Ветер перемен? Как Свердловская киностудия берет новый курс на фоне ухода голливудских кинокомпаний

Ольга Ерофеева-Муравьева, Свердловская киностудия Фото: Ольга Юшкова

Санкции серьезно отразились на российской экономике в целом, и уральской в частности. Бизнес и промышленность столкнулись с беспрецедентным давлением, но в то же время, как известно, получили уникальные возможности: внешнеполитическая ситуация полностью перекроила рынки сбыта, а ушедшие или временно приостановившие свою деятельность западные компании уступили свои ниши другим игрокам. УралПолит.Ru запустил спецпроект «Ветер перемен?», который рассказывает об уральцах, видящих в происходящем возможности для роста и развития – о тех, кто не боится рисковать, готов к трансформации и новым перспективам. Сегодня – в нашем материале о людях, которые возрождают кино на Урале, и о новой команде Свердловской киностудии.

>

У Свердловской киностудии давняя и богатая история. Ее создали в годы Великой Отечественной войны, когда в Свердловск эвакуировали столичные театры, музеи и часть «Ленфильма». Затем был рассвет уральского кинематографа, именитые режиссеры, фильмы «Угрюм-река» и «Приваловские миллионы». В 90-е Москва перестала финансировать региональные студии, и СК начала увядать. Талантливые профессионалы уезжали в столицу, техника устаревала и все больше помещений сдавались в аренду.

Весной прошлого года Минкультуры РФ объявило перезапуск Свердловской киностудии. Она получила статус опорной, как «Мосфильм» и «Ленфильм». Развитием уральского кинематографа занялась новая команда, в ее числе – генеральный продюсер Ольга Ерофеева-Муравьева.

Приземление

В разговоре с УралПолит.Ru продюсер пошутила, что вошла в новую команду оптом. Минкультуры назначило генеральным директором киностудии Виктора Шадрина, который имеет большой управленческий опыт и возглавлял уральские телеканалы. Ольга называет его уникальным управленцем с визионерским пониманием того, как нужно вести дела.

Креативным продюсером киностудии стал режиссер Евгений Григорьев. С ним Ольга знакома с 2008 года, со времен работы над картиной Андрея Кончаловского «Битва за Украину». Много лет Григорьев и Ерофеева-Муравьева периодами встречались на творческих проектах, выпустили несколько фильмов, а с 2021 года работают в одной команде на Свердловской киностудии.

«Евгений очень талантливый режиссер с высокой степенью социальной ответственности. Он родился в деревне и вырос в большого человека, добившись всего своим трудолюбием, стремлением учиться и познавать мир. Мне кажется, такие люди и должны работать на киностудии», – поделилась Ольга.

Параллельный процесс как стратегия

Сегодня стратегия СК прописана на ближайшие пять лет. Ольга определяет ее суть просто: должен идти параллельный процесс привлечения проектов, производства фильмов, обучения кадров, аккумулирования творческих людей и обновления основных фондов: «Смысл всей «перезагрузки» заключается в том, что мы на киностудии и при помощи киностудии запускаем кинопроизводство, но не только в рамках этой организации, но в целом на Урале. Перезапуск Свердловской киностудии – это некий триггер для развития киноиндустрии в регионе».

По мнению Ольги Ерофеевой-Муравьевой, за год удалось сделать немало. Началось обновление материально-технической базы (куплено две современные камеры). Создается неигровая картина «Нелюбимка» о группе NILETTO, запустился проект «Код города», где жители Екатеринбурга в рамках лаборатории будут сами снимать кино о своем городе. Продолжается подбор актеров на игровой фильм «Сломя голову» – съемки картины стартуют летом в Екатеринбурге.

Бегство от проходимцев

Недавно Свердловская киностудия обзавелась небольшим офисом в Москве. Там проходят кастинги актеров, обсуждение сценариев, производственные совещания.

«Проработав почти год без московского офиса, мы поняли, что он нам объективно нужен. Надеюсь, когда-то мы сможем от него отказаться, но это перспектива не менее трех лет. Зритель хочет видеть на экране известных актеров, но большинство из них живут в Москве», – делится Ольга Ерофеева-Муравьева.

Специалистов пока тоже приходится искать в столице, потому что индустрия кино на Урале страдает от дефицита кадров, – их очень мало, уверена продюсер.

«Мы уже столкнулись в прошлом году с огромной нехваткой вторых режиссеров – профессиональных людей, которые понимают, что такое планирование, умеют это делать. Есть ряд специальностей, которые в дефиците даже в Москве. Есть люди, которые себя называют профессионалами, но по сути проходимцы, их не всегда можно вычислить. Они придумывают себе фильмографию, которая к ним отношения не имеет. На проекте моего большого друга уволили подряд троих вторых режиссеров по площадке, и это в Петербурге в этом году», – рассказывает Ольга Ерофеева-Муравьева.

Чтобы подготовить кадровый резерв на месте, в прошлом году Свердловская киностудия при поддержке Министерства культуры РФ запустила свою «Школу кино» – бесплатные курсы специалистов второго состава съемочных групп (осветители, механики камер, гримеры и т.д.). Своими силами киностудия искала преподавателей из числа действующих профессионалов отрасли, составляла методические материалы. Вторых режиссеров, а также линейных продюсеров, ассистентов по реквизиту, помощников художника по костюму начали готовить на втором потоке киношколы, который стартовал этой весной.

«Мы идем с неким опережением: быстрее учим, чем запускаем проекты. Но, может быть, это и хорошо. В любом случае, взять на съемки большого полнометражного фильма человека, у которого нет никакого опыта, очень страшно. Но мы будем привлекать наших выпускников на стажировки, чтобы они набирались опыта», – рассказала продюсер.

В планах Свердловской киностудии создать комьюнити из режиссеров, художников, авторов, которые могли бы, не выезжая из своего региона, снимать фильмы. Например, выпускница Николая Коляды, драматург Ярослава Пулинович пишет сценарий для дебютного фильма в соавторстве с новосибирским режиссером Владимиром Головневым. При нужном финансировании проект должен запуститься в следующем году. «На Урале живут талантливые люди, мы хотим с ними сотрудничать», – делится Ольга.

С заделом на будущее

Свердловская область пока не может считаться кинематографически развитым регионом. Для полномасштабного развертывания производства многое придется начинать с нуля. Например, показать Урал российским кинопроизводителям. Этот регион обладает несомненным потенциалом: незатертые локации, красивая природа, интересный, очень смешанный по архитектурным стилям Екатеринбург. А чтобы у кинематографистов было больше аргументов снимать фильмы здесь, в Свердловской области создается кинокомиссия. Сейчас она в стадии запуска, разрабатывается регламент. Кинокомиссия помогает с согласованием и организацией съемок и занимается рибейтами (это возврат части денег, потраченных на съемки в данном регионе).

«Могу по себе сказать: мы снимали в Перми игровую картину «Подельники», и существенную роль в выборе локаций сыграло то, что регион выплачивает рибейт. Когда мне звонили знакомые кинематографисты и спрашивали, где на Урале снять леса, я говорила, что в Перми есть рибейт, и выбор становился очевиден. Потому что природа в Свердловской области и в Пермском крае похожа, но там еще и часть денег в конце вернут. Конечно, это определяющий момент, потому что продюсерам не так просто искать деньги на производство и нужно очень разумно их тратить», – делится Ольга Ерофеева-Муравьева.

Приезд съемочных групп региону тоже выгоден. Бюджет у фильмов разный, но в среднем во время съемок приезжей съемочной группы тратится от 10 до 100 млн рублей – это аренда жилья и транспорта, питание и проживание съемочной команды, оплата услуг местным организациям и предпринимателям. Если в процессе будут задействованы местные жители, то это дополнительные рабочие места и зарплата.

Ольга Ерофеева-Муравьева также уверена, что возрождение кино имеет отложенный социальный эффект – развитие туризма. Например, после съемок фильма «Левиафан» в неизвестную ранее деревушку Мурманской области поехали туристы. Теперь там два больших отеля. А места съемок фильма «Географ глобус пропил» притягивают людей в Пермский край.

Кино для зрителя

Отмена проката западных фильмов заметно повлияла на индустрию. С одной стороны, зрители стали намного меньше ходить в кинотеатры: люди экономят деньги или не доверяют российским кинопроизводителям, – причины могут быть разные. С другой стороны, некоторые отечественные фильмы заработали больше, чем ожидали. Например, комедия «Хочу замуж!» собрала 230 млн рублей, хотя продюсеры рассчитывали на 100 млн рублей в прокате.

«Я думаю, есть скрытый положительный эффект от ухода западных кинокомпаний. В краткосрочной перспективе он неочевиден, но, мне кажется, что показ хорошего российского кино в итоге должен потихонечку взять свое. Есть люди, для которых поход в кино – это привычный вид досуга, поэтому, даже если тебе не показывают «Бэтмена», рано или поздно ты соскучишься по кинотеатру и придешь на российский фильм. Дай Бог, чтобы фильм оказался хорошим, а таких у нас немало. Но в условиях высокой конкуренции с раскрученными голливудскими брендами такие фильмы очень часто проходят незаметно», – говорит Ольга Ерофеева-Муравьева.

В советское время были только отечественные картины, их смотрели помногу и подолгу, а некоторые из них до сих пор востребованы. Вернуть доверие к российскому кинематографу реально, но нужно делать более зрительские фильмы, уверена продюсер. Правда, это процесс долгий: производство игровой картины занимает около трех лет: «Надо попытаться найти интонацию созвучную сегодняшнему дню, придумать интересные сюжеты и классные визуальные ходы, а это сложная творческая задача».

Большие сборы в прокате традиционно собирают мультфильмы, семейное кино. Тенденция обусловлена даже не жанром, а количеством зрителей. Если взрослый ведет ребенка в кино, то купит билет и ребенку, и себе, и своей второй половине, а на взрослый фильм можно пойти одному. Пользуется спросом также развлекательный контент – комедии и фантастические фильмы. Ольга призналась, что и сама такие картины любит, но в кинотеатр на них не ходит, а смотрит дома на онлайн-платформах.

По ее мнению, между онлайн-платформами и кинотеатрами нет конкуренции. Например, фильм «Подельники» прошел в кинотеатрах, а через какое-то время он появится на платформе. Все, кто хотел, посмотрели картину в кинозале. Остальные ждут, когда она появится в интернете.

Без резких движений

Антироссийские санкции отразились не только на посещаемости кинотеатров: вся киноиндустрия работает на западном оборудовании и ПО. Теперь же некоторые производители ушли с российского рынка, а цены на доступное оборудование выросли.

У Свердловской киностудии есть полный съемочный комплект, набор света, звук, но пока не хватает оптики для больших полнометражных фильмов, нет системы хранения материала, кинотранспорта. Технику собирались планомерно докупать, но сейчас руководство студии находится в выжидательной позиции.

«Мы смотрим, что будет дальше. В любом случае, кино снимать будем. Даже если у нас не будет возможности что-то купить, мы всегда можем это арендовать», – поделилась Ольга.

Она отметила, что у некоторых российских продюсеров проекты сейчас заморожены. В особенности, это касается картин, которые снимались в партнерстве с западными странами. Однако все проекты Свердловской киностудии, которые планировались в этом году, остаются в работе: «Наши проекты – локальные, российские, практически все они связаны непосредственно с регионом. Такой и была наша цель. Поэтому все, что писалось – пишется, все, что готовилось к съемкам – готовится. То, что требует финансирования, ищет финансирование».

Продюсер уверена, что перезапуск киностудии можно будет назвать успешным, если в Свердловской области в год будет сниматься хотя бы два игровых фильма, пять или шесть – неигровых, один или два сериальных проекта.

«Я думаю, пока этого будет достаточно для региона. Гиперрост в каком-то смысле вреден. Не нужно делать резких движений: необходимо корректировать действия в соответствии со складывающимися обстоятельствами», – отметила Ольга Ерофеева-Муравьева.


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.