Об основных итогах 2019 года для Югры «УралПолит.Ru» побеседовал с политологом Михаилом Мирзояном.
Нельзя сказать, что для Югры год был связан с какими-то серьезными катаклизмами и тектоническими сдвигами, хотя не обошлось и без политических интриг. Здесь были и постоянные слухи и инсайды о скорой отставке «хозяйки Югры», были обыски в мэриях,уголовные дела и конфликты, а также бесконечные митинги дольщиков и перманентно банкротящийся Utair. Тем не менее, для округа экономическая ситуация была достаточно благоприятная и спокойная. Об основных итогах 2019 года для Югры «УралПолит.Ru» побеседовал с политологом Михаилом Мирзояном.
– Михаил, каким был уходящий год для Югры, что можно выделить из ключевых трендов?
– Уходящий 2019 год можно уверенно назвать годом устойчивого развития. Каких-либо крупных катаклизмов, которые могли бы заметно повлиять на позиции региона в общероссийском рейтинге, не было. Продолжилась активная реализация национальных проектов. Уровень развития государственно-частного партнерства в регионе находится на достаточно высоком уровне. Реализуются множество проектов как в сфере образования, так и в коммунальной сфере. В жилищной сфере утверждена новая программа расселения аварийного жилья. Активно проводится работа по этому направлению, а также по защите прав обманутых дольщиков.
В то же время, продолжая оставаться нефтяной столицей России, Югра в 55-ю годовщину начала промышленного освоения Западной Сибири вошла с полным пониманием необходимости диверсификации технологии добычи. В регионе активизировались усилия по разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, внедрению новых технологий. Уверен, что происходит важный перелом, который позволит Югре закрепить за собой статус нефтяного региона на годы вперед. В целом, в экономической отрасли пока только продекламирован тренд на диверсификацию экономики региона за счет альтернативных нефтяной отраслям.
– В начале года во многих регионах были митинги по поводу «мусорной реформы», где-то продолжаются до сих пор, но в Югре, насколько можно судить, это «пламя» довольно быстро смогли погасить?
– Тема, несомненно, важная и коснулась всех без исключения жителей, этим и объясняется активность людей. Если говорить о Югре, то начавшись со скрипом, ход реформы к концу года набрал необходимые обороты, стоит отметить, что региональный оператор выстроил достаточно активное взаимодействие с населением. Думаю, что происходящие изменения связаны со сменой руководства оператора, произошедшее в результате увеличения энергетиками доли своего участия в проекте. К слову, структуры, аффилированные с энергокомпанией СТС стали активными участниками не только в сфере ТКО. За прошедший год они активно заявили о своих амбициях в коммунальной сфере, выступив в роли концессионера в Нижневартовске и обозначив зоны своих интересов в других муниципалитетах. Успешная реализация этих планов способна превратить корпорацию в крупного экономического резидента Югры.
– А в политическом плане, в отличие от экономики, насколько можно судить. Была более насыщенная повестка?
– Политическая жизнь региона прошла через призму приближающегося срока окончания губернаторских полномочий Натальи Комаровой. Было много разговоров о том, что смена губернатора неминуема. Говорили даже о досрочной отставке. Однако, концовка года несколько поумерила пыл таких экспертов. Действующий губернатор всем своим видом показывает, что готова и дальше оставаться рулевым региона. Уходящий год запомнился и нарастанием напряженности между главой Нефтеюганска и окружной властью, а также эскалацией конфликта между руководством некогда спокойного Нижневартовска с местной бизнес-элитой. И если первый случай свидетельствует о том, что проблема т.н. местных «царьков» продолжает оставаться, то ситуация в Нижневартовске говорит об обратном – сильное администрирование политической сферы приводит к недовольству местных элит. Необходим поиск компромиссов и выработка некой формулы при которой власти должна отводиться роль модератора всех политических процессов.
– Короткий прогноз на будущий год?
– Если говорить о планах на будущее, то уходящий год дал старт работе по обновлению стратегии развития Югры, которая предполагает перенос сроков планирования до 2050 года. Это говорит о том, что у действующего правительства региона имеется понимание существующих условий и долгосрочное видение того, как и в каком направлении будет развиваться округ.
© Сергей Табаринцев-Романов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях