Почему визит Бориса Титова на Урал имеет совсем другой смысл, чем кажется на первый взгляд
В разговорах об участии Евгения Ройзмана в кампании Партии роста сложно найти новое содержание. Все это уже было и четыре, и пять лет назад: от важности работы на своем месте он переходит к «охранительной» (в смысле охраны фонда от силовиков или уральцев от «варягов») риторике. И подает документы. Интрига этого года в том, что в четвертом походе популярного общественника и блогера в Госдуму не заинтересованы в первую очередь те, кто считается его командой.
Ройзман и федеральная политика годами переплетаются парадоксальным образом: он называет ее «***** и *********» [следами жизнедеятельности и распутным поведением], она отвергает его после первого срока. Позицией Москвы называют запрет на его участие в кампании в Госдуму в 2011-м и разрешении идти на выборы мэра Екатеринбурга в 2012-м. В каждом действии видят тень первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина.
«Володин согласовал его кандидатуру еще месяц назад», – понижает голос высокопоставленный собеседник в личной беседе.
«Моим куратором как уполномоченного по защите предпринимателей является, действительно, Володин. Но моим куратором как руководителя Партии роста не является никто. Мы сами принимаем решение о том, кто пойдет на выборы», – разводит руками Борис Титов на мероприятии в Екатеринбурге.
Вячеслав Володин на прямой вопрос «УралПолит.Ru» о решении главы Партии роста и бизнес-омбудсмена Бориса Титова пригласить для участия в выборах в Госдуму мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана отвечает уклончиво: «Использование людей с сомнительной репутацией на выборах – всегда проблема, но проблема тех людей, которые их приглашают к себе в партию. Если говорить о конкретных персоналиях, то я не могу это комментировать. Наши критерии – это порядочность и профессионализм».
Делает заявление Евгений Вадимович сейчас или нет – не имеет сейчас никакого значения. «Моя задача – удержание поста мэра, город для меня важнее», – пока заявляет он. Очевидного запрета на участие в выборах, как видно, нет, а принципиальное желание идти, как утверждают, есть. Технически Ройзман имеет право идти в составе федеральной тройки, при этом баллотируясь в одномандатном округе. Только у Бориса Титова и Владимира Тунгусова выборы в Госдуму разные – отличаются и формат участия, и ожидаемый эффект.
«Ройзман Тунгусова» работает в федеральной тройке партии. «В статусе околофедерального политика он, с одной стороны, делает Партию роста более заметной и узнаваемой, а с другой – с новой силой критикует областные власти. Но дальше дело не двигается, потому что никто, кроме Титова, всерьез не верит, что партия реально сможет преодолеть пятипроцентный барьер», – размышляет опытный политолог на условиях анонимности.
Данные соответствуют логике выступления предшественника движения Бориса Титова, партии «Правое дело». В 2011 она продемонстрировала худший результат – 0,60 %, пропустив вперед даже «Патриотов России» и «Яблоко», которые барьер, впрочем, тоже не одолели.
Изъян схемы в том, что он не устраивает самого Евгения Ройзмана, утверждают сразу несколько источников «УралПолит.Ru».
«Ройзман Титова» отличается одной, но принципиально важной деталью: мэр Екатеринбурга претендента победу в одномандатном округе. Этого хочет он сам, в этом же заинтересован и Борис Титов: за счет одномандатников партия может создать видимость успеха на выборах и присутствия в Госдуме. «Его выгодно «слить» в Москву, потому что он непредсказуем и подчас создает команде администрации больше проблем, чем пользы. Ройзман выгоден в Москве, потому что приобретает качественно новый вес, уходит от груза проблем Екатеринбурга и получает новые возможности для критики губернатора», – настаивает политолог, на счету которого не один десяток кампаний.
Ему оппонирует источник, знакомый со стратегиями администрации Екатеринбурга: «Город не готов к выборам, которые необходимо провести в течение полугода после ухода главы. Вариант с переходом на «советскую систему» [назначение главы из числа депутатов] возможен только при соответствующем решении законодательного собрания, а в конкурентной кампании подчиненные Тунгусова, имея крайне медийного кандидата, выиграли с минимальным перевесом. Второго такого у них нет».
Борис Титов говорит, что решение может быть принято уже через две недели: «Мы еще только знакомимся, поэтому договорились встретиться в двадцатых числах апреля в Москве, и там уже обсудить серьезно возможность сотрудничества наших партий». В реальности на торг понадобится больше, чем десять дней, уверены опрошенные «УралПолит.Ru» эксперты. Процесс осложняют натянутые отношения Евгения Ройзмана и Владимира Тунгусова.
С Партией роста Титова Ройзман получает шанс сыграть собственную партию отката. Вернуться не в 2012, когда не был мэром, а в 2003–2007. Все как раньше: быть депутатом, наблюдать за привычным конфликтом «городских» и «областных», критиковать последних или очередную реформу по борьбе с наркотиками, не соглашаться с партией власти и дистанцироваться от оппозиции. Даже цена на нефть такая же – $38,3 за баррель. Только ЖЖ уже не тот. Придется осваивать «Инстаграм».
© Алексей Вахрушев
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях