«УралПолит.Ru» проанализировал самые ожидаемые законопроекты года и выяснил, как заксобрание, правительство, администрация губернатора и муниципалитеты будут делить власть и деньги.
Новый политический сезон в Свердловской области стартовал. Формально начало этому положили депутаты регионального заксобрания, которые сегодня впервые вышли на работу после летних каникул и провели заседания сразу нескольких ключевых комитетов. И судя по накопившимся на рассмотрении законопроектам, осень на Среднем Урале будет очень напряженной. «УралПолит.Ru» проанализировал самые ожидаемые законопроекты года и выяснил, как заксобрание, правительство, администрация губернатора и муниципалитеты будут делить власть и деньги. Все, что нужно знать – в нашем материале.
Бюджет Свердловской области
Самый главный вопрос для заксобрания области сегодня – как уложиться в бюджет. С одной стороны Екатеринбург, который выставил пожеланий на несколько миллиардов и в случае отказа грозит организовать митинги пенсионеров. С другой, как отметил Вячеслав Погудин: «Бюджет области и так сверстан тютелька в тютельку. Мы уже сняли на заседании комиссии 5 миллиардов доходов от продажи земельных участков, дальше ужиматься некуда». Как ожидается, вопрос о бюджете станет основным на первом октябрьском заседании, но уже сегодня стали понятны основные нововведения главного финансового документа на следующий год. Бюджет должен быть принят в ноябре. У депутатов остается два месяца. И, в принципе, работа уже кипит: весь сентябрь в региональном минфине шло согласование заявок от муниципалитетов на получение средств. Не отказали пока никому, но денег на всех не хватит. Где искать средства и как кабмин будет решать проблему – не знает пока никто. «Бюджет сформируем, сформируем в сроки, и нет сомнений, что он будет очень напряженным. Главный вопрос – формирование доходной базы областного и местных бюджетов. Будем решать», – прокомментировал «УралПолит.Ru» председатель бюджетного комитета Владимир Терешков.
Вопрос о деньгах стал основным на прошедшем сегодня же законодательном комитете – при обсуждении региональных предприятий, выставляемых на продажу. МУГИСО предложило депутатам согласовать аукцион на продажу ОАО «Санаторий «Курьи» за 149 миллионов рублей. Депутаты были против. «Куда мы торопимся? Давайте подождем год-два и продадим потом не за 149, а 249 миллионов. А то будет потом, как в Коми», – возразил Александр Новокрещенов. «Сейчас экономическая ситуация тяжелая, а санаторий пусть небольшие деньги, но приносит, зачем торопиться? Тем более если от ТФОМС постоянно есть заказы на лечение там», – подержал его Максим Иванов. «По договору с министерством финансов для получения льготной ставки по бюджетным кредитам мы должны в год выставлять на приватизацию имущества на 1 миллиард. Откажемся – они откажутся нам предоставлять льготы. 6 миллиардов мы сейчас им должны. Если не выставлять санаторий – скажите, что тогда продавать?», – возразил глава комитета Владимир Никитин. Тем не менее вопрос в итоге отложили для дополнительных согласований.
Деньги Екатеринбурга
Претензии региональной столицы на областной бюджет всегда рассматривали отдельно. В том числе и по причине несравненно больших сумм: на согласительных в сентябре Екатеринбург затребовал себе больше, чем все остальные муниципалитеты вместе взятые.
В прошлом году дележ денег с региональной столицей был одним из основных инфоповодов бюджетного процесса. В этом – пока тишина. «Екатеринбургу все заявки согласовали, приняли на комиссии. Дальше все зависит от правительства и губернатора, не от заксобрания», – прокомментировал ход бюджетного процесса в этой части Владимир Терешков.
«В прошлом году Екатеринбург делал упор на том, что ему обещали деньги по программе «Столица» и не дали. Отсюда и весь шум был. В этом году подобных обещаний никто не делал – меньше поводов для спора», – объяснил затишье депутат Максим Иванов.
Полномочия Екатеринбурга
По одной из версий, затишье может быть связано со вполне конкретными причинами – область готовится забрать полномочия муниципальных властей. Один законопроект уже лежит в аппарате заксобрания и готов к принятию – по перераспределению полномочий в сфере градостроительства – кабмин забирает у мэрии все права по согласованию земельных участков и проектов застройки на каждом из этапов, от заявки до ввода в эксплуатацию. На очереди еще два вопроса: образование и здравоохранение. Все вместе они составляют порядка 60 % всего бюджета Екатеринбурга. И если областные власти такое решение о передаче полномочий примут – в этом случае бороться горадминистрации станет попросту не за что.
Интрига же в том, что до сих пор неизвестно: примут ли депутаты в эту сессию анонсируемые еще с весны законопроекты, касающиеся образования и здравоохранения. С одной стороны, часть депутатов заверяет, что работа над ними ведется, и, возможно, их даже успеют принять уже на ближайшем заседании. С другой – в повестках комитетов их нет, и никто не знает, кто ими конкретно занимается.
«По градостроительству законопроект есть, он уже внесен в повестку заседания. А по образованию и здравоохранению – ничего не слышал», – пояснил корреспонденту «УралПолит.Ru» Владимир Никитин.
Казус Режа
Неприятная история в Реже тянется уже два года. Местные депутаты никак не могут договориться о том, кто должен возглавить мэрию, и пока дума спорит, город разрушается. Дошло уже до того, что ГИБДД перекрыло центральную дорогу, которая без ремонта стала опасной для проезда, парализован общественный транспорт.
Как таковой проблемы тут, в общем-то, и нет. От заксобрания требуется лишь утвердить постановление губернатора о роспуске гордумы. И надеться на улучшение ситуации после избрания нового органа самоуправления. Поможет или нет – сейчас никто не берется загадывать.
«На мой взгляд, заксобрание вообще не должно вмешиваться в эти проблемы, в хорошем смысле. Плохо, что есть такой вот экстраординарный случай. Депутаты Режа должны были сами выйти из этой ситуации, разобраться в ней. Будем надеяться, что так в итоге в новом составе и сделают», – пояснил корреспонденту «УралПолит.Ru» депутат Дмитрий Шадрин. Другой вопрос в том, что ситуация в Реже может стать своего рода прецедентом – впервые в современной истории свердловской политики деятельность муниципальной думы будет прекращена по инициативе региональных властей и силовиков. При этом в политической тусовке сложившуюся в Реже ситуацию рассматривают как своеобразный сигнал всем «проблемным» муниципалитетам.
Местная власть
На первом же заседании осенней сессии депутаты отменят выборы мэров и назначения сити-менеджеров в очередной партии муниципалитетов. На этот раз их 11, включая Артемовский, Асбест, Качканар. Это продолжение начавшейся в прошлом году тенденции по переводу уральских городов на так называемую «советскую» систему местного самоуправления, когда единый мэр, выполняющий функции и главы администрации, и главы думы назначается специальной комиссией.
Весной депутаты еще надеялись, что процесс не коснется всех муниципалитетов, и даже пробовали возражать. Но очередной законопроект на эту тему показывает, что рано или поздно так будет во всех населенных пунктах. Вопрос только в том, сколько времени это займет.
«Когда у нас вводили двуглавую систему, все были против. Хотя я тогда говорил: это отличная система, при которой мэр может избираться, ничем не рискуя – не он потом отвечает за хозяйственную деятельность и несет уголовную ответственность, если что не так. Сейчас мы получили систему, которая, на мой взгляд, на нынешнем этапе развития общества является правильной. Ее нельзя ввести разом для всех городов, потому что у нас есть, к примеру, Новоуральск и Лесной, где форма местного самоуправления определяется федеральным законом. Но, думаю, рано или поздно на нее все равно все муниципалитеты будут переведены», – прокомментировал Дмитрий Шадрин.
Избирательное право
Собственно, пока никаких законопроектов на тему грядущей избирательной кампании не рассматривается. Но ожидается, что либо в течение осенней сессии, либо ближе к весне они появятся. Область начинает готовиться к выборам 2016 года, когда свердловчане будут избирать и депутатов Госдумы, и новый состав заксобрания.
«Как минимум, что касается единого дня голосования: на федеральном уровне его дату уже изменили – нам надо будет на региональном продублировать. Возможны небольшие изменения по округам. Крупных, как это произошло с округами в Госдуму, не предполагается, но какие-то изменения вполне могут быть», – пояснил Владимир Никитин.
«В нарезку округов по образцу Госдумы я не верю. А вот вопрос о сокращении числа избирающихся по партийным спискам в пользу одномандатников – это может быть. Полномочия такие у заксобрания есть, просто они не использовались. И, хотя Шептий в свое время говорил, что «Единая Россия» такую инициативу никогда не поддержит, я не исключаю, что такое все же может произойти», – пояснил Дмитрий Шадрин.
© Игорь Чукреев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях