«Вероятность провала – 100 %». В вотчине «Уралкалия» начались рекордные подвижки грунта

​В столице «Уралкалия» Березниках вновь фиксируют опасность появления провалов. Неделю назад администрация муниципалитета озвучила новые данные по оседанию грунтов. В двух районах скорость достигала 22 см в месяц. Власти подчеркивают, что ситуация «не вызывает опасений», однако в Березниках уверены, что через два месяца случится новый провал. Не избежали руководители города непростого разговора по этой теме с областными властями – губернатор провел здесь на днях совещание.

В столице «Уралкалия» Березниках вновь фиксируют опасность появления провалов. Неделю назад администрация муниципалитета озвучила новые данные по оседанию грунтов. В двух районах скорость достигала 22 см в месяц. Власти подчеркивают, что ситуация «не вызывает опасений», однако в Березниках уверены, что через два месяца случится новый провал. Не избежали руководители города непростого разговора по этой теме с областными властями – губернатор провел здесь совещание накануне вечером. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

На прошлой неделе в Березниках состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, где была озвучена новая ситуация по динамике проседания грунта в наиболее проблемных точках. В частности, выявлен еще один участок с рекордными скоростями оседания – он был обнаружен в районе бывшей станции Березники вблизи солеотвала БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий». Судя по опубликованной на сайта администрации информации, здесь «…увеличились скорости оседаний в районе недействующих железнодорожных путей парка «Г»: за период с 28 декабря 2017 года по 30 января 2018 года они варьировались от 19 до 220 мм/месяц». По мнению властей и «Уралкия», который предоставляет информацию о мониторинге, «увеличение скоростей не вызывает серьезных опасений, так как в данном районе нет функционирующих промышленных и транспортных объектов».

В то же время, специалистами Горного Института УрО РАН и ОАО «Галургия» (считается, что это предприятие аффилировано с «Уралкалием») даны рекомендации по расширению ранее огражденного участка. Ограждение планируется увеличить почти на треть километра с охватом части солеотвала БКПРУ-1. Работы по устройству ограждения будут произведены лишь после схода снежного покрова, но в срок до 1 мая 2018 года.

Заметим, что подобные скорости оседаний – почти до четверти метра за месяц в последнее время наблюдались у домов № 29,31 по улице Котовского, где и появились два последних два провала. И хоть власти утверждают, что ситуация стабильна, в городе уверены, что через пару месяцев в этих местах появятся новые провалы.

«Проседание действительно пошло очень сильное. Вероятность провала – 100%, когда начнется апрель и начнет оттаивать почва, так было и в прошлом году и в позапрошлом. Сейчас держит мерзлый грунт, но скорость оседания очень высокая», – поделился предположениями с «УралПолит.Ru» общественник Валерий Мец.

Впрочем, возможно, что ситуация и сдвинется с мертвой точки после визита губернатора Максима Решетникова.

«Вчера в Березниках был губернатор со всей свитой, был мэр на совещании. Сказали, что «движение началось и мы будем до 1 июня просить Москву расширить зону и будем решать, что делать с частным сектором, который там остался». Они категорично не захотели с ним что-то делать, а сейчас сказали, что сделают заключение в «Галургии» и будут решать вопрос, потому что там большие трещины в фундаменте, домах и т. д. А раньше говорили, что все нормально у вас», – отмечает Валерий Мец, дом которого так же пострадал от провалов.

Трагедия Березников случилась после аварии на руднике БПКРУ-1 ПАО «Уралкалий» в октябре 2006-го года и последующего затопления его шахты. Земная поверхность стала проседать, стали появляться провалы. Многие здания и прежде всего жилые дома стали приходить в непригодность. Виновником трагедии десятков тысяч горожан, причиной аварий и негативных последствий называли не совсем правильную разработку части шахтного поля во время Великой Отечественной войны. Придуман был даже некий эвфемизм – панели переходного периода. Якобы их разработка для нужд обороны в 40-х годах ХХ-го столетия и сказалась на трагедии города.

Может отчасти это и так. Здесь, действительно, наблюдаются самые высокие скорости оседания в районе улицы Котовского, появились и два небольших провала в марте прошлого года тут же у домов 29,31.

Но основные негативные проявления выявляются далеко за этой зоной панелей переходного периода. Это те же провалы у школы № 26, такие же новообразования у административного здания бывшего Березниковского шахтостроительного управления и на путях бывшей железнодорожной станции Березники. Кстати, два последних провала, судя по карте Березников в Гугле – уже слились в единое целое.

Нельзя исключать, что эти заполненные водой и рассолом потоки скоро потекут в сторону очередного резкого проседания земной поверхности на новом опасном месте. Судя по карте, теоретически возможно, что новый прогиб земли может захватить участок под солеотвалом и далее соединиться с первым провалом, образовавшимся летом 2007-го года – их разделяет немногим больше 700 метров. А от этой беды есть вероятность, что эти провалы через промканал, который отсечен от провала двумя дамбами, уйти в Каму.

Такое развитие ситуации мало не покажется. Потому что в этом районе Кама выше, чем земная поверхность. И в реальности получится, что не канал с провалам втечет в реку, а Кама через канал и провалы может прийти в Березники.

Но это теоретический просчет негативного развития ситуации. В принципе же, как отмечают эксперты, варианты спасения ситуации есть, но «Уралкалий» и муниципалитет на вооружение их брать не стремится.

«На Березниковском форуме в соответствующей теме, я подробно объяснял, почему нужно делать своевременную дистанционную засыпку локальных провалов песчано-галечной смесью (ПГС) и последующую подсыпку ПГСом так, чтобы не допускать образования озерков. Но меня не послушали. Засыпку прекратили и тем самым оставили открытым контакт пресной воды с приповерхностными слоями карналлитовой зоны Верхнекамского месторождения солей», – рассказал «УралПолит.Ru» бывший замначальника технического отдела рудоуправления «Уралкалия» Игорь Челышев.

По его словам, еще более 10 лет назад когда был затоплен рудник БКРУ-1, он предупреждал руководство «Уралкалия» о появлении провалов в будущем.

«О вероятности образования таких огромных пустот НАД самой толщей солей Верхнекамского месторождения в местах скважин древнего солепромысла я писал еще в самом начале затопления рудника БКРУ-1 и тут же высказывал свое мнение, что помимо большого провала (в месте течи воды в шахту) будут еще провальчики, что перережет железную дорогу. Таким образом, мною было предсказано не только появление "Малыша", но и последующего провала, за долго до их появления. Вся беда в том, что в такой механизм образования таких провалов, как «Малыш», до сих пор никто не верит, а значит до сих пор нет понимания тех процессов растворения приповерхностных слоев карналлита водой незасыпанных ПГСом провальчиков в пойме реки Кама и речки Зырянка», – отметил инженер.

Эксперт уверен, что мониторинг за процессами оседания позволяет производить своевременное ограждение опасных зон и своевременный их перенос. Безопасная засыпка ПГСом позволит снизить интенсивность оседаний рельефа в пойменной части рек Кама и Зырянки и улучшить качество управления по нормализации ситуации.

«Новые провальчики вокруг промплощадки БКРУ-1 в огороженных зонах возможны. Ну и что? Любые провальчики можно безопасно засыпать ПГСом при грамотном применении скреперной лебедки и скреперного ковша, т.е. дистанционно, без допуска людей в огороженные зоны. Остается мне только сожалеть, что этого не делается», – сетует Игорь Челышев.

Юрий Санатин

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров