Цены избирательных кампаний в «интересных» и «скучных» округах отличаются в пять раз
Все парламентские партии России представили списки кандидатов на выборы в Госдуму. Сюрпризов много – в «Единой России» ряд победителей праймериз попросили «подвинуться» в пользу других претендентов, в «Справедливой России» смогли успешно договориться с яркими «отверженными», в КПРФ набрали новичков, а в ЛДПР попросту «слили» некоторые регионы. Еще зимой эксперты оценивали победу в одномандатном округе в 100 миллионов рублей, но теперь, когда все карты открыты, цифры изменились, и огромные траты – больше не призрачное будущее, а реальность для кандидатов. Сколько стоит победа – в материале «УралПолит.Ru».
Кандидаты оформляют работу штабов, которые (не считая тех, что работали на праймериз) пока действовали в половину силы. Хотя переговоры об аренде билбордов, подготовка встреч с избирателями, переговоры с политтехнологами начались еще зимой, сейчас кандидаты усиливают свою боевую готовность по всем направлениям.
Существенная часть суммы уже была потрачена на эти мероприятия, а также на участие в праймериз «Единой России», утверждают собеседники агентства. «60–70 миллионов условно уже затрачены. Они вложены в аренду баннеров, в другие проекты, в оплату агитационной сети и так далее. Все то, что пока таится, не видно простому избирателю, будет оживлено с началом официальной кампании. Затраты видоизменяются, например, праймериз – такой графы раньше не было. Но она оказалась ощутимой для бюджета кандидатов. Люди, которые были привлечены, оплачены», – отметил в разговоре с «УралПолит.Ru» политолог Анатолий Гагарин.
В январе политологи предполагали, что кампания в среднем должна обойтись кандидату, который хочет победить по одномандатному округу, в 100 миллионов рублей – по 10 долларов на избирателя, а для неузнаваемых кандидатов – в два раза дороже. После того, как списки кандидатов были опубликованы, они придерживаются того же мнения.
«Порядок цифр остается прежним – это 100 миллионов, плюс-минус 10, 20, 30 миллионов. Все зависит от региона, от округа, от кандидата, от его позиции. Есть регионы дорогие и дешевые, все зависит от уровня жизни. Значительная часть избирательной кампании – это стоимость услуг: от начальника штаба до тех, кто работает в поле. Коррупционные аппетиты местных элит тоже коррелируются. В Москве они больше, в условной Кировской области меньше», – отметил в разговоре с «УралПолит.Ru» директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Как отмечают опрошенные «УралПолит.Ru» эксперты, разница суммы в сторону уменьшения или увеличения напрямую зависит от «сложности» округа – то есть от количества сильных игроков. В Нижнем Тагиле развернется битва между руководителем первичной профсоюзной организации УВЗ Алексеем Балыбердиным («Единая Россия») и главой местной полиции Ибрагимом Абдулкадыровым («Справедливая Россия»), если последний не снимется с выборов. В Свердловском одномандатном округе круглую сумму на кампанию придется выложить Андрею Альшевских (ЕР) и Александру Буркову (СР). В таких территориях, по словам Павла Салина, средний бюджет кампании по региону нужно увеличивать в 2–2,5 раза. По мнению Анатолия Гагарина, в простом округе кампанию можно будет провести в среднем за 50 миллионов, а в интересном округе – за 100.
Самая сложная ситуация будет у неизвестных в округе людей, приехавших из другого региона. «Если будет «варяг», особенно из Москвы, неузнаваемый в округе, то здесь сумма может увеличиться до 300–400 миллионов. С одной стороны, ему нужны деньги на раскрутку. С другой стороны, его как москвича все будут желать общипать: и губернатор, и остальные. Нужно кошелек иметь потолще. У местного, хорошо раскрученного, например, предпринимателя средней руки, который работает со школами, родительскими комитетами, уже фактически есть избирательная сетка, потому что школы – это хорошие площадки. Какую-то сумму из 100 миллионов они уже раньше вложили в свою кампанию», – отметил в разговоре с «УралПолит.Ru» политолог Павел Салин.
Другое дело – округа с явными фаворитами, например Первоуральский, где единоросс Зелимхан Муцоев набрал 75 % на праймериз, или Серовский, где министр строительства Сергей Бидонько получит всю мощь поддержки свердловского правительства. По словам источника «УралПолит.Ru», близкого к предвыборному штабу области, такие кандидаты могут потратить на кампанию всего около 20 миллионов.
Есть и такие территории, в которых до сих пор сохраняется интрига. Например, Березовский округ. На первый взгляд, фаворитом там является депутат и бывший спортсмен Сергей Чепиков, однако в партии обсуждают финансовые проблемы биатлониста. Он готовит тур фандрайзинга, но будет ли процесс успешным, говорить пока рано. Этим могут воспользоваться его конкуренты – эсер Дмитрий Ионин и новоиспеченный коммунист Евгений Боровик.
«Сейчас вопрос уже не в том, кто идет, а как. Только дурак избирается за свои деньги, такие расходы не отбить. Тем, кому не повезет с деньгами, может так же не повезти в день выборов», – усмехается один из политтехнологов.
Конечно, в данном случае речь идет о полной стоимости кампании с учетом «серого» фонда. При этом по закону о выборах, у каждой партии будет открыт избирательный фонд. Согласно 64 статье документа, «предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии [на выборах в Госдуму] не может превышать 700 миллионов рублей» (не считая региональных отделений, там свои цифры). Из них пожертвования частных и юридических лиц не могут превышать 0,07 и 3,5 % соответственно от всей суммы фонда.
© Ольга Балюк
Вы можете поделиться новостью в соцсетях