В Челябинске стартует процесс по выселению благотворительной организации «Теплый дом».
В Челябинске стартует процесс по выселению благотворительной организации «Теплый дом». Чиновники нашли при проверке организации ряд нарушений, тем временем группа челябинских активистов начала сбор подписей за ее закрытие, обвиняя руководителя Михаила Щапова в сектантстве. Благотворитель, некогда составлявший на праймериз «Единой России» конкуренцию губернатору Борису Дубровскому, уверен – репрессии на него заказали. Но видит в конфликте не столько политический, сколько имущественный контекст. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Проблемы у благотворительной организации «Теплый дом» в Челябинске начались в августе. Тогда в двух учреждениях фонда на Ленина, 31 и Кудрявцева, 36, которые он занимает с 2005 года на условиях безвозмездного пользования, прошел ряд проверок, в том числе прокуратуры, МЧС и КУиЗО. По их результатам в отношении «Теплого дома» и его руководителя Михаила Щапова городская прокуратура и спасательный главк завели около десятка административных дел о нарушениях пожарных, санитарных и технических норм, которые выразились в просроченных огнетушителях, загромождении аварийных выходов, обветшалой проводке и наличии насекомых в предназначенных для работы с детьми помещениях.
На основании проверки Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Челябинска сделал вывод о нецелевом использовании помещений и в установленном законом порядке потребовал вернуть их муниципалитету. В ответ Михаил Щапов развернул масштабную кампанию по защите своего фонда и привлек к ней известных российских спортсменов и звезд шоу-бизнеса, которые выкладывали в интернете свои фото с баннером #нетсанкциямпротивтеплогодома и подписывались под обращением к челябинским властям.
По словам Щапова, он лично встречался с Сергеем Давыдовым, чтобы передать многочисленные письма и попросить о поддержке, но желаемого результата от беседы с сити-менеджером не получил. Вместо этого от Давыдова к нему пришел ответ, в котором градоначальник подчеркивает, что целью проверки был анализ сохранности и целевого использования двух помещений. «Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Челябинска выявил, что помещение на Кудрявцева на момент проверки не использовалось, ремонтные работы в нем не велись, требования пожарной безопасности и санитарные нормы не соблюдаются. В помещении на Ленина, 31 также были выявлены нарушения норм пожарной безопасности, что свидетельствует о нарушении условия договора со стороны благотворительного фонда «Теплый дом» и стало основанием для его расторжения и требования выселения организации», – пояснил руководителю фонда Сергей Давыдов.
Параллельно с этим претензии к организации Щапова высказало и челябинское управление Росимущества, потребовав возврата федеральных земель лагерей «Детская дача» и «Белочка», выделенных фонду во временное пользование десять лет назад. Предполагалось, что на этом участке, расположенном в Сосновском районе недалеко от поселка Каштак, «Теплый дом» построит деревню для приемных семей. За девять лет использования земли организация при содействии ресурсоснабжающих компаний подвела к участку свет и коммуникации, но до строительства капитальных объектов так и не дошла. Как признался Щапов, все это время фонд не мог добиться от Росимущества заключения долгосрочного договора аренды и фактически являлся лишь охранником вверенных ему земель, а значит, в любой момент мог их лишиться. Своевременно договориться с руководством ведомства не получилось отчасти из-за ряда уголовных скандалов, разразившихся вокруг челябинского управления Росимущества в 2000-х годах. В частности, начальник ведомства Александр Власов оказался замешан в уголовных делах о незаконном отчуждении объектов в Челябинске, а его преемница Екатерина Авдеева в 2012 году оказалась на скамье подсудимых из-за хищения из бюджета 1,2 млн рублей.
Как уточнили в Росимуществе, сегодня ведомство планирует вовлечь эти земли и расположенное на них недвижимое имущество в хозяйственный оборот, проведя открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды. «В связи с этим благотворительный фонд «Теплый дом» попросили до 13 октября вернуть используемые им недвижимое имущество, переданное по договору на хранение в январе 2004 года», – пояснили в территориальном управлении Росимущества в Челябинской области.
