«Некомпетентность либо злой умысел». В деле экс-ректора КГУ появились призрачные миллионы

Показания очередного свидетеля защиты открывают новую грань «внутренней кухни» университета, сотрудники которого, якобы, буквально осознанно закрывали вуз от новых студентов. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

В Курганском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела бывшего исполняющего обязанности ректора Курганского государственного университета Михаила Ерихова. Напомним, он обвиняется в превышении должностных полномочий, присвоении и растрате средств вуза. Показания очередного свидетеля защиты открывают новую грань «внутренней кухни» университета, сотрудники которого, якобы, буквально осознанно закрывали вуз от новых студентов. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Алла Носкова была допрошена на суде в качестве свидетеля со стороны защиты. По ее словам, она познакомилась с подсудимым экс-ректором КГУ Михаилом Ериховым в то время, когда оба они преподавали в Санкт–Петербургском политехническом университете, в начале 2000-х годов. Она отметила, что в то время между ними установились деловые отношения, но семьями они не дружили, а обсуждали различные бизнес-проекты.

Потом Алла Носкова открыла собственный бизнес и на десятилетие утратила с Михаилом Ериховым контакт. Вновь они встретились в 2015 году. На тот момент Ерихов был назначен и.о. ректора Курганского государственного университета, а Носкова являлась со-основателем и генеральным директором ООО «EduMarket» (г. Санкт–Петербург). Эта компания является одним из лидеров на рынке продвижения образовательных услуг в России. В разговоре Ерихов посетовал на то, что вуз не очень престижен среди абитуриентов, и Носкова как эксперт в этой сфере вызвалась помочь.

«Я проанализировала демографическую ситуацию и платежеспособность населения Курганской области. Провела исследование стратегий рекламных кампаний вузов соседних регионов, которые перетягивают зауральских абитуриентов к себе. Предложила маркетинговые решения, которыми КГУ мог этому процессу воспрепятствовать. Изложила свой взгляд на совещании ректората университета, которое посетила осенью 2015 года», – рассказала в суде Алла Носкова.

Фактически, основным инструментом продвижения вуза была «бегущая строка» на телевидении, однако ее эффективность была крайне невысока. Нужны были современные рекламные инструменты взаимодействия вуза с целевой аудиторией – абитуриентами и их родителями. Одна из главных ролей в этом процессе отводилась официальному сайту вуза. Именно его в первую очередь посещают старшеклассники при выборе будущего места получения высшего образования.

У КГУ сайт на тот момент, по оценке Аллы Носковой, не выдерживал никакой критики. Он «не соответствовал духу времени», поскольку даже визуально не мог привлечь внимание нынешних абитуриентов.

Компания «EduMarket» начала разрабатывать для КГУ промо–сайт. Алла Носкова привлекла в помощь сестру Михаила Ерихова, проживающую в Москве, Юлию Тимченко. Ее прием на работу – отдельный пункт обвинения, поскольку родственница и.о. ректора, якобы получала зарплату за фиктивную должность, не выполняя реальной работы. Однако, эту позицию обвинения Носкова опровергает.

«Юлия Тимченко наполняла промо-сайт контентом. Это огромный объем работы, очень трудоемкий процесс. Она в ручном режиме внесла на сайт текстовое описание 150 программ бакалавриата, 100 магистратур, 100 специалитетов и 80 аспирантур, снабдила их иллюстрациями. Кроме того, сделала справочник 400 профессий, на которые обучает КГУ. Любой абитуриент мог бы зайти на сайт, пройти онлайн-тестирование по профориентации и найти исчерпывающую информацию о программе обучения, которая ему по его склонностям и способностям больше всего подходит. Там же он мог узнать, по каким профессиям после получения высшего образования сможет работать, где сейчас по этим профессиям есть вакансии и сколько на них платят, причем эта информация регулярно обновлялась. По сути, мы подготовили максимально удобный при пользовании информационный ресурс, благодаря которому любой старшеклассник мог прогнозировать и строить свое будущее, избегая типичных для молодого и малоопытного человека ошибок», – пояснила свидетель.

По словам Носковой, за помощь в создании промо–сайта компания «EduMarket» Юлии Тимченко ничего не платила, поскольку считалось, что она делает эту работу для КГУ и поэтому получает зарплату в университете. Ранее на суде озвучивались цифры, согласно которым Тимченко работала за оклад в 5 тыс. рублей, но получала ежемесячные стимулирующие в размере 44 тыс. рублей. Всего за время работы в вузе с декабря 2015 по июнь 2016 года она получила порядка 300 тыс. рублей.

Вероятность победы «EduMarket» в конкурсе на разработку сайта КГУ Алла Носкова оценивала как «довольно высокую».

«Специалистов моего уровня квалификации в России достаточно мало. Я являюсь официальным экспертом Министерства образования и науки РФ. Меня привлекают для обсуждения государственных проектов в сфере образования. Ко мне обращаются за помощью сотни ректоров вузов со всей страны. Среди моих клиентов – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский университет, Санкт–Петербургский политехнический университет Петра Великого и даже Московский государственный университет», – пояснила она суду.

По замыслу Михаила Ерихова, обновленный сайт и ряд других инструментов продвижения должны были привлечь в университет большее количество платных студентов и за пару лет увеличить доходы вуза на 100–200 млн. рублей. Носкова оценила эти планы как «вполне реальную перспективу», и подобный успешный опыт у нее уже был.

Однако с конкурсом в КГУ у «EduMarket» возникли проблемы. Свидетель предположила, что причиной сорванного конкурса стал проректор по финансовым, юридическим и кадровым вопросам Александр Галиниченко, которому Ерихов поручил его организовать.

«По документам, которые присылал Галиниченко, складывалось впечатление, что человек не представляет, что такое бюджетный процесс и как оформляется закуп товаров, услуг для бюджетной организации», – заявила она суду.

Тогда гендиректор «EduMarket» обратилась в юридический отдел КГУ. Однако и от него не сумела добиться какого-либо результата.

«Некомпетентность менеджмента КГУ, который три месяца не мог подготовить документы для конкурса, я считаю единственной причиной отсутствия договора с «EduMarket». Некомпетентность либо злой умысел, чтобы подставить Ерихова. У меня впечатление абсолютно четкое: люди вредили вузу. Мы с Ериховым действовали с интересах вуза. Но была группа людей, которые хотели помешать вузу провести успешную приемную кампанию на платные места. Эти люди не умели либо не хотели работать», – считает Носкова.

Помимо «профессиональной некомпетености» ряда сотрудников, возможной причиной нежелания менеджмента КГУ организовывать конкурс является стоимость сайта. Работая три месяца по 18 часов в сутки без выходных, Алла Носкова вложила в него, по ее словам, 1,5 млн. рублей личных средств.

«Однако рыночная стоимость сайта с таким функционалом — не менее 4 млн рублей. Из хорошего отношения к Ерихову я готова была продать его Курганскому госуниверситету по себестоимости. Просто хотела помочь Михаилу Максовичу и КГУ. Получить за полтора миллиона качественный софт было бы очень хорошей сделкой для вуза», – настаивает Алла Носкова.

Также возможно, менеджмент КГУ отпугнуло коммерческое предложение, присланное гендиректором «EduMarket». Комплексное обслуживание по рекламе и продвижению образовательных услуг университета она оценила в 13 млн. рублей. По словам Аллы Носковой, такова конъюнктура рынка.

«У Тюменского университета на тот момент рекламный бюджет составлял примерно такую же сумму. У Челябинского – чуть больше. У екатеринбургских вузов – порядка 20–25 миллионов. В ходе переговоров с КГУ сумма контракта могла быть уменьшена или, при усложнении технического задания, увеличена. Считаю, вложить 13 млн. рублей, чтобы получить от дополнительного притока платных студентов 50–100 млн, – это хорошая сделка. Рентабельность могла достигнуть 400–700 процентов. Любой банк такой прибыли позавидует», – уверена Носкова.

В конечном итоге промо-сайт КГУ так и не купил. Но к Михаилу Ерихову, который не добился от подчиненных объявления конкурса на его создание, гендиректор компании не имеет претензий.

«В 2016 году я создала на базе промо-сайта портал «Поступи онлайн». Сейчас его клиентами являются 170 ведущих вузов России. Портал ежемесячно посещает более 600 тыс. абитуриентов», – сообщила Алла Носкова.

По ее словам, к ней неоднократно обращались желающие купить этот бизнес-проект. Но она не соглашается: портал доказал свою эффективность, следовательно, в коммерческом плане перспективен.

«В КГУ нашлись люди, которые не захотели зарабатывать для себя. Теперь этим порталом пользуется вся Россия», – заявила она.

Более того, когда Алла Носкова запустила проект «Поступи онлайн», первым делом позвонила в Курганский госуниверситет и предложила за свой счет разместить на портале их контент, чтобы им смог воспользоваться любой желающий.

«Но ведь они даже от бесплатной рекламы отказались! Это истинное отношение сотрудников Курганского государственного университета к своему вузу, к своим абитуриентам!» – недоумевает генеральный директор «EduMarket».

Напомним, судебное разбирательство в отношении Михаила Ерихова стартовало в начале января этого года, бывшего и.о. ректора КГУ обвиняют в растрате средств вуза в размере 1,3 млн рублей и превышении служебных полномочий. Главными потерпевшими в деле являются бывшие проректоры КГУ Александр Калиниченко и Борис Шалютин. «УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров