Уйти нельзя остаться. Как жители Зауралья восприняли частичную мобилизацию

мобилизация Фото: ФедералПресс \ Полина Зиновьева

21 сентября президент России Владимир Путин подписал указ о частичной мобилизации. Уже более двух недель мужчинам приходят повестки. Кто-то сразу после получения начинает собирать вещи, чтобы быть готовым явиться на сборный пункт, кто-то не дожидаясь повестки, поспешил уехать из страну. УралПолит.Ru узнал мнения людей в Зауралье о частичной мобилизации. Подробности – в материале.

«Это мой долг перед страной»

Повестку жителю Курганской области Василию принесли 22 сентября в 10 часов. Ему нужно было явиться 27 сентября в районный военкомат. Мужчине 44 года, до этого он отслужил два года в пограничных войсках на Дальнем Востоке, другого боевого опыта у него нет. Последние несколько лет он работал на пилораме в северных регионах, на вахте.

«Когда принесли повестку я был к этому морально готов, потому долг Родине нужно отдать. Когда Путин объявил частичную мобилизацию, сразу для себя решил, что нужно идти, защищать рубежи страны», – поделился переживаниями с корреспондентом УралПолит.Ru Василий.

По его словам, в районном военкомате мужчинам сразу, почти на пороге заявили, что выдадут только «бронежилет и оружие» – все остальное нужно закупить самостоятельно. Посоветовали мобилизованным о себе позаботиться, и сразу решить, какие им нужны медикаменты на разные случаи, а также теплые вещи, белье.

В районном военкомате мужчины проходили медосмотр, медработник каждого из них спрашивала о проблемах со здоровьем. Василию выдали направление на медкомиссию, на которой выяснилось, что он не годен к службе.

«Сейчас я все свои вопросы со здоровьем решу. Дальше будет видно, годен я или нет. Если снова призовут, то пойду, это мой долг перед страной», – резюмировал мужчина.

«Надо пережить это время»

Житель Зауралья 34-летний Борис (имя изменено по просьбе мужчины) получил повестку почти сразу после обращения Владимира Путина. Мужчина по образованию инженер, многие годы занимался доставкой и продажей дров в деревне. Он отслужил срочную годовую службу по призыву, другого военного опыта он не имеет. Корреспонденту УралПолит.Ru он отказался говорить, в каких войсках проходил службу.

Борис считает, что уклонятся от военной службы нельзя, если родина призвала, то нужно идти.

«Бегать от кого-то я не собирался, тем более прятаться – это вообще не по-мужски. Как повестка пришла, так сразу сообщил родным, что скоро отправлюсь участвовать в специальной военной операции в Украине. Конечно, жена переживает за меня. Но она меня поддерживает, понимает, что это – мой долг, я обязан его выполнить», – отмечает Борис.

28 сентября мобилизованных мужчин, которые должны были отправиться дальше в воинскую часть, чтобы пройти обучения для участия в специальной военной операции, привезли в военный комиссариат Курганской области. Им объявили, что они возвращаются домой до особого распоряжения. Почему было принято такое решение, мобилизованным не объяснили. Мужчин предупредили, чтобы вещи они не разбирали и были готовыми прибыть в военкомат.

«Боевого духа не теряю. Как только вызовут, то сразу отправлюсь. Я уверен в нашей стране, в нашем государстве», – говорит Борис.

Жена Бориса рассказывает, что во всем поддерживает своего мужа.

«Страшно за него. Что делать? У меня двухлетний ребенок, есть женщины, у которых несколько детей, и дети даже младше моего. Они не стонут, не плачут, держатся, мужчин своих подбадривают. Время сейчас такое – сложное. Надо пережить это время, скоро все будет хорошо», - сказала женщина.

«Ни для кого не секрет, что в деревне работы нет»

Корреспонденту УралПолит.Ru не удалось связаться с мужчиной, который самостоятельно решил участвовать в специальной военной операции в Украине. Его телефон был вне зоны действия сети. Журналист поговорила с его супругой – Еленой. Ее супругу – Сергею – 40 лет. После окончания техникума он отслужил два года в ракетных войсках. Постоянного места работы у мужчины не было: летом выполнял сельскохозяйственные работы у фермеров, зимой ездил на вахту.

«Ни для кого не секрет, что в деревне работы нет, поэтому Сергей перебивался, как мог. Жили мы не богато, но у нас свой огород, свое хозяйство, себя прокормить могли. Детей, у нас – две дочери. Как могли, так и жили», – рассказала Елена.

Она вспоминает, когда в феврале объявили о начале специальной военной операции в Украине мужики в деревне стали говорить, что нужно идти добровольцами, что можно неплохо денег заработать.

«Первое время мы над ними смеялись. Думали: куда они пойдут сорокалетние мужики?» – вспоминает Елена.

В марте все-таки несколько мужчин ушли добровольцами, чтобы участвовать в специальной военной операции. В июне один из них вернулся обратно. Мужчина рассказывал в деревне, что его контузило, попал в госпиталь, откуда его отправили домой. Этот экс-военнослужащий стал хвастаться, что ему заплатили 3 млн рублей за участие в специальной военной операции.

«Я этих денег не видела – передаю вам его слова. Когда этот мужик вернулся, стал деньгами «сорить». Все хвастался, что ничего страшного в Украине нет, русских все боятся и платят хорошо», – поделилась Елена.

Сергей стал с женой постоянно обсуждать специальную военную операцию. В середине лета он сказал супруге, что собирается пойти добровольцем, хоть денег заработает.

«Поехал в военкомат, все узнал. Ему дали список необходимых вещей, сказали, когда нужно явиться. Спальник покупали, аптечку собирали, теплые вещи, термобелье. Большую часть денег, которые были, потратили на его обмундирование, а на остальные закупили все необходимое для школы дочерям. В конце августа он уехал на СВО», – говорит Елена.

Сейчас ей неизвестно, где находится ее муж – он не выходил на связь с конца сентября.

«После того, как объявили мобилизацию, поняли, что Сергея забрали, не смог бы он отвертеться. Каждый день молюсь, чтобы вернулся живым», – резюмировала Елена.

«Спрашивали о моей позиции – ответил, что пацифист»

Часть жителей России после объявления частичной мобилизации решили покинуть страну. Многие устремились в соседние страны – Казахстан, Монголию, Грузию. Житель Зауралья по имени Илья добрался до границы и узнал, что он – не выездной, хотя повестку он не получал.

Молодой человек должен был добраться до Казахстана на поезде. Он зашел в салон, отдал паспорт пограничнику, тот ушел с его документами. Через 15 минут вернулся и сказал: «Выходи, на месте все узнаешь». Паспорт обратно Илье не вернули. На вокзале молодого человека завели в кабинет и объявили, что согласно данным военкомата, он – не выездной.

«Я со своей категории «В» очень удивился этому факту. Пограничник сказал, что не он принимает решение, и всего лишь следует букве закона», – рассказал корреспонденту УралПолит.Ru Илья.

Со слов сотрудника правопорядка, он понял, что пограничники пытались дозвониться до военкомата, где Илья стоит на учете, чтобы уточнить причину запрета на выезд, потому что она не была указана. Но никто не ответил.

«В конце сказали, что в таких случаях решение о въезде в пользу выезжающего принимается, то есть меня. А высадили с электрички, потому что как раз дозванивались до моего военкомата, а время отправления наступило», – объяснил Илья.

Мама молодого человека смогла купить ему новый электронный билет на поезд, который уходил в пять утра. Он решил подождать на вокзале. Подошел к одной компании ребят, поговорил немного, к нему снова подошли пограничники и попросили предоставить документы. Илья показал паспорт, его сфотографировали и сказали ждать. Молодой человек долго ждал, а потом решил выяснить, что случилось – зашел в ближайший кабинет и наткнулся на двух сотрудников службы безопасности. Те позвонили сотруднику, которому ранее Илья показывал документы, а затем стали задавать вопросы. Они интересовались у молодого человека, почему он сейчас решил поехать в Казахстан, как относится к специальной военной операции, были ли какие-то нарушения.

«Отвечал, что захотелось к другу поехать, что не служил и соответственно мобилизации не подлежу. Затем о позиции моей начали спрашивать, ответил, что пацифист. Те сразу оживились. Я им объяснил, что с детства боюсь оружия и смерти, поэтому пацифист. В результате они меня отпустили. На мой вопрос: «Все в порядке, ни в чем не виноват, могу идти?». Ответили: «Нет, не в порядке, иди», – вспоминает Илья.

Он понял, что нужно уйти с вокзала, найти гостиницу или кафе, чтобы до четырех утра пересидеть, а затем вернуться, чтобы сесть на поезд.

«Минут за 30 до отправления поезда ко мне подошла женщина-пограничник, посмотрела на мой паспорт и спросила: «Почему я еду, если меня высадили?» Пересказал ей все, что ранее объяснял пограничник. Она ушла с моим паспортом в кабинет, я думаю: «Опять». Но через семь минут она пришла обратно, отдала паспорт и сказала, что могу ехать», – рассказал Илья.

Молодой человек вспоминает, что в Казахстане его встретили хорошо. Как только он сошел с поезда, его встретили волонтеры, которые его накормили и напоили чаем. Они помогли с временным жильем. Потом он познакомился с молодым человеком из России, тот помог сориентироваться, подсказал, где можно оформить SIM-карту. Сейчас Илья у своих друзей. Он говорит, что пока не планирует возвращаться в Россию, занимается поиском работы.

«Конечно, загранпаспорт хочу оформить, раз уж я покинул страну, нужно попробовать посмотреть мир, даже без запаса финансовых средств. По крайней мере у меня теперь есть теоретическая возможность посмотреть страны разные. Поеду как хиппи, автостопом», – считает Илья.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров