Аэропорт раздора. Как продажа акций Кольцово расколола правительство

Госпакет уйдет с молотка за 1,2 млрд рублей

Январь – и снова в повестке продажа акций «Кольцово». История до неприличия напоминает прошлогоднюю: второпях Корпорация развития и правительство планируют «разбить» государственный пакет акций аэропорта и уже до конца месяца продать его часть. Подробности грядущей сделки – в материале «УралПолит.Ru».

Январь – и снова в повестке продажа акций «Кольцово». История до неприличия напоминает прошлогоднюю: второпях Корпорация развития и правительство планируют «разбить» государственный пакет акций аэропорта и уже до конца месяца продать его часть. Подробности грядущей сделки – в материале «УралПолит.Ru». 

На следующей неделе, 26 января Корпорация развития Среднего Урала выставит на продажу часть государственных акций аэропорта Кольцово. Накануне это решение обсуждалось в ходе специального совещания в министерстве по управлению госимуществом Свердловской области. При этом участники совещания подчеркнули, что все эти годы Свердловская область никакого участия в работе стратегического объекта не принимала и даже не интересовалась происходящими там делами – всем управлял принадлежащий миллиардеру Вексельбергу холдинг «Ренова» через свою дочку ОАО «Аэропорты Регионов».

Основной аргумент правительства о необходимости продажи пакета акций в том, что совет акционеров аэропорта скоро проведет допэмиссию акций и пакет областного правительства стремительно потеряет в цене. «Поскольку Корпорация и Свердловская область не имеют денежных средств, достаточных для приобретения дополнительных акций, Корпорацией в целях недопущения размыва доли принято решение о реализации половины пакета на аукционе. Вместе с тем оставшаяся часть акций позволит сохранить корпоративный контроль государства за деятельностью ОАО «Аэропорт Кольцово» посредством выдвижения и избрания представителя государства в совет директоров. Это обеспечит отслеживание хода реализации инвестиционной программы аэропорта. По завершению дополнительной эмиссии государство сможет обязать мажоритарного акционера выкупить свой пакет акций», – заявили «УралПолит.Ru» в МУГИСО. В министерстве отметили, что помимо этого в целях реализации инвестиционной программы между КРСУ и основным акционером аэропорта – ОАО «Аэропорты Регионов» заключено соглашение, возлагающее на последнего обязанность осуществления инвестиций.

Однако у депутатов, которые пристально следят за судьбой акций, возникают вопросы. Дело в том, что имеющийся в распоряжении правительства 34% пакет акций является «блокирующим». Это означает, что без согласия кабмина допэмссия была бы невозможна. Вот участники совещания и пытались понять: если правительство не согласно с допэмиссией, то как принималось это решение? «Я задавал этот вопрос на совещании. Сначала представитель правительства не хотел говорить. Потом выяснилось, что это была позиция правительства. Потом – что это была лично позиция председателя правительства», – рассказал, в частности, корреспонденту «УралПолит.Ru» один из присутствовавших на собрании депутатов Андрей Альшевских. Это же подтверждает и замминистра инвестиций области Дмитрий Нисковских: «Представитель области в совете директоров «Кольцово» (вице-премьер Сергей Зырянов – прим. ред.) голосовал «за». Голосовал согласно решению совета директоров КРСУ, принятом на основании рекомендации председателя правительства». При этом свердловские министерства до сих пор не могут определиться, кто ответственен за решение о допэмиссии акций Кольцово. «Вопрос о том, почему решение о допэмиссии не было заблокировано – это вопрос к КРСУ и Дмитрию Нисковских, который возглавляет совет директоров корпорации», – в частности прокомментировал сложившуюся ситуацию корреспонденту «УралПолит.Ru» замглавы МУГИСО Александр Самбурский. Услышав это, замминистра был удивлен: «Инициатором рассмотрения вопроса о допэмиссии был Артем Богачев (еще один замглавы МУГИСО – прим. ред). Он же и созывал тот совет директоров, на котором было принято решение и на котором я был также избран председателем совета директоров КРСУ», – пояснил в свою очередь Дмитрий Нисковских корреспонденту «УралПолит.Ru».

Второй вопрос – цена допэмиссии. Дело в том, что, теоретически, область имеет возможность поучаствовать в этом процессе – выкупить дополнительные акции и сохранить свой пакет в целости. Цена вопроса порядка 1,5 миллиарда рублей. «Мне на это ответили: у нас тяжелая экономическая ситуация, и нецелесообразно вкладывать деньги куда-либо, потому что денег нет. На что я спросил: вы выкупили телебашню за 500 миллионов рублей, плюс в нее еще надо будет вкладывать, чтобы получить отдачу – это экономически обосновано и эффективно, а вкладывать 1,5 миллиардов инвестиций в динамично развивающееся предприятие вы считаете экономически не целесообразным? Ответа на этот вопрос я, к сожалению, не услышал», – поделился впечатлениями от мероприятия Андрей Альшевских.

Кроме того, по словам депутатов, стартовая цена продаваемого пакета – 1,2 млрд рублей, и эти средства правительство намеревается потратить на завершение строительства конгресс-холла Екатеринбург-Экспо. Эту информацию корреспонденту «УралПолит.Ru» подтвердил и замминистра инвестиций Дмитрий Нисковских, уточнив, что государственный пакет акций правительству региона никаких доходов не приносил: «Аэропорт не приносил прибыли — никаких дивидендов. Все деньги направлялись на развитие аэропорта».

Депутаты недоумевают: «Меня удивило: мы владеем 34 % акций, при таком пакете мы не только имеем право, но и обязаны знать обо всем, что происходит на предприятии. Но когда я задал вопрос по дочерним предприятиям аэропорта, выяснилось, что в правительстве об этом не знают, когда задал вопрос, что акционеры деньги выделяют этим «дочкам» в виде займов – тоже не знают, что у компании кредитов на 2,5 миллиарда рублей – и тоже не знают. А это значит, что мы как акционеры не участвуем в принятии всех этих решений», – возмущается Евгений Артюх.

Тут стоит напомнить, что государственный пакет акций Кольцово до сих пор остается предметом судебных разбирательств. Ранее его пытался продать прежний директор КРСУ Сергей Филиппов. Покупателями выступали две столичные фирмы АО «Инвестиционная компания «Русрегионбизнес» и ООО «Гринлайн». При этом возник некоторый казус: ввиду большой стоимости пакета акций любые сделки с ними должны были согласовываться советом директоров корпорации. Чтобы обойти данное ограничение, Сергей Филиппов разделил их на два относительно небольших пакета, покупателями которых выступили две разные компании. Кроме того, как выяснилось позже, акции были проданы на очень странных условиях: в долг и без гарантии, что деньги в размере почти двух миллиардов рублей когда-нибудь будут перечислены. Позже МУГИСО удалось вернуть акции на свой баланс, однако потенциальные покупатели продолжают судебные тяжбы. На 10 февраля назначен суд: в Перми будет рассматриваться апелляция компаний ЗАО «Инвестиционная компания «Русрегионбизес» и ООО «Гринлайн» на предыдущее решение. Требование все то же: признать факт продажи им акций состоявшимся и принудить МУГИСО к исполнению условий договора.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях