На медиафоруме ОНФ спорят о перспективах российской журналистики
Будущее российских медиа стало темой для обсуждения на сессии «Интернет-СМИ» медиафорума ОНФ «Правда и справедливость». Эксперты спорили о конкуренции с соцсетями и роли мессенджеров, проблемах ресурсной базы и качества информации. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»
Роль соцсетей в работе СМИ
Необходимо признать тот факт, что СМИ проиграли битву последних лет с маркетинговыми интернет-сервисами, заявил глава РИА «ФедералПресс» Иван Еремин. «Еще вчера мы говорили о кризисе печатных СМИ и перспективах для интернет-СМИ. Сегодня же пора констатировать, что кризисная ситуация сложилась и на рынке интернет-СМИ. 16 лет назад интернет был территорией медиа, мы были «хозяевами поля», это было престижно, высоко оценивалось властью. Мы потеряли интернет как площадку, уступаем сервисам, интернет-маркетингу. Это не хорошо и не плохо, это данность, надо учиться к ней приспосабливаться, использовать эту среду в своих интересах. Технологический прогресс и развитие соцсетей и сервисов вытесняет СМИ на периферию интернета. Соцсети замещают в своей функции информирования СМИ. При этом СМИ должны поддерживать доверие к себе как к источнику достоверной информации. Зависимость от соцсетей очевидна и болезненна», – отметил Иван Еремин.
По мнению гендиректора издательского дома «Алтапресс» Юрия Пургина, с соцсетями не нужно мериться, а необходимо найти точки соприкосновения. Сейчас у издания 30 % посещаемости приходит через ссылки в соцсетях. Большей проблемой Пургин считает потерю качества контента в угоду скорости публикации информации. Несмотря на то, что длинные глубокие тексты, лонгриды, выходят из моды, глава «Алтапресса» считает, что будущее за ними. Но в таком случае каждый текст должен быть лонгридом. «Нас ждет Ренессанс журналистики в интернете, время настает. Изменения, которые происходят с региональными ресурсами, говорят, что контент играет достаточно большую роль в СМИ», – заключил Пургин.
Отношения с властью
Одной проблемой, значительно усложнявшей работу интернет-СМИ в регионах, на сегодня является потеря экономической почвы: «Это потеря экономической почвы не только для роста, но и для выживания СМИ. Кризис резко ослабил бизнес рекламодателя на фоне того, что и государство сокращает бюджетные расходы на СМИ. В регионах особенно заметно отсутствие «кормовой базы» для интернет-изданий. Политика сокращения расходов госбюджетов за счет СМИ проводится с явными перекосами в пользу федеральных СМИ и лишает региональные СМИ возможностей не просто для развития, но и для выживания», – заявил Иван Еремин «УралПолит.Ru».
При этом, по словам Ивана Еремина, СМИ вынуждены развиваться в условиях ужесточения контроля со стороны государственных органов и низкой компетенции судебных органов в проблеме регламентирования деятельности интернет-СМИ.
«Недавно приходим на работу, а сайта нет, домен заблокирован, и мы не можем узнать, на каком основании. Выяснилось, что герои комментария к нам претензий не предъявляли, подали в суд на Ru-Center, и нам заблокировали домен. Получается, что любой суд в маленьком городе может заблокировать все СМИ в доменной зоне RU. Мы решили ситуацию благодаря переговорам с приставами, но проблема актуальна для всех. Как ее решить, я пока не знаю», – рассказал гендиректор холдинга «ФедералПресс».
Будущее телевидения
Традиционное телевидение скоро ждет закат, считает главный редактор LifeNews Анатолий Сулейманов. Он убежден, что спасти телеканалы могут только стриминговые сервисы.
«У нас есть новостной телеканал, и я приложил к нему руку, но я никаких перспектив у новостных теликов через 8–10 лет не вижу. На Западе просмотры резко падают. Кто будет ждать, чтобы посмотреть новости на «Первом канале» в 21:00, когда есть Netflix (компания-поставщик фильмов и сериалов по подписке – прим. ред.)», – заявил Сулейманов.
Сейчас в их компании журналисты должны максимально быстро оказаться на месте происшествия, чтобы провести оттуда онлайн-трансляцию. Кроме того, LifeNews активно берет из открытых источников в соцсетях, а также покупает у очевидцев происшествия видео. При этом новостные сюжеты, по мнению Сулейманова, стоит сокращать до 30 секунд, иначе пользователю становится неинтересно.
Доставка контента
Агрегаторы новостей стали одним из основных способов выхода небольших СМИ на широкую аудиторию. Попытки построить работу в формате средств массовой информации может привести к закрытию сервисов, и многие медиа просто потеряют аудиторию, обсуждают участники мероприятия.
По мнению исполнительного директора группы компаний Rambler&Co Андрея Гореславского, каналы доставки новостей до пользователей меняются постепенно по принципу «не люди приходят за новостями, а новости приходят к ним». Причина – мессенджеры типа созданного Павлом Дуровым Telegram, в котором появились специальные тематические каналы, присылающие новости. Подобные возможности есть и в других программах, а также в отдельных приложениях каждого СМИ для смартфонов, которые присылают push-уведомления. По мнению Гореславского, соцсети и мессенджеры могут заменить СМИ те же «Яндекс.Новости».
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях