Развитие туристического потенциала Тюменской области может стать эффективным решением проблем регионального рынка коммерческой и офисной недвижимости. Так считает директор областного департамента потребительского рынка и туризма Андрей Пантелеев. Свое видение он изложил на заседании круглого стола тюменского дискуссионного клуба «Неформат», посвященном ситуации на рынке торговых и офисных площадей. Подробности в материале «УралПолит.Ru».
Развитие туристического потенциала Тюменской области может стать эффективным решением проблем регионального рынка коммерческой и офисной недвижимости. Так считает директор областного департамента потребительского рынка и туризма Андрей Пантелеев. Свое видение он изложил на заседании круглого стола тюменского дискуссионного клуба «Неформат», посвященном ситуации на рынке торговых и офисных площадей. Подробности в материале «УралПолит.Ru».
Эксперты отмечают, что коллапса в этом сегменте не наблюдается. Объемы пустующих площадей не превышает 9 %, при этом в Тюмени продолжают строить торговые и бизнес-центры. В 2017 году планируется сдать четыре таких объекта общей площадью почти 100 тысяч квадратных метров.
В то же время и арендаторам, и девелоперам в условиях кризиса пришлось существенно изменить подходы к ведению бизнеса. Владельцы торговых и офисных центров, еще два года назад не желавшие сбавлять цены, теперь охотнее идут на уступки и проявляют креативность в привлечении клиентов. И все же проблемы с доходностью на этом рынке сохраняются. Прежде всего это падение спроса, что вынуждает арендаторов покидать павильоны, переходить в помещения более низкого класса либо вообще закрывать точку. Это, в свою очередь, вынуждает некоторых владельцев ТРЦ выставлять объекты на продажу. В частности, за последнее время желание избавиться от активов изъявили владельцы ТЦ «Южный», «Яркий сибиряк» и некоторых других комплексов.
Андрей Пантелеев заявил, что поддержать этот рынок может переориентация бизнеса на туристов – как российских, так и зарубежных. Тем более что правительство Тюменской области очень серьезно занимается привлечением туристических потоков.
«В свое время у нас наблюдался стремительный рост торговли, ресторанного и других бизнесов за счет благоприятной экономической ситуации. Но сегодня на падающем рынке нам необходим новый входящий поток денежной массы, чтобы не просто оставаться на плаву, а повышать свою эффективность и двигаться дальше. Если не будет предпринято серьезных шагов в этом направлении, то инфраструктура обветшает, предприниматели начнут сворачивать бизнес. Одним из свежих потоков денежной массы может сегодня стать туризм, – сказал чиновник. – Есть такая статистика: один приехавший турист создает четыре рабочих места. И в ходе пребывания в регионе он взаимодействует с представителями более чем 50 отраслей бизнеса».
По подсчетам экспертов, в среднем один турист за четыре дня пребывания в Тюмени тратит 40 тысяч рублей – в гостиницах, кафе, торговых, развлекательных и прочих заведениях. До 50 % этой суммы может быть потрачено на покупку сувениров, одежды и так далее. То есть это те деньги, которые может и должен заработать на туристах арендатор торговых помещений, будь то бутик или ресторан, отмечает Андрей Пантелеев.
«Это означает, что у ресторана должна быть страничка в интернете на английском языке, в каждой смене должен быть как минимум один англоговорящий сотрудник. Также в меню должны быть блюда, обладающие характерными для местности гастрономическими особенностями. То есть это должны быть не только борщ и пельмени, но, например, оленина, строганина, царская уха и так далее, – говорит Пантелеев. – Точно так же свою привлекательность для приезжего туриста может формировать руководитель торгового центра. Нужно ответить себе на вопрос, почему турист должен пойти именно в этот ТРЦ? К примеру, у нас уже возят туристические группы на рынок «Михайловский», потому что там есть свой колорит. И это уже 5–10 % дополнительного покупательского потока».
В регионе есть якорные элементы, которые могут заинтересовать туристов. Это охота, рыбалка, горячие источники, исторические места (в частности, село Покровское – родина Григория Распутина) и многое другое. Но потенциал в этих направлениях реализован еще очень слабо.
«Допустим, приезжаешь в охотничье хозяйство – все прекрасно, природа, звери и так далее. Но туалет на улице. Естественно, иностранный турист потом сюда больше не поедет», – замечает Андрей Пантелеев.
Между тем город давно готов к тому, чтобы стать одним из туристических центров, заметил глава департамента потребительского рынка. Тюмень регулярно занимает первые места в различных рейтингах по уровню инвестиционной привлекательности, комфортного проживания, индексу счастья населения и так далее. Нужно этим воспользоваться.
Участники рынка согласились, что это направление представляет интерес с точки зрения расширения возможностей рынка коммерческой недвижимости. Однако без поддержки государственных институтов проторить дорожку для туристов будет невозможно. Андрей Пантелеев признал, что это, безусловно, задача правительственных органов. И для ее решения уже многое сделано. В частности, инициируется проведение в Тюмени статусных спортивных мероприятий, таких как чемпионат мира по биатлону (и не вина региональных властей, что Тюмень может лишиться права его проведения), мировое первенство среди моржей и других масштабных проектов, в которых участвует большое число гостей из разных регионов России и из-за рубежа.
Но представители бизнеса уже сейчас должны быть готовы к тому, что поток гостей в любой момент может вырасти, и предоставить соответствующий сервис, чтобы туристы хотели сюда вернуться и привозили с собой новых гостей.
При этом девелоперы обозначили проблему нехватки грамотных управленцев в сфере коммерческой недвижимости. Этому рынку в России чуть более 20 лет, учиться приходится у иностранных специалистов. Как правило, обучение проводится только в Москве и стоит больших денег. Как рассказала вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор ГК «Денова» (единственной компании, специализирующейся на услугах по продаже коммерческой недвижимости в Тюмени) Наталья Девяткова, стоимость обучения по этому профилю в столице с привлечением педагогов из-за рубежа обходится в сумму порядка 800 тысяч рублей. На такие траты, чтобы получить квалифицированного управляющего торговым или офисным центром, отважатся единицы.
Поэтому представители рынка коммерческой недвижимости прямо на заседании договорились своими силами создать в Тюмени школу управляющих и задействовать лучших представителей этой сферы. Те центры, где управляющие проявляют активность, изобретательность и индивидуальный подход в работе с арендаторами, успешно решают вопрос заполнения торговых и офисных площадей – в Тюмени такие примеры есть. А значит, даже на сложном рынке многое зависит от таланта и мастерства руководителя, резюмировали эксперты.
Олег Таманцев
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях