Уральские регионы не готовы противостоять лесным пожарам. После апрельских трагических событий в Хакасии, где огонь уничтожил более полутора тысяч жилых домов и унес жизни трех десятков человек, по всей стране активизировалась борьба с возгораниями.
Уральские регионы не готовы противостоять лесным пожарам. После апрельских трагических событий в Хакасии, где огонь уничтожил более полутора тысяч жилых домов и унес жизни трех десятков человек, по всей стране активизировалась борьба с возгораниями. Как выяснилось, практически все регионы УрФО не достаточно хорошо подготовились к худшему, хотя оно может прийти: только за первые майские праздники в округе было зарегистрировано в два раза больше возгораний, чем в это же время прошлом году, а впереди ожидается жаркое и сухое лето. Сегодня чиновники и спасатели собрались вместе, чтобы найти причины ухудшения обстановки и решить, кого наказывать. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
На Урале обострилась пожарная обстановка. По словам начальника Уральского регионального центра МЧС Сергея Мирошниченко, за четыре выходных дня в округе были зарегистрированы 368 природных пожаров, при этом за первые две недели опасного периода их было всего 149. Основной удар пришелся на Свердловскую область, где в селе Фоминское сгорели девять домов и три семьи остались без крыши над головой. Сегодня на заседании комиссии чиновники и спасатели практически единогласно решили, что ситуация на Урале будет только ухудшаться.
«Во время первых майских праздников создавались в четырех случаях реальные угрозы населенным пунктам. Прогноз и на предстоящие праздники неблагоприятный. Есть реальные условия по возникновению природных пожаров», – заявил Мирошниченко. По данным Гидрометцентра, в ближайшие три дня погода в округе ухудшится, поэтому сильного распространения пожаров скорее всего удастся избежать. Но, по словам и. о. директора департамента Росгидромета по УрФО Сергея Лысова, лето будет сухим и жарким: «Урал попадает под температурную аномалию полностью. По осадкам количество будет близкое к норме».
Сергей Мирошниченко, фото: justmedia.ru
На то, что Уральский федеральный округ не готов к пожароопасному периоду, еще 14 апреля указали на федеральном уровне. «Зампред правительства Александр Хлопонин провел всероссийское совещание о подготовке к пожароопасному периоду. Перечень поручений по итогам поступил в регионы. Казалось бы, все меры приняты, но это не так. С начала сезона случилось более шестисот пожаров. Количество возросло почти в два раза, общая площадь – в четыре раза. Пожароопасная обстановка остается сложной, а в Свердловской и Челябинской областях ухудшается. Особое внимание нужно уделять привлечению к ответственности виновных. Анализ исполнения органами власти предписаний не позволяет говорить о высокой эффективности проводимой работы. Выводы из событий в Хакасии так и не были сделаны», – отметил заместитель полпреда президента в УрФО Александр Калиберда.
Поиск виновных – один из основных вопросов, хоть на совещании это пытались отрицать. По мнению окружных властей, где-то недосмотрели регионалы и муниципалы. «Основной фактор – это слабая координация деятельности органов исполнительной власти и проведения комплекса мероприятий по недопущению пожаров. Если ответственные лица в субъектах не справляются – не надо ждать последствий, проводите замену на профессионалов. Плохо обустроены отдельные населенные пункты», – заявил Калиберда. По данным МЧС, в регионах до сих пор продолжаются незаконные палы травы (причина практически половины всех пожаров), оперативные сведения об очагах возгорания не поступают в штабы, на территориях работает слишком низкое количество оперативных групп.
Конкретные имена и фамилии на заседании не прозвучали, открыто упрекнули лишь сити-менеджера Екатеринбурга Александра Якоба, которому замгенпрокурора по УрФО Юрий Пономарев недавно вынес предостережение. «Городские леса в Екатеринбурге – 29 тысяч гектаров – были исключены из собственности Свердловской области, но до сих пор ответственными лицами города не предприняты меры по выявлению и тушению пожаров», – напомнил причину начальник управления Генпрокуратуры по Уралу Сергей Филипенко.
Отдельно досталось и Рослесхозу. Ведомство упрекнули в том, что оно невнимательно относится к сводке пожаров, и у него есть расхождения с МЧС. У самого департамента лесного хозяйства были встречные вопросы к МЧС. «Кого мы хотим обмануть? В данной ситуации вопрос не в том, какие цифры, а в том, что, оценивая обстановку, мы реально оцениваем силы и средства. Очень серьезно прошу все эти вещи оценить не с точки зрения проверок, а с точки зрения сотрудников. Мы, изучая ваши планы тушения, не видим конкретных перечней действий. Лесники и так работают эффективно. Что делать руководителям комиссиям по чрезвычайным ситуациям (КЧС), людям, которые не входят в систему охраны?» – отметил директор департамента лесного хозяйства по УрФО Вячеслав Дробышев.
Всех попытался помирить замначальника уральского департамента Росприроднадзора Владимир Яковлев, который заявил, что надо работать сообща: «Я хочу подчеркнуть мысль, что все особо охраняемые территории находятся на территориях субъектов. И все они отвечают вместе с Министерством природных ресурсов России за состояние дел на этих территориях. Например, в Свердловской области никогда не было такого, чтобы разделялись земли федерального значения и областного, пожары тушатся всем миром».
Действительно, крупнейший пожар в Фоминском, где сгорели девять домов, начали тушить именно региональные силы. 3 мая – день, когда случилось это возгорание – вице-премьер свердловского правительства Азат Салихов назвал «черным воскресеньем» для региона. Но в остальном, по его словам и словам представителей всех остальных субъектов Урала, работа по противодействию пожарам ведется в обычном темпе, с установкой видеокамер, минерализацией полос, прокладкой лесных дорог. Более того, областные власти себя виноватыми не считают, а винят во всем местных жителей и просят ужесточить им наказания.
Фото: www.aviales.ru
«С учетом того, что говорим мы про виновных среди населения, хотелось бы привлечь федеральные информационные средства. Это должна быть воспитательная работа. Дикие рыбаки выезжают на пойму, и в следствие их действий происходят возгорания и неконтролируемые палы. Нужно вводить запрет хотя бы на первые две-три недели сезона», – предложил замгубернатора Тюменской области Вадим Шумков. К Западной Сибири присоединилась и Челябинская область. «Считаем, что нужно наказания на государственном уровне менять в сторону ужесточения», – подчеркнул замглавы региона Олег Климов.
Судя по всему, если даже штрафы для жителей не будут увеличены, работа с местным населением действительно будет идти в более активном темпе. Об этом свидетельствует позиция окружного начальника. «Недостаточна, а может и малоэффективна работа с населением. Даже в Фоминском я наблюдал, как бегают пожарные. Областные спасатели первый удар приняли на себя, отстояли 60 домов. А местное население с сигаретой в зубах рядом покуривает. Хотя останавливали пожар в метрах от соседних домов, жители этих домов сидели на лавочке», – возмущенно рассказал глава УРЦ МЧС Сергей Мирошников.
В конце апреля в Госдуму уже поступила инициатива об увеличении штрафов виновным в лесных пожарах. Депутат Игорь Лебедев внес законопроект, по которому штрафы для простых жителей за нарушение правил пожарной безопасности могут вырасти с 1,3–3 тысяч рублей до 3–5 тысяч, за выжигание сухой травы и других материалов – с 3–4 тысяч до 4–6 тысяч рублей, а за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой тяжкий вред здоровью – с 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
© Ольга Балюк
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях