«Нога. Голова. Нога»: семь причин безоговорочно слушаться бортпроводника в самолете

самолет
В минувшие выходные в Шереметьево произошла страшная катастрофа: самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» приземлился на взлетно-посадочной полосе и загорелся. Жертвами катастрофы стали 41 человек, но погибших могло быть гораздо больше, если бы не действия экипажа воздушного судна.
Фото: УралПолит.ру/Светлана Цыганова

В минувшие выходные в Шереметьево произошла страшная катастрофа: самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» приземлился на взлетно-посадочной полосе и загорелся. Жертвами катастрофы стали 41 человек, но погибших могло быть гораздо больше, если бы не действия экипажа воздушного судна.

Мы поговорили с бортпроводником, имеющим опыт работы более четырех лет в одной из крупных авиакомпаний России. В этом материале мы расскажем вам, почему бортпроводники действуют так, а не иначе, и почему пассажиры должны безоговорочно их слушаться. Ведь именно эти люди могут спасти вам жизнь.

В чем заключается работа бортпроводника

Чтобы стать бортпроводником, необходимо пройти сложную подготовку. Казалось бы, что нужно знать, чтобы раздавать пассажирам еду в самолете? Но ведь обслуживание пассажиров – это одна из самых минимальных обязанностей бортпроводника.

Вспомните последние авиапроисшествия, когда жизни сотен людей зависели от знаний и умений бортпроводников. Эвакуировать за минуту 150 пассажиров – это не сравнится со стаканом воды, который вам принесут по просьбе во время полета.

Подготовка бортпроводников имеет несколько этапов. Кроме приятной внешности, бортпроводник должен иметь хорошее здоровье и физическую подготовку, знать английский язык и иметь коммуникативные навыки. Когда медицинская комиссия признает желающего освоить профессию годным для нее, начинается самое сложное. Огромное количество теоретических знаний и отработка их на практике. Большое внимание уделяется оказанию первой помощи и аварийным процедурам, которые обязательно отрабатываются на тренажерах – моделях самолета.

Эвакуация пассажиров из самолета на суше и на воде – это то, о чем вам расскажет бортпроводник, разбуди вы его среди ночи. Для каждой ситуации есть свои четкие процедуры, набор команд для пассажиров. Никакой самодеятельности, никакой паники в этот момент быть не может. Бортпроводников учат четко, с закрытыми глазами, в темноте, в дыму слышать друг друга и мгновенно реагировать на ситуацию. Здесь же и взаимодействие с командиром. Обычный пассажир никогда не поймет кодовые фразы пилота, которые для бортпроводника являются командой к эвакуации.

Бортпроводник – это тот человек на борту самолета, который знает все об эвакуационных выходах, знает, как выбраться из него в случае пожара, затопления, знает, как вытащить пассажиров и спасти им жизнь. Бортпроводников обучают открывать аварийные люки, двери, надувать трапы, спускаться на воду на плоту.

В бассейне бортпроводники отрабатывают процедуры по эвакуации пассажиров на воде. Умение тащить за собой в воде цепочку из нескольких человек, подниматься на плот, собирать воду, подавать сигнал SOS.

Во всем этом есть и негласные правила эвакуации. Когда надувается трап и пассажир боится прыгнуть на него, бортпроводник хладнокровно подтолкнет, ударит по рукам и ногам, потому что от скорости выхода из самолета зависят жизни людей.

Зачем нужна демонстрация оборудования и ответы на вопрос «почему»

Многие пассажиры не уделяют внимание демонстрации аварийного оборудования перед взлетом. А ведь это именно то, что необходимо знать каждому. Как надеть жилет, в какую сторону бежать при эвакуации.

При подготовке салона к взлету бортпроводники просят пристегнуть ремень, убрать вещи на багажные полки или под сиденье, освободить уши от наушников. Знаете зачем? Это не их прихоть, а это ваша безопасность.

1. Ремень. Если вы не пристегнули ремень, в случае турбулентности вас может подбросить так, что вы расшибете голову о потолок. А если самолет резко затормозит, например, при аварийной остановке, с непристегнутым ремнем вы можете улететь из хвостовой части салона к носовой – и переломать себе кости.

2. Ручная кладь. Если она находится у вас в руках, вы обмотаны пледом или завалены своими сумками, в случае экстренной эвакуации вы просто запутаетесь в них. К тому же ваши вещи могут помешать спасти жизнь рядом сидящим пассажирам. Они перегородят путь к эвакуации или станут причиной травмирования людей.

3. Наушники. Это самая больная тема для пассажиров и бортпроводников. Вам необходимо слышать то, что происходит в салоне.

Взлет и посадка – самые аварийно опасные этапы полета, именно в это время происходят авиакатастрофы. После набора высоты в горизонтальном полете максимум случится турбулентность. А вот на рулежке и при наборе высоты самолет может прервать взлет, развернуться и совершить аварийную посадку. Пассажирам на этих этапах необходимо слышать, что происходит на борту. При планированной аварийной посадке вас обязательно разбудят, проинструктируют и подготовят. Но при нештатной ситуации вы сами в ответе за себя и должны слышать то, что говорят бортпроводники по громкой связи. Они говорят информацию для вас и вашего спасения. Именно поэтому милые стюардессы просят вас освободить уши от наушников, даже если вы утверждаете, что в них нет музыки.

4. Открыть шторки иллюминаторов. Это все тоже необходимо для вашей безопасности. Вы должны видеть, что происходит за бортом самолета, чтобы в случае открытия аварийных люков, например, не прыгнуть в самый эпицентр огня.

5. Поднять спинку кресла и столики. Вам, может, очень комфортно сидеть во время взлета и посадки с опущенной спинкой кресла, но при эвакуации пассажир, который сидит за вами, не сможет быстро покинуть свое место. Его будет блокировать опущенная вами спинка кресла. Это одно из самых серьезных нарушений безопасности. Если спинка кресла сломана и нет свободных мест, то нескольким пассажирам могут отказать в полете, пересадив их на другой рейс, а ряд кресел с нефиксирующейся спинкой заблокировать. Также это может стать причиной задержки рейса, когда командир примет решение не вылетать, пока не устранят неисправность.

6. Спасательный жилет. Во время демонстрации аварийного оборудования вам показывают, как использовать жилет, и рекомендуют не надувать его до выхода из самолета. Наверное, многие даже не задумывались о важности этого действия. Жилет необходим во время эвакуации на воде. Так вот, если вы надуете жилет в салоне самолета, то обрекаете себя на смерть. Салон может начать наполняться водой, а жилет будет автоматически вас поднимать на поверхность. Таким образом, надутый жилет не даст вам возможность подплыть к аварийным выходам, нырнуть под воду, чтобы подплыть к месту выхода из самолета.

7. Аварийный выход. Места около аварийных выходов всегда считаются приоритетными и комфортными. Там много места, можно вытянуть ноги и удобно расположиться. Но кроме этого, сидеть около аварийного выхода – это взять на себя ответственность за его открывание и эвакуацию пассажиров. Перед каждым взлетом бортпроводник проводит инструктаж пассажиров около люков. Вам расскажут, как его открыть, и объяснят, как эвакуировать пассажиров. Выбирая место у люка, вы автоматически соглашаетесь быть помощником в этой процедуре. Вы не покинете первым самолет, а будете звать к себе пассажиров и помогать им выбираться наружу. Поэтому после инструктажа у вас обязательно спрашивают, все ли вам понятно и готовы ли вы на это. Если нет, то вам лучше пересесть и пожертвовать своим комфортом.

Именно поэтому на таких местах запрещено сидеть детям, которые не в силах будут открыть люк и оказать помощь и, наоборот, замедлят эвакуацию. Инвалидам, чьи возможности могут быть ограничены. Иностранцам, так как они не смогут объяснить другим пассажирам дальнейшие действия.

Кстати, одна из команд, которые дают проводники при эвакуации через люки, звучит так: «Нога. Голова. Нога», что означает последовательность ваших действий. Так как само отверстие небольшое, выход через него может быть затруднен. По привычке всем хочется сначала просунуть голову, но после этого человек не сможет просунуть ногу в люк и ему придется начинать все сначала. Именно поэтому в команде бортпроводников эвакуироваться звучит призыв начинать с ноги. Просунув ногу, вы затем легко покинете самолет, оперативно и безболезненно.

Памятуя о трагических событиях и исходя из того опыта, который получило человечество, лучше заранее учесть уроки, которые были получены ценой человеческих жизней. Важно слушать то, что говорят бортпроводники перед взлетом и во время подготовки к взлету, ведь объяснять 150 пассажирам значение каждого пункта у бортпроводников нет времени, а выполнение этих указаний спасет вашу жизнь в случае аварийной ситуации. 

Фото: pxhere.com, Евгения Овчинникова

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:

Нашли ошибку? выделите и нажмите Ctrl+Enter

Версия для печати:

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...