«Мы находимся на первой ступеньке кризиса и ничего еще не прочувствовали»

Член совета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Сергей Козлов Фото: Полина Зиновьева

Чтобы спасти экономику, введены дополнительные меры.

Пандемия коронавируса шагает по планете и уже добралась до России: на карантин закрыта Москва, один за другим ее примеру следуют и другие регионы. Не стала исключением и Свердловская область. Не работают магазины, за исключением аптек, продуктовых и зоотоваров, фитнес-залы, салоны красоты, рестораны и кафе, гостиницы и образовательные центры. Людей просят оставаться дома. Президент Владимир Путин уже выступил с обращением к нации. Чтобы спасти экономику, введены дополнительные меры. Что происходит с бизнесом на Среднем Урале, к чему готовиться и есть ли шанс у предпринимателей – в интервью УралПолит.Ru с экспертом Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, членом совета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Сергеем Козловым.

Сергей Николаевич, буквально за две недели в России из-за пандемии коронавируса ситуация изменилась кардинально. Мы сейчас не будем обсуждать, нужно ли было вводить такие жесткие меры изоляции. Поговорим о том, что делать малому и среднему бизнесу в новых реалиях. Кто-то вообще был готов к такому развитию событий?

— В бизнес-среде к такому готовы не были.

Спасая людей, не убьем ли мы малый и средний бизнес?

— Немного некорректно: в данной ситуации создаются угрозы потерь в малом и среднем бизнесе. Но если выбирать между жизнью людей и бизнесом, я – за жизнь людей.

В ТПП заявили, что в России из-за коронавируса могут закрыться 3 миллиона предприятий, работы лишатся 8 миллионов человек. Насколько эти цифры и прогноз реальны, с вашей точки зрения, на примере Свердловской области?

— Удручающая статистика. Недавно видел прогноз, где говорится уже о 8 миллионах предприятий, находящихся под угрозой, но меня и цифра в 3 миллиона ужасает, потому как, даже по приблизительным данным, уже армия безработных. Хочется надеяться, что данный прогноз не сбудется. Я такого сценария даже не хочу предполагать.

Какие сферы, на ваш взгляд, в особой зоне риска?

— Перечислю основные. В первую очередь это авиаперевозки, туризм и общепит. Туризма в другие страны, возможно, на время совсем не станет, останется путешествовать только внутри страны. Да и этот процент передвижений будет расти небыстро.

Очень сильно почувствует на себе кризис отрасль общественного питания, вся сфера по организации массовых мероприятий. Допустим, некоторые предприятия общественного питания будут работать на доставку. А как могут работать парки развлечений, что они могут делать?

Понятно, что пострадают частные детские и дошкольные учреждения, уже на грани закрытия целые учебные центры, которые занимались той же подготовкой к экзаменам. Если только они не успели перейти в режим онлайн. Event-сфера полностью отодвинута на дальний план. Я, честно, не знаю, как они будут восстанавливаться. Они почти все на голом энтузиазме работали. Я так понимаю, все, кто арендовал площадки, будут просить отсрочки, но на какое время – непонятно: на месяц, пять или шесть точно будут просить 100%-го освобождения, арендных каникул.

Микробизнес, ИП, кто занимается услугами для населения, многие приостановили деятельность. Некоторые пошли в онлайн. Но, например, как вы подстрижетесь онлайн? В итоге индустрия салонов красоты и смежных с ними медицинских учреждений – все в зоне риска. То же самое случится с магазинами промышленных товаров – это будет большое падение спроса. Сегодня даже гипероптимист лучше дома посидит и потратится на предметы первой необходимости.

Этот кризис почувствуют 70–80 % предпринимателей. Если говорить о малом бизнесе, то тут 90 %.

Я привык верить, что такие ситуации для чего-то нам нужны, и я знаю точно: кто-то из предпринимателей придумает новые сферы бизнеса. Меня очень порадовал пример нашего модельера Дмитрия Шишкина, который переоборудовал производство и теперь шьет маски. Молодец! Можно сколько угодно жаловаться и убиваться, а можно что-то придумать. Список отраслей, попавших в кризисную ситуацию, продолжать можно долго. Сейчас проще назвать те сферы, которые сегодня в росте.

Хорошо, а какие сферы бизнеса тогда выигрывают от пандемии?

— Продуктовый ретейл, аптеки, медтехника, возможно, сателлиты отраслей, которые снабжают медучреждения. «Яндекс» в плюсе? В плюсе. Доставка, те, кто осуществляет системы контроля доставщиков, явно в росте. Думаю, доставка онлайн, да вообще любая доставка, сейчас отточится так идеально, что это будет новый уровень качества. Это позитив.

В связи с пандемией сколько предпринимателей обратились в СОСПП, с какими просьбами и из каких сфер деятельности?

— СОСПП открыл горячую линию. Поступают сотни звонков. Просьбы примерно одинаковые, и это понятно. Сегодня самая главная задача предпринимателя – сохраниться. Это значит уменьшить свою расходную составляющую. При отсутствии доходов надо минимизировать расходы. Это нормальная процедура, поэтому все просят рассмотреть варианты, как уменьшить обязательные платежи: арендная ставка, налоги на имущество, вопросы по рефинансированию кредитов, каникулы, приостановка платежей по налогам.

Мы ждем от федерального правительства ряда изменений, когда для малого бизнеса, среднего и крупного дадут преференции по налогам, где будет четко разъяснено, кто является субъектом этих преференций и отсрочек, кто является пользователями, кто является собственно теми субъектами, которые вообще попали под эту процедуру спасения.

Также предприниматели просят разработать систему локальных актов предприятия, чтобы была возможность перейти на другой порядок оплаты труда или на неполный рабочий день, но ни в коем случае не сокращать коллектив, а сократить другие издержки.

Что делать гостиничному бизнесу?

— Государство может предоставить некие субсидии, отсрочку по налогам, по налогу на имущество, на землю. Я не совсем понимаю, как при отсутствии доходов они могут дать льготу по налогам на доходы. Что делать? Можно приостанавливать деятельность. И многие приостановят деятельность однозначно. Как их спасать? Только субсидиями из бюджета.

Много говорят про «Уральские авиалинии»… Как оцениваете их ситуацию в связи с пандемией и массовой отменой рейсов?

— Мне кажется, таким компаниям, как «Уральские авиалинии», государство должно давать как минимум адресную помощь, потому что таких компаний, которые конкурируют с тем же «Аэрофлотом», у нас мало. Компании, занимающиеся авиаперевозками, можно по пальцам посчитать. Им адресная поддержка нужна в любом случае. Потом не забывайте: это наша уральская компания. Если у нас уйдут «Уральские авиалинии», я вам честно скажу, это очень сильно отразится на кошельках всех свердловчан, потому что «Уральские авиалинии» закрывают огромный пласт прямых перелетов из Екатеринбурга в другие города и страны без пересадки в Москве. Если бы у меня спросили о рекомендациях, я бы просил адресную помощь и от области, и от Федерации.

Конечно, надо приостановить все лизинговые платежи, все кредиты на полгода как минимум. Нужно обнулить им налоги. Этим отраслям из зоны риска – авиации и туризму – надо обнулять налоги сейчас полностью. Вообще никаких выплат. Отсрочки не спасут. Внутреннего рынка в этих отраслях тоже нет. И он появится в лучшем случае через непрогнозируемое количество месяцев. Пандемия – это паническая вещь, которая въедается в мозг человека. Когда скажут, что пандемии нет, люди еще месяца два будут сидеть дома и никуда не поедут на всякий случай.

Индустрия развлечений. Насколько оправданны меры по закрытию для этой сферы –каковы риски?

— Вот здесь, честно, это точно оправданные меры. Давайте исходить из простого. Мы хотим повторения ужасного сценария Европы? Нет. Разумно, что закрывают кинотеатры, разумно, что закрывают индустрию развлечений для детей. Это точно. Пока никто не может гарантировать, что это безопасно для населения, естественно, лучше приостановить. То, что им надо помогать, – да. На федеральном уровне эта отрасль входит в список тех, которые наиболее пострадали в кризис.

Еще одна отрасль под ударом рекламный рынок. В Екатеринбурге с рынка ушли турфирмы, авиакомпании, автопром... Что греха таить, сыпется реклама в СМИ. Что делать предпринимателям в этом сегменте? Как им доказать, что они пострадали тоже?

— Совершенно естественно сокращать расходы в кризисной ситуации, поэтому многие свернут свой бюджет на рекламу. Рекламной отрасли нужно готовиться к падению спроса на ее продукты.

Сегодня одним из серьезных доказательств будет являться, конечно, падение дохода. Это нужно будет показывать и доказывать. Придется поработать над тем, чтобы тебя признали пострадавшим в рамках данного кризиса. Здесь, наверное, будет все основываться на финанализе какого-то прошлого года с текущей ситуацией. Налоговые органы не придут ко всем пострадавшим бизнесменам и не скажут: «Давайте мы сейчас проанализируем всем предприятиям, которые существуют, их убытки». Предпринимателям потребуется подготовить отчет, объяснить и доказать свои убытки.

Российская налоговая система контроля у нас самая лучшая, мне кажется, в мире. Надо отдать должное и господину Мишустину: он создал действенный орган в стране. Я очень надеюсь, что нам не придется доказывать это в суде. Уверен, что для предпринимателей будут созданы инструменты или программы, в которые можно будет входить, приносить определенную доказательную базу, и по результатам анализа включат в субъект использования целевых льгот. Бизнес именно этого ждет.

Общепит. Обращались к вам рестораторы на горячую линию? О каких убытках может идти речь?

— Эта отрасль тоже находится в списке тех, на которые наиболее повлияла данная ситуация. Даже в благоприятные времена предприятия общепита периодически закрываются. Кто успеет сегодня выстроить систему онлайн-доставки, в принципе сможет выстроить систему быстрой кухни, тот, естественно, будет каким-то образом наверстывать упущенное, но это не значит, что на системе доставки будет такой же трафик и доход, который бывает от открытых ресторанов.

Давать здесь прогноз – дело неблагодарное. Думаю, сети точно не исчезнут, так как они минимизируют свои расходы. Ресторанчики небольшие, которые были семейными, или некрупные могут закрыться.

Строительная сфера. Обращались ли к вам застройщики? Как пандемия может задеть этот рынок?

— Наверное, эта отрасль будет одной из последних, которые заденет пандемия. Мы все время гнали, увеличивали метраж каждый год, нам нужно ставить рекорды. Когда-то эти рекорды заканчиваются, надо просто работать. У нас, наверное, 90 % всех сделок по покупке квартир осуществляются с помощью ипотечных займов. Если панические настроения исчезнут в головах (не сегодня, а в ближайшее время), то уровень сделок начнет потихоньку увеличиваться, потому что купить недвижимость сегодня намного выгоднее, чем ждать, пока эта инфляция медленно съедает накопления, которые у тебя есть.

Как обстоят дела у автодилеров во времена пандемии? Какие меры поддержки им нужны?

— Если честно, автодилеры еще и не выходили из кризиса 2014 года, поэтому у меня такое ощущение складывается, что их все прореживают. Но за редким исключением: бывает такое, что это сезонность. Я ее называю «кризисная сезонность». Человек услышал, что доллар растет, и решает срочно брать автомобиль, если у него уже была такая мысль: «Надо срочно купить, потому что точно будет завтра дороже». Автодилеры тоже почувствуют на себе кризис, потому что потребитель перестанет покупать либо это будет отложенный спрос. Конечно, их тоже надо поддерживать. Повторюсь, мое личное мнение – поддерживать надо все отрасли. Уменьшение налога на имущество, уменьшение налога на землю – это как минимум должно быть. Отсрочки на полгода, а лучше до конца года, нужны всем.

Что будет с торговыми центрами? Наверняка арендодателей будут просить снижать цену?

— На самом деле, кризисы и в 2012-м, и в 2014-м году показали одно: арендодатели в большей степени идут навстречу арендатору. Понятно, что серьезные изменения в доходах у собственников недвижимости будут. Вопрос получения доходной составляющей от актива очень сильно изменится. И поверьте мне, эта отрасль в следующем эшелоне, которая очень сильно пострадает.

Я вас уверяю, освободится процентов 20–30 помещений. И арендаторы будут съезжать, съезжать и съезжать либо уменьшать площади аренды. Естественно, арендная ставка будет падать. Опытные арендодатели будут просчитывать такие варианты, которые были и в 2012, и в 2014 годах, вплоть до минимизации своих расходов так, что оставят арендаторов на минимальные ставки, лишь бы те платили «коммуналку». Так уже было, и сейчас будет нечто подобное. Мы с вами об этом не говорим, но торговые центры будут фиксировать на сегодняшний день падение спроса и выручки в разных сегментах. Как следствие, это будет эффект домино. Арендаторы будут просить у торговых центров изменения арендных ставок. Естественно, доходная составляющая торговых центров будет падать очень серьезно.

Торговые центры – это не малый, не средний, это больше крупный бизнес. Мы по торговым площадям впереди многих регионов (имеется в виду в Российской Федерации). Торговым центрам в ближайшее время потребуется помощь, их надо спасать. Помогать следует уменьшением налога на имущество, потому что их суммы потерь будут намного больше, чем налог.

Насколько действенно для бизнеса предложение Владимира Путина о нерабочей неделе с сохранением зарплат?

— Я как предприниматель буду стараться сохранить уровень заработной платы, но не только потому, что так сказал Владимир Владимирович, а потому что я долго собирал коллектив и каждый сотрудник мне дорог. Где взять зарплатный фонд, если доходов нет? Кого смогли, перевели на удаленку, но это не спасет. И ведь эта ситуация не на неделю. Уверен, что в ближайшее время меры карантина ужесточат и продлят. Хорошо, когда есть запас прочности, подушка безопасности. Маленьким предприятиям гораздо сложнее.

Какой сценарий развития событий рассматривается в Екатеринбурге?

— Я вам скажу, что, по моему мнению, мы находимся на первой ступеньке кризиса. В ближайшие несколько недель мы почувствуем очень серьезные итоги от этого влияния.

Какой сценарий рассматривается в Екатеринбурге? Знаю, что власти региона и муниципалитетов настроены на конструктивный диалог с бизнес-сообществом.

Какой список мер по поддержке местного бизнеса необходим?

— То, что мы пытались выстроить диалог власти и бизнеса в течение многих лет, дало свои результаты: все меры удалось отработать быстро в условиях такой сложной ситуации. Мы действительно оперативно подготовили предложения от всех бизнес-объединений региона – от СОСПП, ТПП, областного Союза малого и среднего бизнеса, свои поправки готовила свердловский омбудсмен Елена Артюх. Срок шел на часы. Мы оперативно создали штаб, молниеносно собрали данные по отраслям – где, кому и какая нужна помощь, затем аккумулировали эти предложения. Проанализировали информацию, отправили властям. В кратчайшие сроки документ с предложениями от действующих бизнесменов был на столе у губернатора.

Параллельно СОСПП отправил предложения в РСПП и в Москву, а президент СОСПП Дмитрий Пумпянский смог передать предложения премьеру Мишустину и в Минэк.

Давайте посмотрим региональное приложение, в котором перечислены сферы, которые нуждаются в поддержке. Их гораздо больше тех, что перечислены в федеральном документе. Кроме туризма, общепита, частного образования, досуга, развлечений, персональных услуг, event-индустрии, розничной торговли непродовольственными товарами, предприятий текстильной, обувной и швейной промышленности, торговых центров, транспортировки и хранения, в Свердловской области меры поддержки планируется оказать сельскому хозяйству. Есть в проекте такие сферы, как деятельность в области права, потому что у нас большое количество таких компаний в регионе; деятельность консультаций по управлению, эти услуги тоже развиты. В Екатеринбурге и в Свердловской области очень серьезная конкуренция среди таких видов деятельности, как бухгалтерский учет и право. В проект внесена деятельность агентств недвижимости за вознаграждение и на договорной основе, так как кроме покупки квартир, никаких операций с недвижимостью в ближайшее время не будет. Оказывается, наш губернатор услышал нас и внес несколько отраслей, которых нет в федеральном законодательстве. Конечно, это еще не окончательный список, и не факт, что все эти сферы будут утверждены. Это всего лишь проект.

Какие послабления вводятся на уровне Свердловской области?

— В проекте Евгения Куйвашева предложение уменьшения налога на имущество есть, налога на землю – тоже. Установление ставки упрощенной системы до 1 % также существует – это, я вам скажу, дорогого стоит. Отсутствие проверок, продление всех разрешений и всех актов – это тоже очень серьезно. Отсрочка по платежам договоров аренды областной и муниципальной собственности.

Правительство РФ разработало правила предоставления субсидий регионам, чтобы повысить доступность льготных кредитов и микрозаймов для малых и средних предприятий, вводится мораторий на налоговые и таможенные проверки, расширены программы льготного кредитования и возможности реструктуризации по приемлемым ставкам ранее выданных кредитов. Как это все будет работать? Насколько такая помощь эффективна и сколько компаний можно спасти?

— Изменения надо мониторить ежечасно. Сегодня очень экстренная система нормотворчества. Государственная машина, на удивление, оказалась не настолько неповоротливой, она двигается, и двигается достаточно кардинально. Новый премьер доказал, что все меры, которые уже были приняты, были приняты правильно. Давайте дождемся, в ближайшее время на федеральном уровне появятся большое количество нормативно-правовых актов. Там достаточно четко будет прописано, какие отрасли попали в список наиболее пострадавших, на кого распространятся налоговые льготы, как выстраивать реструктуризацию кредитов. Основные изменения в законах появятся в ближайшие дни.

Маргарита Симоньян заявила, что возможен «новый НЭП». Некоторые шаги на федеральном уровне мы уже видим... Можно ли говорить о новом НЭПе?

— Мы сейчас говорим с вами о новом режиме экономики. Про новый НЭП, может быть, говорить рано, но мы выйдем из этого кризиса явно иные. В этот кризис меня порадовала консолидированная позиция предпринимательского сообщества: конкуренты зарыли топор войны, сели и начали договариваться, как они будут консолидироваться и выстраивать диалог с властью. И власть нас услышала и поняла, что меры надо принимать экстренные.

Может ли так случиться, что пандемия коронавируса «вылечит» Россию от ее застарелых болезней?

— Нынешняя экономическая ситуация всех нас вылечит. Хочется верить, что многие предприниматели сохранятся, но в чем точно нет сомнений, так это в том, что данная череда событий сделает предпринимателей более активными: в поисках новых источников дохода все пойдут инновационными способами и начнут меняться.

Меня радует, как проявила себя система взаимопомощи: это зачатки настоящего гражданского общества.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров