ни дефицита, ни жалоб аптечных сетей на эту систему ни разу не поступало. «Или другой пример – по некоторым продуктам питания в нашей области отмечается перепроизводство – здесь никакого дефицита быть не может. Из всех жизненно важных продуктов питания у меня вызывает сомнения соль – она стоит очень не дорого – 7–8 рублей килограмм. И транспортные издержки очень серьезные. В этом случае торговая наценка может превышать 15 % с учетом транспортных издержек», – добавил «народный контролер».
«Какой смысл в ваших проверках? – недоумевал спикер законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш, обращаясь к координатору «Народного контроля» (партийный проект «Единой России») Вадиму Воробью.
«Мы оцениваем сети примерно по двадцати позициям, покупатели имеют возможность выбрать, где дешевле», – пытался парировать Вадим Воробей.
«Что цены выросли, люди и без вас узнают, – горячился спикер Владимир Мякуш. – Надо вскрывать спекуляции, а вы же даже не в праве запросить у сетевиков информацию о фактическом размере торговых наценок. Получается, все при деле, что-то мониторят, а цены-то растут от недели к неделе, – возвысил голос обычно сдержанный Владимир Мякуш. – Люди спрашивают, так что ж вы ничего не делаете? А мы им в ответ: «а у нас полномочий нет!»
Складывалось впечатление, что участники совещания плохо отдавали себе отчет, чего от них ждал председатель областного парламента, и возлагали ответственность за принятие решения на правительство региона, где проходит экспертную оценку проект постановления об установлении торговых розничных наценок не выше 15 % на социально значимые продукты.
«Кажется, только у губернатора есть полномочия», – уловил общественные настроения Владимир Мякуш.
Перед тем, как разойтись, депутаты проголосовали за создание рабочей группы, которой предстоит также проводить проверки, но при этом, по словам Владимира Мякуша, «не только констатировать факт, что цены растут, а активно влиять на их снижение и делать все, чтобы постепенно привести торговлю в социально ответственное состояние».
Вопрос о том, как очередная контролирующая инстанция будет влиять на цены, повис в воздухе. И можно предположить, что через месяц рабочая группа, подобно сегодняшнему совещанию, просто констатирует факт роста цен, расписавшись в бессилии хоть как-то его ограничить, поскольку свободно торговать и делать любые торговые наценки на продукты питания в России пока не запрещено.
© Сергей Блиновских
Вы можете поделиться новостью в соцсетях