Михаил Щапов проводимые в отношении его благотворительного фонда проверки называет заказными, при этом затрудняясь назвать имя заказчика. «Кому выгодно этот конфликт подогревать – не могу сказать. Может быть, меня как общественника пытаются проверить, буду ли я в этом случае против закона вести себя агрессивно. Но я наоборот пытаюсь решить этот конфликт в правовом русле», – прокомментировал он.
Исключает Щапов и политический контекст в конфликте, отмечая, что сегодня не создает конкуренцию ни одному из местных политиков, а участие в праймериз согласовывал с «Единой Россией», предварительно проведя встречу с руководителем администрации губернатора Иваном Сеничевым. «До выборов я встречался с Сеничевым по разработанной Стратегии-2020, чтобы обратить внимание региональный властей на пробел в документе по решению вопроса с детьми-сиротами. Мы подняли документы и убедились, что действительно, эта проблема не затронута. И для меня это стало мотивацией поучаствовать в праймериз и донести свою позицию до чиновников. Помогло ли – покажет время. Дубровский ведь продолжает формировать свою команду», – поделился Михаил Щапов. Сейчас он активно пытается рассказать губернатору Борису Дубровскому о своей проблеме, но, по его словам, его письмо с обращением до главы региона пока не дошло, а лично встретиться у него нет возможности.
Руководитель «Теплого дома» предполагает, что у кого-то просто есть интерес к земле под Каштаком, на которой планировалось строительство детской деревни благотворительного фонда, а разборки по зданиям в центре Челябинска просто «пошли паровозом» ко всему. «Рядом с детской деревней застройщики выкупили 11 детских лагерей и сейчас активно возводят там элитное жилье. Мы практически остались там одни. И может быть, так активно у нас начали все забирать, потому что кому-то понадобилась земля под строительство элитной недвижимости», – считает Щапов, уточняя, что недалеко от лагеря строятся комплексы «Соколиная гора» и «Тихий бор».
Отметим, основным застройщиком данной территории выступает ARK Development – преемник строительного подразделения ГК «Аркаим» Василия Курбацких. Возглавляет фирму его сын Андрей Курбацких. Как уточнили «УралПолит.Ru» в отделе маркетинга компании, у фирмы действительно есть заинтересованность в расширении территории «Тихого бора» за границы «Соколиной горы». При этом компания намерена социально развивать данную территорию. «Планируется проектирование федерального медицинского реабилитационного центра, специализирующегося на восстановительной ортопедии и общей восстановительной медицине для пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. В пригороде такого учреждения на сегодня нет – похожее есть только на Кисегаче. Этот проект будет реализовываться на федеральном уровне», – поделился специалист по маркетингу ARK Development Эдуард Дегтярев, добавив, что также на этих участках планируется построить теннисный корт и реконструировать заброшенные объекты пионерских лагерей и рекреационных зон. «Мы хотим их сохранить и сделать полезными», – пояснил Дегтярев.
Михаил Щапов об этих планах не в курсе или просто предпочитает не распространяться, говоря о гонениях на «Теплый дом» и попытке спрятать экономический подтекст за религиозными нападками на организацию. Недавно челябинские активисты обвинили его и благотворительный фонд в «сектантстве», уверяя, что Щапов, некогда являвшийся членом совета Религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников христианской церкви «Новая жизнь», пропагандирует эту идеологию среди детей. Группа горожан под руководством никому неизвестного челябинца Ивана Мельникова уверяла всех, что у «Теплого дома» есть могущественные покровители, в том числе за рубежом, которые защищают организацию и не дают ее закрыть. И объявила сбор подписей под петицией губернатору Борису Дубровскому с требованием о запрете деятельности «лжеблаготворительной организации».
«Благотворительные организации должны быть открытыми – это первое. Второе – религиозная организация «Новая жизнь» является харизматским движением и никакого отношения к христианству и даже к протестантизму не имеет. Между тем, спекулируя добрыми намерениями, общественная организация «Теплый дом», которая является дочерним проектом «Новой жизни», по сути, кормится за счет незнающих людей», – комментирует подписавшаяся под петицией челябинка Ирина Новокшонова.
Примерно в это же время в ряде региональных и федеральных СМИ вышла серия разоблачительных материалов, авторы которых уверяли, что в стенах «Теплого дома» детям не помогают, а калечат их судьбы. Михаил Щапов называет их откровенно лживыми, а прошедший митинг – заказным. По факту одного из таких материалов, вышедшего в эфир ГТРК «Южный Урал», он инициировал проверку Следственного комитета и Генпрокуратуры РФ и уже готовит иск к телекомпании о защите чести и достоинства.
Найти поддержки он пытался у Народного фронта и даже разговаривал по этому поводу с сопредседателем Центрального штаба ОНФ Александром Бречаловым. Тот, получив от Щапова необходимые документы, направил запрос в челябинское региональное отделение ОНФ. «Узнав об этом, я позвонил руководителю исполкома областного ОНФ Денису Рыжему, на что он мне ответил, что уже отправил отчет в Москву по нашему случаю, хотя никаких бесед со мной и проверок не проводил. На мой удивленный вопрос он уточнил, что проблема у нас не экономическая, как мы предполагаем, а религиозная, и за эти вопросы ОНФ не берется», – поделился Михаил Щапов.
Благотворителя поддерживает депутат Госдумы от Челябинской области Сергей Вайнштейн, подчеркивая, что если он нарушил закон, то разбираться с этим должны правоохранительные органы. «А пока нет уголовного дела или решения суда, все происходящее вокруг Щапова напоминает травлю. Слухи, сплетни и непроверенная информация не повод для того, чтобы ставить под сомнение деятельность одной из самых известных в регионе благотворительных организаций», – комментирует парламентарий.
По словам Вайнштейна, он сотрудничает с «Теплым домом» уже десять лет и за последние годы провел с ним немало благотворительных акций. «Несколько лет в Челябинске совместно с городским управлением образования, Челябинским танковым институтом, ГИБДД региона и ЮУрГУ в рамках одноименной городской программы «Теплый дом» проходил сбор вещей, книг, игрушек для детей в приютах и детских домах Челябинска и области. Мы тоже помогали общественникам вещами, которые были доставлены нуждающимся детям 50 тентовыми КамАЗами», – вспоминает Вайнштейн.
Впрочем, сейчас детские дома массово отказываются от такой поддержки. Как отмечает Щапов, всему виной поступившее директорам учреждений распоряжение от минсоца – прекратить взаимодействие с «Теплым домом» и не принимать от него помощи. Получить подтверждение этой информации в министерстве социальных отношений региона на момент подготовки материала не удалось.
Детский омбудсмен в Челябинской области Маргарита Павлова, комментируя «УралПолит.Ru» сложившуюся ситуацию, отметила, что последние за четыре года работы не увидела религиозного подтекста в деятельности «Теплого дома», однако принципиально не сотрудничает с этим благотворительным фондом из-за его неоднозначной репутации. По ее словам, в регионе есть организации, которые действительно с утра до вечера занимаются помощью детям, а есть те, кто все время занимается сбором денег и пиаром. «Теплый дом» уполномоченный по правам ребенка относит к последним. «У них достаточно агрессивная политика в отношении сбора денежных средств. Они просто наседают на людей. И когда человек расстается со своими деньгами, он не знает, на что они пошли. Какой-то прозрачности в этом фонде я не увидела. Организации, которые занимаются помощью детям, ежемесячно публикуют свои отчеты до копейки. Для галочки провести мероприятие несложно, но когда люди работают – они работают. И тем, кому действительно нужна помощь, я помогаю», – подчеркнула Маргарита Павлова.
Отметим, на сегодня КУИЗО Челябинска и региональное территориальное управление Росимущества через суд требуют от «Теплого дома» Михаила Щапова освободить занимаемые ими площади. Первое заседание по выселению фонда из помещений на Ленина, 31 и Кудрявцева, 36 пройдет в арбитражном суде Челябинской области уже в четверг, 27 ноября. Дата рассмотрения иска от Росимущества в арбитраже пока не назначена.
© Дарья Невзорова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях