Стальные нервы не подвели. Какой подарок выковала себе Магнитка

На ММК подводят первые итоги года

​Российские металлурги прикидывают результаты года. Причем выдался он непростым – темпы роста мировой и отечественной экономики замедляются, курс рубля падает, а конкуренция на рынке растет. В такой ситуации нужны действительно стальные нервы, считают аналитики. Что происходит с объемами производства и что у металлургов в сухом остатке – в материале ИА «УралПолит.Ru».

Российские металлурги прикидывают результаты года. Причем выдался он непростым – темпы роста мировой и отечественной экономики замедляются, курс рубля падает, а конкуренция на рынке растет. В такой ситуации нужны действительно стальные нервы, считают аналитики. Что происходит с объемами производства и что у металлургов в сухом остатке – в материале ИА «УралПолит.Ru».

Спад на мировом рынке черных металлов, начавшийся в сентябре, еще не дошел до своей крайней точки, считают аналитики журнала «Металлоснабжение и сбыт». Хотя цены на многие виды стальной продукции и металлургического сырья уже опустились до самого низкого уровня с 2009 года. Специалисты называют две причины – перепроизводство в Китае и общая слабость мировой экономики. Они также высказывают осторожную надежду, что в конце декабря спад замедлится, а с Нового года может даже прекратиться, но в оценке дальнейших перспектив оптимисты почти не слышны. Как в таких условиях выглядят российские металлурги? Одной из первых подвела итоги работы за 9 месяцев 2014 года Магнитогорская металлургическая компания (ММК), разместившая подробный отчет на сайте.

Неподготовленного читателя результаты могут весьма удивить. Так, чистая прибыль ММК по РСБУ по итогам девяти месяцев 2014 года составила почти 12 млрд рублей, по сравнению с тем же периодом 2013 года выросла более чем в 11 раз. Конечно, отчасти российским металлургам помогло сокращение импорта металлопродукции, но для ММК важнейшим фактором стало увеличение спроса на продукцию предприятия – в частности, на оцинкованный и толстолистовой прокат. Большую роль сыграло и снижение себестоимости продукции. Впрочем, никакой случайности в этом нет – судя по информационной повестке этого года, металлурги, что называется, «сами ковали свое счастье».

В августе РИА «ФедералПресс» писало о том, что АвтоВАЗ готовится заменить европейских поставщиков металла на ММК: теперь Магнитка будет одевать в металл «Ладу Ларгус», бестселлер марки Lada. Президент автоконцерна Бу Андерссон находил сделку удачной: «Предприятие из Магнитогорска хорошо зарекомендовало себя в качестве партнера компании. Сейчас оно поставляет АвтоВАЗу 60 % используемого листа. Переход на российскую сталь при производстве одной из самых популярных моделей марки Lada позволит нам повысить уровень локализации производства».

Эксперты замечают, что в последние годы ММК целенаправленно наращивает компетенции в производстве именно автомобильных сталей. Так, сталь для кузовов Lada Largus производится на стане 2000 холодной прокатки, пуск которого был признан самым значимым событием года в российской металлургии.

Компания также сообщала о том, что приступает к производству нового листового проката для ОАО «КамАЗ», и ведет работу по освоению перспективных марок стали для автопроизводителей и производителей автокомпонентов. «В скором времени на металлургическом комбинате планируется освоение производства холоднокатаного и оцинкованного проката из стали марки НСТ600Х (высокопрочная DP-сталь). Этот металлопрокат предназначен для усиления каркаса автомобилей», – сообщала пресс-служба предприятия.

Партия новой стали уже прошла испытания на КамАЗе. Производство высокопрочного листового проката марки S700 толщиной 8–10 мм (российский аналог S700МС по ЕN 10149-2) для предприятия освоили на стане 5000.

Так что случайными высокие результаты назвать нельзя. Кстати, по сообщению пресс-службы, успехи представителей ММК – разработчиков новых автолистовых сталей – в декабре были даже отмечены правительственной премией с формулировкой «за обеспечение потребностей отечественного автомобилестроения и повышение конкурентоспособности металлопродукции на мировом рынке».

Помимо морального удовлетворения, ММК заработала вполне материальные бонусы – внедрение производства нового вида автостали уже позволило ОАО «ММК» получить промышленные заказы на этот вид металлопродукции от компаний Ford, Volkswagen и Renault-Nissan, имеющих свои производственные мощности в РФ. Опытные образцы были также направлены в адрес компании Hyundai, которая до сих пор не использовала в своем производстве оцинкованный автолист российских производителей.

«ММК показала хорошую отчетность по итогам трех кварталов и девяти месяцев 2014 года, несмотря на снижение объемов выручки. Помимо выручки в третьем квартале произошло сокращение чистой прибыли, но это было следствием неденежных убытков от курсовых разниц. С последним фактором столкнулись многие компании металлургического сектора вследствие ослабления курса рубля. Тем не менее, компании удалось улучшить основные финансовые показатели» – считает аналитик «Инвесткафе» Радмир Фаттахов.

По его словам, помимо ММК хорошие результаты по итогам девяти месяцев 2014 года также показали НЛМК и «Северсталь».

«В условиях замедления темпов роста мировой и российской экономик металлургические компании стали оптимизировать издержки и ассортимент поставляемой продукции. С одной стороны ослабление рубля сыграло позитивную роль, так как издержки компаний выражены в рублях, а часть выручки поступает в валюте. Необходимо также отметить, что ослабление национальной валюты привело к сокращению импорта, так как российский рынок стал менее привлекателен по сравнению с остальными. Это позволило нашим компаниям увеличить поставки на внутренний рынок. С другой стороны, ослабление рубля привело к тому, что возникла необходимость в повышении внутренних цен для устранения дисбаланса по сравнению с экспортными ценами, хотя положение в российской экономике к этому не располагало» – обрисовал ситуацию ИА «УралПолит.Ru» Радмир Фаттахов.

Он считает, что глобальной проблемой для мирового рынка стали остается дешевая сталь из Китая, экспорт которой за 11 месяцев текущего года вырос на 46,7 %, что не способствует росту цен на эту продукцию. Однако, судя по всему, наши производители не боятся конкуренции. ММК, например, даже взяла на себя «повышенные обязательства», о чем говорил на международной конференции «Российский рынок металлов 2014» заместитель генерального директора по продажам ОАО «ММК» Николай Лядов.

«В начале текущего года комбинат взял на себя повышенные обязательства по наращиванию объемов производства и реализации, и этих показателей удается достичь. Так, ожидается, что объем реализации металлопродукции в 2014 году составит 11,6 млн тонн (в 2013 г. было 10,6 млн т). При этом более 8 млн тонн будет поставлено на российский рынок. Основной прирост покажут поставки оцинкованного и горячекатаного проката, в том числе трубным компаниям» – сообщил он.

По оценкам Николая Лядова, это значительное достижение, поскольку большого роста спроса на черный металлопрокат в РФ не наблюдается. В ММК основными своими преимуществами считают улучшение качества продукции и сервисного обслуживания клиентов, адекватную ценовую политику.

В компании уверены, что 2014 год ММК завершит увеличением продаж. Металлурги считают, что общий рост продаж составит около 900 тыс. тонн, а поставки на внутренний рынок, по предварительный прогнозам, увеличатся более чем на 500 тыс. тонн.

Они подчеркивают, что наращивать объемы производства в нынешних условиях позволяют инвестиционные проекты, реализованные ММК в предыдущие годы. Это комплекс стана 2000 холодной прокатки, а также стан 5000, который, благодаря заказам трубных компаний, загружен почти на 100 процентов.

Планы ММК на 2015 год достаточно амбициозны. По словам Николая Лядова, предполагается дальнейший рост продаж – до 12 млн тонн, в первую очередь, на российский рынок, где планируется прирост в объеме 500 тыс. тонн. В основном предполагается увеличить поставки плоского оцинкованного и горячекатаного проката. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров