Уральцы уезжают в ИГИЛ: «Вербовка не прекращается»

По данным силовиков, из тюменской «матрешки» в Сирию уехало около ста человек

Силовики фиксируют тревожную тенденцию – уральцы продолжают пополнять ряды Исламского государства. В информационную повестку попадают лишь единичные истории, большинство фамилий остаются лишь в статистике ФСБ и полиции. При этом количество «возвращенцев» так и остается неясным. Из всех регионов УрФО особенно актуальна эта проблема для Западной Сибири. Местные правоохранительные органы и общественные организации признают, что число уехавших в Сирию растет, а ряд территорий требуют особо пристального внимания силовиков. Все, что известно об уральцах в ИГИЛ, – в материале «УралПолит.Ru».

Информация о жителях уральских регионов, отправившихся в ИГИЛ*, второй год появляется в традиционных отчетах силовиков. Данные довольно скупые – правоохранительные органы не раскрывают ни подробности отъезда уральцев, ни данные о возвращении их с Ближнего Востока, ни, тем более, подробности работы вербовщиков. Тем не менее только в Западной Сибири в 2015 году на территорию Исламского государства уехало около 100 человек. По данным УМВД по Тюменской области, 28 жителей региона предположительно находятся в Сирии и воюют на стороне террористической организации.«Сейчас они в розыске. Двое вернувшихся осуждены, еще два дела в суде», – уточнил глава УМВД по Тюменской области Юрий Алтынов на прошедшем заседании региональной думы.

При этом, по данным прошлогоднего исследования московского Центра «Карнеги», к концу 2014 года из Тюменской области около 50 человек выехали на Ближний Восток. В Региональном духовном управлении мусульман (РДУМ) подчеркивают, что «отток жителей Тюменской области в ИГИЛ не связан с религиозной деятельностью», а в комитете по делам национальностей заявляют, что радикальных группировок на территории региона нет. «Я на заседании не был и цифр этих не слышал, но вполне возможно, что уезжают из региона, как и со всей страны. Но на данный момент никаких подобных группировок на территории Тюменской области нет. За последние годы напряженность в этой сфере не увеличивается, потому что у нас давно ведется работа с религиозными организациями по возвращению людей радикально настроенных в нормальное состояние. В постоянном режиме с ними встречаемся, проводим беседы. И кто уезжает, это отдельные люди, не группировки», – рассказал в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» начальник отдела по профилактике экстремизма комитета по делам национальностей Тюменской области Игорь Бобров.

В соседней Югре силовики делятся данными об уехавших в Сирию местных жителях крайне неохотно. В окружном управлении МВД корреспонденту «УралПолит.Ru» отказались предоставить эти цифры. В округе данные о местных жителях, уехавших в ИГИЛ, озвучил лишь начальник УМВД по Сургуту Александр Ерохов. Он сообщил, что за два года только из этого города в Исламское Государство уехали минимум 20 человек. Его коллега, начальник МВД по Сургутскому району Юрий Полещук в ходе недавней пресс-конференции отмечал, что вербовщики ИГИЛ ведут свою работу не только в учебных заведениях, как предполагалось ранее, но и в производственных коллективах. По его словам, сторонников террористов вербовали в Федоровском и Нижнесортымском поселках. В общей сложности, по данным депутата Госдумы Владимира Сысоева, «в Югре были завербованы десятки, сотни человек».

В ЯНАО за год в ИГИЛ уехал 31 человек. Все они объявлены в международный розыск, возбуждено три уголовных дела. Кроме того, за год в регионе четырех человек удалось «склонить к отказу» от выезда в Сирию. «Также мы возвратили из Сирии жительницу Ямала, которая уехала туда за мужем», – рассказал на последнем заседании заксобрания ЯНАО врио начальника окружного УМВД Валерий Яниев. Одной из самых резонансных стала история боевика ИГИЛ Анатолия Землянки из Ноябрьска. В декабре 2015 года он получил известность после опубликованного видео с казнью «российского шпиона». В декабре 2015 года глава Чечни Рамзан Кадыров подтвердил, что на видеозаписи запечатлено убийство чеченца. По словам Кадырова, убитый – уроженец Челябинской области Евгений Юдин. После этой видеозаписи СМИ прозвали ямальца Джихади Толиком.

В масштабах трех регионов цифры действительно тревожные. Еще тревожнее, отмечают депутаты и общественники,тот факт, что члены террористической организации продолжают вести вербовку на территории «матрешки». В связи с этим, например, в Югре депутаты предлагают представителям УМВД совместно с образовательными учреждениями разработать и внедрить практику предупреждения случаев вербовки студентов в ИГИЛ. «Пока это не действует, но принимаются меры по внедрению в реализацию этого механизма. У нас, к сожалению, от момента внесения предложения до его реализации проходит порядка года. Вербовка не прекращается, поэтому с той стороны поступательное движение есть, а с нашей стороны оно затягивается», – уточнил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» Виктор Сысун.

«УралПолит.Ru» продолжит следить за ситуацией.

*Организация признана экстремистской и запрещена на территории России

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях