Малые партии не нашли слов

В регионах Западной Сибири представители оппозиции не спешат на дебаты

На этом фоне с определенной прохладцей к дебатам в СМИ стали относиться уже представители оппозиционных партий. В ЯНАО подобная тенденция проявилась сразу после старта официальной агитационной кампании.

На первых же дебатах между участниками выборов в Госдуму представитель «Единой России» Владимир Пушкарев оказался в одиночестве: его оппонента из «Гражданской платформы» не оказалось на мероприятии в Салехарде. Та же история повторилась буквально на следующий день, когда член этой же партии проигнорировал встречу с кандидатом от ЛДПР Александром Голубенко. Отметим, что из четырех кандидатов «Гражданской платформы» в территориальной группе, включающей ХМАО и ЯНАО, лишь два югорца – бизнесмен Александр Лукьянчук и гендиректор микрофинансовой организации «Брейн шторм» Тарас Криштанович. Последующие дебаты с участием кандидата от «Справедливой России» Валерия Степанченко пропустил кандидат от партии «Зеленые». Удивительно, но кандидат в Госдуму от этой партии Андрей Агарков оказался даже не в курсе ситуации.

«На Ямале там новый руководитель, но мы еще не знакомы. Сам я в командировке был все это время, приеду только завтра. Поэтому только после приезда смогу сказать что-то»,– рассказал РИА «Федерал Пресс» кандидат от «Зеленых» в Госдуму по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО Андрей Агарков.

Даже этот комментарий выглядит довольно странно – почему-то кандидат в Госдуму за три недели до выборов не знаком с руководителями отделений партии в регионах, контролирующим логику предвыборной кампании, и никак не взаимодействует с ним . У «Гражданской платформы» на официальном сайте вообще не оказалось информации о наличии регионального отделения в ЯНАО.

Характерна эта тенденция и для выборов регионального уровня. На дебатах среди кандидатов в Тюменскую облдуму 24 августа сложилась аналогичная ситуация, когда ямальский единоросс Александр Ширыкалов получил возможность поплотнее обсудить вопрос развития программы «Сотрудничество», поскольку тоже оказался без собеседника.

«Я сам собираюсь пойти, у меня 31 августа дебаты. Но дебаты в связи с последними изменениями стали не дебаты. Это, по сути, четыре минуты монолога, и на этом все. Вот я приду, расскажу 10 наших тезисов, скажу голосуйте, и все. Поэтому я прекрасно понимаю, почему на Ямале игнорируют оппозиционеры дебаты. Лучше это время потратить на какую-то другую, более эффективную агитацию. Но, с другой стороны, дебаты нужны, хотя бы и в таком искаженном формате», – прокомментировал РИА «УралПолит.Ru» позицию своих оппонентов по выборам кандидат в тюменскую облдуму от КПРФ Александр Чепик.

Менее категорично высказываются вечные оппоненты коммунистов – политиков из ЛДПР. «Мы посещаем все дебаты, наши представители на них ходят. Это один из способов донести свою точку зрения, поэтому мы пользуемся этой возможностью. Эта форма [агитации], какой бы она ни была, позволяет людям увидеть и сравнить представителей различных партий. Лучшей формы еще не придумали», – рассказал РИА «УралПолит.Ru» кандидат в думу Югры от ЛДПР Михаил Селюков.

Эту мысль подтверждают и эксперты. Оценивая активность ЛДПР в предвыборной деятельности, политолог Александр Лобов отмечает, что к самому формату дебатов действительно есть вопросы: «Что касается дебатов, ЛДПР, например, всегда ходит на них, а другие партии зачастую не считают тот формат дебатов, который организуется на телевидении, дебатами в полном смысле. Каждому кандидату дается определенное время, и он наговаривает что-то на камеру – это не дебаты. Дебаты – это когда кандидаты встречаются лицом к лицу, спорят, доказывают свою позицию. Возможно, что по этой причине некоторые кандидаты их игнорируют».

В избиркомах не видят особой проблемы в том, что кто-то из участников избирательного процесса пренебрег бесплатной предоставленной возможностью заявить о себе из СМИ. «Самоотводов от дебатов не может быть по определению, потому что закон обязывает. Но ответственности, конечно, не установлено. Захотели – пришли, не захотели – не пришли. У нас партии достаточно активные, систематического непохода на дебаты, какого-то бойкота нет», – констатировал РИА «УралПолит.Ru» председатель избиркома Тюменской области Игорь Халин.

О том, что дебаты перестали быть интересными в том формате, в котором существуют, говорят и эксперты, не включенные непосредственно в избирательный процесс.

«Я особо за дебатами не слежу, включал пару раз. Но это смешно, говорят что-то в стиле Жириновского. Ничего конкретного ни от одного кандидата не услышал. Сейчас смеются, что первым номером на выборах в думу Ханты-Мансийска идет от ЛДПР Жириновский. Дожили, что у партии нет даже личности на местах. Понятно, что эта дума Жириновскому не сдалась, он даже не знает, где Ханты-Мансийск находится», – отметил в беседе с «УралПолит.Ru» политолог Анатолий Корнеев.

Проблема дебатов в том, что представителям многих, особенно малых, партий на местах часто нечего сказать избирателю, считает политолог Александр Безделов: «Очень трудно сформулировать программу для областной и окружной думы для малых партий, которые даже на федеральном уровне являются нишевыми. И даже на федеральном уровне они не могут составить минимальную программу – зачастую для этого им не хватает способностей, возможностей и широты взглядов. Для точечного применения их возможностей в части написания программ для выборов в думу им просто, грубо говоря, нечего сказать. У них нет программ, которые были бы понятны для избирателя. Фактически это явный кризис жанра малых партий, помноженный на отсутствие финансового ресурса».

В материале использованы фотографии с сайтов ynao.er.ru, politmos.ru, gosrf.ru/news/22971

Сергей Таборинцев-Романов, Дарья Александрович

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях