«Хватит размазываться внутри себя». Как тратят время депутаты гордумы Екатеринбурга

Мэр Ройзман надеется на бога, а Высокинский – на деньги области

​Мэрия Екатеринбурга испытывает дежавю: Евгений Ройзман и Александр Высокинский цитируют сами себя, а депутатам кажется, что они потеряли год жизни. Причина – городской общественный транспорт, а точнее – пресловутый долг предприятий перед кредиторами.

Мэрия Екатеринбурга испытывает дежавю: Евгений Ройзман и Александр Высокинский цитируют сами себя, а депутатам кажется, что они потеряли год жизни. Причина – городской общественный транспорт, а точнее – пресловутый долг предприятий перед кредиторами. Прошло 12 месяцев с тех пор, как чиновники начали решать проблему, но она не сдвинулась с мертвой точки. До сих пор чиновники хотят или остановить все автобусы, трамваи и вагоны метро в городе, или в ультимативном порядке потребовать у губернатора 1,2 миллиарда из дефицитного бюджета. О том, кому надо собраться с мыслями, а кто надеется на бога – в материале «УралПолит.Ru».

У чиновников администрации Екатеринбурга традиция – раз в пару месяцев собираться разным составом и обсуждать, как скоро городские транспортные предприятия обанкротятся, трамваи, автобусы встанут и жители города будут ходить с Уралмаша на Уктус пешком. Накануне окончательного формирования бюджета области в мэрии снова решили поднять эту тему на депутатских слушаниях. В зал заседаний гордумы пришли вице-мэры Александр Высокинский, Евгений Липович, депутаты различных фракций, глава города Евгений Ройзман, директора транспортных МУПов и даже областной парламентарий Нафик Фамиев. Но в очередной раз чиновникам и политикам не удалось придумать настоящего решения.

Для тех, кто не следит за ситуацией последний год, напомним ее фабулу, которую со стороны мэрии сегодня озвучил Александр Высокинский. В 2009 году, когда льготы были монетизированы, льготники вместо безлимитного бесплатного проезда получили ежемесячную компенсацию в 275 рублей, которых хватало лишь на 20 поездок. Недовольство жителей вылилось в митинги, состоялось большое собрание в правительстве, и, в результате джентльменского соглашения между городом и областью, региональные власти обещали доплачивать за фактическое количество поездок льготников. В мэрии утверждают, что по этому документу область денег так и не дала, и именно этот факт привел к печальному состоянию транспортной сферы. Администрация стала выкручиваться самостоятельно, например, придумала Е-карты, но средства у предприятий все равно закончились.

На сегодняшний день ситуация такова: транспортные МУПы, по словам Высокинского, находятся в предбанкротном состоянии, вице-мэры подписали гарантийные письма на топливо и электроснабжение, оборота у предприятий нет, Пенсионный фонд забирает всю выручку МОАП (автобусного парка). Выход предлагается ровно такой же, как год назад: попросить денег или поднять цены. «Дальше работать в такой ситуации предприятия не будут. Выход первый – увеличение финансирования гортранспорта с 400 миллионов до 1,2 миллиарда за счет городского бюджета, но так мы останавливаем развитие города; второй – продолжаем переговоры с областной властью; третий – пересматриваем льготы», – грустно заключил вице-мэр.

Обсуждение с городскими депутатами заставляло испытывать дежавю: те же вопросы, те же ответы, проблема за год не сдвинулась с мертвой точки ни на сантиметр. «Давайте весь бюджет направим на транспорт, тогда не будут развиваться школы и детсады», «в ЕТТУ работают несколько тысяч человек, нельзя оставлять их без работы», «рекламой не заработать больше 70 миллионов рублей», «мы разрабатываем схему оптимизации маршрута» – утверждения Высокинского были одинаковы и в заксобрании, и в правительстве, и в мэрии. Ему вторил и мэр Ройзман не меняющейся 12 месяцев фразой «транспорт не для зарабатывания денег – это социальная услуга».

Да и сами депутаты не настолько разбираются в вопросе, чтобы предложить что-то дельное, они часто ошибались и говорили невозможные вещи. Константин Киселев, например, предложил вернуться к распределению денег между льготниками, хотя это фактически уже происходит. Людмила Фечина заявила, что стоимость разовой поездки в городском транспорте нужно поднять до сорока рублей, а Александр Норицын, наоборот, возмутился слишком высокой платой за проезд. Евгений Ройзман вообще заявил, что нужно поднять НДФЛ до 40 %, и за счет этих денег не только покрыть долги транспортников, но и построить метро. В любом случае, все эти предложения далеки от реальности.

Весной впервые появился путь для решения проблемы. На рабочей группе депутаты свердловского заксобрания, несколько недель спорившие и ругавшиеся с представителями мэрии, наконец заявили, что готовы выделить деньги, если администрация, наконец, начнет отчитываться о том, как их тратит. На что получили категоричное «нет» Высокинского. Сегодня он попытался это объяснить. «Да, мы выходим за рамки методических рекомендаций по формированию бюджета. Это дискусионный вопрос, с которым работаем 10-15 лет. Мы всегда настаивали, что Екатеринбург, являясь городом-донором, может сам распределять деньги. Если мы пойдем на эти нормативы, то у нас деньги на транспорт найдут, но тогда мы снизим затраты на все остальное: культуру, образование, не будем снег убирать, делать капремонт школ и поликлиник», – прозвучало действительно устрашающе.

В итоге собравшиеся вернулись к тому, с чего начали. «Мы говорим об этом уже год, сколько об этом есть еще время говорить? Когда встанут частники и муниципалы? У меня дежавю, я потерял год из жизни. Я не готов к тому, чтобы говорить обо всем этом еще раз. Мы тратим массу времени и ничего не находим», – не выдержал депутат Алексей Бородин.

По-прежнему ситуация вертится вокруг миллиарда с небольшим рублей, которых не хватает на погашение долгов. «У области денег действительно нет», – отметила Людмила Фечина, несмотря на то, что дотации Екатеринбургу еще будут обсуждаться лично у губернатора. Депутаты решили написать обращение к Евгению Куйвашеву, только областной парламентарий Нафик Фамиев посоветовал перед этим собраться с мыслями и в конце концов сформировать четкое мнение: «Нужна четкая консолидированная позиция. Если вы будете размазываться внутри себя, то можно обсуждать все бесконечно».

«Просто требуется добрая воля?» – уточнил мэр Ройзман.

«Да. Ее можно получить разными способами», – загадочно посмеялся Фамиев.

Как выяснилось, позиция и планы у мэрии грандиозные: «Мы вообще считаем, что в Екатеринбурге, как в развитом городе, все должны ездить бесплатно. Это очень серьезная сумма дотаций. Наша задача – эти деньги найти», – заявил вице-мэр Евгений Липович. «Дай бог, чтобы так», – вздохнул Ройзман.

На землю оптимистичных коллег все-таки вернул рупор катастрофы Александр Высокинский, сухо заключивший: «Следующий год живем без изменений тарифной сетки. Если депутаты решение не принимают, то мы останавливаем или не останавливаем транспорт и решаем, увеличиваем ли тарифы. Другого не будет».

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров