В заксобрании прошло итоговое заседание согласительной комиссии по бюджету на 2015 год.
Сегодня в заксобрании прошло итоговое заседание согласительной комиссии по бюджету на 2015 год. Основной результат: на 3 миллиарда сокращены доходы и расходы. Согласно обновленному прогнозу налоговиков, стоит ожидать значительного снижения доходов организаций и, соответственно, отчислений в казну от тех. И никаких чудес не предвидится, а значит у депутатов остался только один выход: резать по живому, в смысле, меньше тратить. Под нож секвестра попали множество порой самых неожиданных проектов. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Само подведение итогов заняло 10 минут: министр финансов Галина Кулаченко зачитала депутатам финальные цифры.
Доходы сокращены на 3,4 миллиарда рублей и составляют теперь 171,3 миллиарда, расходы – на 3,3 миллиарда, до 200,3 миллиардов. Дефицит, соответственно, составил 29 миллиардов – на 0,1 миллиарда больше, чем это было утверждено при принятии бюджета в первом чтении.
Основная причина – ожидаемое сокращение собственных доходов. По обновленному прогнозу налоговой службы, который был представлен депутатам в субботу, по налогу на прибыль организаций ожидается снижение на 2 миллиарда рублей, еще на 215 миллионов – налог на имущество организаций.
Цифры по снижению налогов пришли достаточно поздно: согласительная комиссия начала свою работу в среду и к субботе многие расходы были уже если не утверждены, то согласованы. Резать, соответственно, пришлось по живому. О том, что выходные прошли у всех участников бурно и напряженно, можно было судить хотя бы по лицам депутатов – утомленным, с землистым оттенком. А также по тому, что в отличие от прошлого года особых дискуссий названные Галиной Кулаченко пункты сокращений расходов не вызвали. Нет, некоторые депутаты попытались совершить отчаянный последний рывок, как, к примеру, председатель аграрного комитета Илья Гаффнер, осторожно поинтересовавшийся: «Почему не добавили 10 миллионов на поддержку охотинспекции? Сумма-то небольшая ведь. Я просто понять хочу». «Потому что отсутствуют деньги. И суммы везде небольшие – всем приходится отказывать», – устало ответил Денис Паслер, и на этом обсуждение и закончилось. Накануне, в воскресенье, согласительная комиссия разошлась в полдвенадцатого ночи – и это чувствовалось. Все, что можно было – было обсуждено.
О том, насколько тяжелыми были обсуждения и насколько серьезно депутаты подошли к решению проблемы, можно судить по самим цифрам, представленным в итоговой сводке. Так, к примеру, на 200 миллионов сокращено финансирование фонда «Спорт высших достижений». Собственно, это такая загадочная статья, которая и в прошлые годы вызывала осторожную критику депутатов ввиду того, что на оборудование детских спортивных площадок тратится меньше средств, и такое соотношение не совсем понятно. Но по ряду причин фонд не трогали, а тут вот сократили. Другая серьезная жертва – почти на 2 миллиарда, до 600 миллионов снижено финансирование строительства ЕКАД. Тут важно пояснить: мэрия Екатеринбурга и так уже целую политическую платформу по критике областных властей построила на том, что в этом году финансирование дорожного строительства в регионе сокращено до двух миллиардов, из которых лишь 20 миллионов – на плановые ремонты, а все остальное – объездная, нужная якобы не столько городу, сколько самой области. И в этой ситуации урезать еще – серьезный политический риск для губернатора, поскольку у горадминистрации появляется возможность и вовсе поднять крик до небес. И до сих пор там таких возможностей не упускали, наоборот – использовали по максимуму.
Еще интересный пункт – строительство детской многопрофильной больницы в Нижнем Тагиле. Как еще до начала работы согласительной комиссии отзывался о данном проекте председатель бюджетного комитета заксобрания Владимир Терешков: «Проект хороший, нужный, позволяет закрыть потребность всего севера. Но на него требуются миллиарды, те 60 миллионов, что закладываются – это несерьезно, просто зарывание денег в землю». Вот и сократили.
Впрочем, как заверил Владимир Терешков, секвестр не окончательный. Большая часть проектов даже не откладывается – просто их финансирование сокращается до тех объемов, которые позволят их реализовывать в первые полгода. Как, к примеру, реконструкция нижнетагильского Театра драмы, ожидания по расходам на которую сокращены ровно в два раза, с 38 миллионов до 19. А потом, по итогам первого квартала 2015 года, депутаты надеются все же на дополнительные поступления в бюджет. «Возможен рост поступлений от доходов организаций за счет курсовой разницы доллар-рубль. Эти изменения могут быть достаточно значительные, но просто их сейчас сложно прогнозировать – необходимо месяц-два понаблюдать ситуацию. К примеру, не стану сейчас называть конкретные предприятия, но встречаются и такие ситуации: прибыль организации 10 миллионов, а с учетом курсовой разницы – 1 миллиард. Но проблема в том, что, вот, появились у человека дополнительные 900 миллионов – он что их, сразу в казну понесет? Вариантов спрятать эти доходы – вагон и маленькая тележка. Вот и будем с этим работать», – в частности, пояснил Владимир Терешков. Еще одна надежда депутатов – обещания федерального бюджета поддержать регионы с сильными экономиками, к которым относится Свердловская область. Форма может быть различной: от бюджетных кредитов до прямых субсидий и субвенций.
Примечательно, что с новой редакцией бюджета согласны даже самые ярые противники областных властей: «Бюджет стал более честным – доходы снижены до 171 миллиарда рублей. Это все равно завышенный показатель, но это уже другая песня», – прокомментировал итог работы комиссии журналистам глава фракции КПРФ в заксобрании Нафик Фамиев, до сих пор выступавший также в качестве основного критика предложенного правительством проекта бюджета.
Подробнее о том, за счет чего конкретно будет покрываться дефицит бюджета – в таблице ниже.
Что добавили |
Что сократили |
||
Название |
Сумма |
Название |
Сумма |
Обеспечение жильем детей-сирот |
+ 100 млн. |
Строительство комплекса НИИ ОММ |
– 100 млн. |
Очистные сооружения в Верхней Пышме |
+ 96 млн. |
Субсидия фонду спорта высших достижений |
– 200 млн. |
Строительство роддома в Верхней Пышме |
+ 60 млн. |
Строительство и реконструкция здания ЕТТУ |
– 300 млн.** |
Технопарк «Университетский» |
+ 153,6 млн. |
Выкуп земель к проведению чемпионата мира по футболу |
– 450 млн. |
Проведение чемпионата мира по настольному теннису |
+ 20 млн. |
Бюджетные инвестиции на Титановую долину |
– 40 млн. |
Ремонт фасада и несущих конструкций екатеринбургского Цирка |
+ 20 млн. |
Строительство детской многопрофильной больницы в Нижнем Тагиле |
– 60 млн. |
Приобретение оборудования для автоматической фиксации в бассейне Юность |
+ 2 млн. |
Областные СМИ |
– 17,2 млн.*** |
Развитие уличной гимнастики |
+ 4 млн. |
Обеспечение сохранности объектов культурного наследия |
– 67 млн.*** |
Финансирование мероприятий по охране лесов от пожаров |
+ 100 млн. |
Субсидии на поддержку предпринимательства |
– 30 млн.**** |
Организация проведения ЕГЭ |
+ 90 млн. |
||
Капитальный ремонт нижнетагильского театра Драмы |
+ 19 млн. |
||
Оплата коммунальных услуг дома культуры городского округа Сухой Лог |
+ 3,4 млн. |
||
Приобретение оборудования для библиотеки им. Белинского |
+ 20 млн. |
||
На развитие и модернизацию системы коммунального хозяйства |
+ 65 млн. |
||
Строительства УВЦ Экспоцентра |
+ 300 млн.* |
||
ИТОГО: |
+ 1 млрд. 64 млн. |
ИТОГО: |
– 1 млрд. 264,2 млн. |
* Как отметила в своем выступлении Галина Кулаченко, финансирование данного пункта планируется за счет кредита из федерального бюджета. Плюс этого в том, что собственные деньги область,получается, вкладывать в это в следующем году не будет, а вместо этого получит выгодный кредит под выгодный сверхнизкий процент. Минус в том, что отдавать эти деньги потом все равно надо будет.
** По словам Галины Кулаченко, на ЕТТУ при этом никто не собирается ставить крест – на это тоже планируется взять бюджетный кредит, но просто пока эта сумма не согласована. Возможно, этот пункт расходов вернется в бюджет по итогам 1-го квартала 2015 года.
*** Объем финансирования по СМИ и охране культурных объектов сокращен ровно на объем индексации. Иными словами, решено просто выделить денег столько же, сколько было на 2014 год, без учета инфляции и прочего.
**** Как отметил по данному пункту Владимир Терешков, совсем сокращать поддержку предпринимательства правительство не собирается. Но под секвестр пошли «различные непонятные курсы».
Кроме того, как озвучивалось ранее и на сегодняшнем докладе:
– На 1% сокращены управленческие расходы.
– На 2,5% – субсидии и субвенции муниципалитетам на выравнивание бюджетной обеспеченности (это означает, что многим городам придется для своих расходов чуть больше ориентироваться на собственные доходы, а не искать поддержки у областного бюджета).
– На 5% сокращен фонд заработной платы чиновников.
Сколько эти проценты будут означать конкретных денег по каждому пункту – в минфине пока не могут сказать. Но известно, что в общей сложности все эти меры как раз и позволят покрыть выпадающие 3 миллиарда доходов.
Наконец, как было озвучено на сегодняшнем заседании комиссии, дорожный фонд Свердловской области сокращен на 1,6 миллиарда, и большая часть этих средств – финансирование ЕКАД.
© Игорь Чукреев
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях