Большой Урал: Итоги недели с 3 по 9 декабря

Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.

Свердловская область: Высокооплачиваемый мэр и грязные уральцы

Зарплата как в правительстве

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский вновь был в центре уральской повестки на этой неделе. Обсуждалось сразу несколько непопулярных моментов. Это и рост проезда на метро до 32 рублей, чтобы иметь возможность обновить подвижной состав, это и решения о приватизации нескольких МУПов, среди которых оператор по вывозу и утилизации мусора «Спецавтобаза» и «Золушка», обеспечивающая школьное питание ряду образовательных учреждений. На этом фоне еще более остро прошла тема о повышении финансирования муниципальной власти, в том числе и зарплаты градоначальника. Вопрос обсуждался на заседании профильной комиссии гордумы по местному самоуправлению и вызвал серьезный спор между депутатами. Тем не менее, большинством голосов было принято решение одобрить удвоение зарплаты мэру и кратный рост стимулирующих выплат служащим, но вернуться к вопросу через год, после отчета о проделанной работе. Журналистам Высокинский пояснил, что речь идет о выравнивании денежного довольствия областных и городских чиновников. Как посчитали журналисты, глава Екатеринбурга будет получать около 300 тыс. ежемесячно.

«Само по себе повышение зарплаты объяснимо. После того, как система управления городом была реформирована, объем работы, который ложится на главу города, вырос. По сути, Высокинский совмещает трудовой объем, который ранее возлагался на двух людей – главу администрации и главу города. Вряд ли кто-то станет спорить, что увеличение объема труда должно приводить и к росту зарплаты. Это логично. Но в данной ситуации важен не столько сам факт повышения зарплаты, сколько странность и непродуманность аргументации, которая его сопровождает. Обоснование такого решения, которое выходит из стен городской думы, сводится к одному: уровень зарплат в администрации Екатеринбурга сильно ниже того, который есть в администрации области и в соседних городах – Челябинске, Тюмени и т.д. Оглашение такой аргументации – публичный сигнал обществу, что депутаты принципиально дистанцированы от него: по сути, чиновники открыто признают, что сравнивают свою зарплату отнюдь не со средней по региону, а с доходами других, более удачливых чиновников. Боюсь, что в ситуации спада в экономике и болезненной реакции общества на пенсионную реформу ничего, кроме раздражения, подобные заявления у людей в городе не вызовут», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Дмитрий Руденкин.

Мусор на вес золота

На этой неделе закончился и еще один долгоиграющий процесс, затрагивающий кошелек каждого жителя области. Операторы, определенные ранее по конкурсу, озвучили размер тарифа вывоза мусора для свердловчан. В Екатеринбурге и нескольких десятках городов это будет ЕМУП «Спецавтобаза», которая оценивает услуги по вывозу мусора в 698 рублей за кубометр. При этом, для Екатеринбурга норма по выбросу мусора оказалась самой большой в области ¬¬– 0,213 кубометра в месяц на одного человека. Таким образом, семье из трех человек, проживающей в столице Урала эта услуга обойдется почти в полтысячи рублей. Ранее стоимость вывоза мусора рассчитывалась из метража квартиры. Неудивительно, что горожане весьма нелестно отреагировали на нововведение, которое официально вступит в силу уже 1 января.

«Как таковая идея что-то сделать с вывозом мусора и брать за это деньги – наверное, разумна. Но реализация ее видится абсолютно неадекватной. Во-первых, не лучшим образом выбрано время: получается, что с необходимостью платить за вывоз мусора люди столкнутся одновременно с вступлением в силу повышенной ставки НДС, ростом тарифов ЖКХ и повышением цен. Во-вторых, очень странно происходит информирование о грядущих новшествах: редкость этой темы в новостной повестке приводит к тому, что многие люди до сих пор не знают ни о самом факте грядущей необходимости платить за вывоз мусора, ни о механизмах расчета стоимости этой услуги. Боюсь, что в совокупности эти проблемы приведут к всплеску народного возмущения: этой зимой настанет день, когда масса людей внезапно поймет, что с них теперь будут брать деньги (и не малые) за элементарную бытовую услугу, которую они привыкли получать бесплатно. И осознание этого факта станет для многих гораздо большим раздражителем, чем более глобальные вопросы. Гниющий мусор и необходимость платить за его вывоз большие деньги – проблема повседневная, бытовая. От нее нельзя дистанцироваться так же, как от проблем международной политики или рассуждений о нравственном кризисе. Волна возмущения на почве бытового недовольства может быть очень большой», – считает Дмитрий Руденкин.

Челябинская область: «Мостик к саммиту» и новая архитектурная концепция города

Губернаторы стран ШОС встретились в Челябинске

На этой неделе в Челябинске прошло первое «настоящее» заседание в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС 2020 года – организационное заседание глав регионов стран ШОС. Губернатор Борис Дубровский предложил такую инициативу еще в 2015 году, в прошлом году на заседании совета глав государств ШОС ее поддержали. Планируется, что непосредственно заседание губернаторов стран ШОС состоится в преддверии саммита 2020 года, но предварительная встреча прошла на этой неделе. Коллеги Дубровского отнеслись к мероприятию с оптимизмом, были подписаны и первые соглашения, в частности протокол о намерениях сотрудничества в области промышленности , туризма и логистики с городом Чунцин – крупнейшим китайским мегаполисом.

«С инициативой создания такой площадки выступал именно губернатор Дубровский, а сейчас это мероприятие еще и становится первым мостиком к саммитам ШОС и БРИКС – 2020», – констатирует политолог Александр Мельников.

«Никто не оспорил»

В понедельник в Челябинске состоялось общественное обсуждение новой архитектурной стратегии центра города. Команда московских специалистов неделю работала в столице Южного Урала и представила на суд общественности получившийся результат. Работа была проведена довольно большая, предложения экспертов касались не только внешнего вида домов, но и благоустройства некоторых территорий в центре, создания пешеходных зон, расширения тротуаров, вопроса выделенных полос для общественного транспорта и многого другого. Презентация прошла в форме интервью, горожане задавали вопросы и авторам концепции и губернатору Борису Дубровскому. У жителей города накопилось немало болезненных вопросов, которые озвучивались, но оспаривать архитектурную концепцию никто не стал, а глава региона подчеркнул, что времени на ее реализацию осталось всего полтора года. И он будет лично контролировать процесс преобразования города в «дружелюбный к жителям».

«Деньги не главное» и «надо постараться» как лозунги звучит, конечно, задорно и вдохновляюще. Но практика показывает, что когда надо переходить непосредственно к реализации проекта, эти оптимистичные лозунги разбиваются о суровые реалии. И деньги считать приходится, и строительство метро на московские темпы не выходит ни в одном другом российском городе, как ни стараются», – не скрывает скепсиса Александр Мельников.

Курганская область: Соратники Кокорина пошли на сделку со следствием и платные парковки в Кургане

Экс-вице-губернаторы признались во всем

Коррупционные дела в отношении двух вице-губернаторов Курганской области набирают оборот. Сергей Чебыкин и Роман Ванюков, обвиняемые в крупных взятках, могут запустить своими показаниями огромный коррупционный процесс. Если еще недавно они убеждали всех, что их оклеветали, то на этой неделе ситуация кардинально изменилась. В понедельник стало известно, что бывший «экономический» вице-губернатор Сергей Чебыкин принял решение сотрудничать со следствием – его дело будет рассматриваться в особом порядке. В обмен на чистосердечное признание и показания закон позволяет «скостить» на треть максимальный срок наказания. О своей готовности сотрудничать со следствием заявил через пару дней Ванюков, возглавлявший не так давно строительный департамент. В СМИ появлялась информация о том, что обыски проходили на этой неделе дому у экс- первого вице-губернатора Виктора Сухнева.

«Информация о таких масштабных уголовных делах сейчас показывает, что неприкасаемых нет даже среди высшего эшелона региональной власти. Хорошо, что силовики активно взялись за решение этих вопросов сейчас. Думаю, что и новый глава региона разделяет эту позицию и его подчиненные видят, что не стоит заниматься не своими прямыми обязанностями», – отметил в комментарии «УралПолит.Ru» член Общественной палаты Кургана Дмитрий Хапов.

Парковок в центре стало больше

На этой неделе вновь изменились правила парковки на центральной улице Кургана. Летом власти запретили парковать машины, но представители малого бизнеса заявили, что несут потери из-за того, что люди не могут остановиться возле пекарен, магазинов и т. д., что привело к существенному сокращению покупателей. На этой неделе врио губернатора Вадим Шумков лично проехался по улице Ленина и зашел в одну из пекарен. Он сказал, что нужно искать компромисс, а уже через день было озвучено решение – парковка разрешена, за исключением часов пик и ночного времени. Еще одно потенциальное нововведение может начать реализовываться немного позже. По информации, которую озвучили эксперты регионального ОНФ, в центре Кургана до 2024 года может появиться 10 платных парковок. На данный момент в столице Зауралья нет ни одной муниципальной платной парковки.

«Идею запрета парковки на улице Ленина считаю абсолютно верной. Во многих крупных городах отсутствует парковка вдоль проезжих частей на центральных улицах. Но небольшая кучка предпринимателей, опасаясь за свой комфорт, воспротивилась этому. И врио губернатора пришлось пойти у них на поводу, о чем я сожалею. Между тем, хочу отметить правильным решение о том, что хотя бы в часы пик и ночное время парковка будет ограничена. Кроме того, я считаю, что назрела пора обсуждать вопрос необходимости введения ограничения парковки также на улице Гоголя, которая является одной из самых загруженных не только в часы пик. Что касается платных парковок, не думаю, что вопрос их введения в Кургане стоит в краткосрочной повестке дня городских властей. Скорее всего, это лишь вопрос перспективы, потому что требует обсуждения общественности и горожан, специалистов. Я считаю, что необходимости в введении платной парковки в Кургане на сегодняшний день нет», – считает Дмитрий Хапов.

Тюменская область: Больше культуры в ДК и Моор с «Одноклассниками»

Глава депкульта отправился в дом культуры

На этой неделе лишился руководства один из скандальных департаментов областного правительства. Виктор Новакаускас подал заявление об уходе с поста директора департамента культуры по собственному желанию, его подписал губернатор Александр Моор. Вокруг этой отставки ходило немало слухов, один из них был связан с конфликтом Новакаускаса с одним из высокопоставленных чиновников региона. Через пару дней стало известно, что отставной чиновник возглавит ДК «Строитель» – это вряд ли можно назвать повышением статуса. Новакаускас возглавил департамент в 2015 году, сменив Юлию Шакурскую, которая была связана со скандалом с выносом картин из музея ИЗО. Ее предшественник также фигурировал в ряде скандалов. Вполне возможно, что определенные претензии у руководства накопились и к Новакаускасу, учитывая его новое место работы.

«Еще пять лет назад один уважаемый философ сказал о том, что в Тюмени культуры нет, есть лишь культурка. Вот, говорит, представьте себе, что идете вы мимо правительственного заведения, а на нем написано «Департамент культурки Тюменской области». Годы прошли, а юмор сей остался уместен. То какого-нибудь мужичка у нас во дворце культуры поколотят, то по поводу картин не маслом шум поднимут, то вскроется аренда площадей коммерсантам по явно заниженным ценам, а то и вовсе откроется тайна биографии чиновника, который по велению фортуны стал директором департамента культуры. Смотришь на все это дело и думаешь, слава Богу, что не ввели у нас департамент культурки», – иронизирует в беседе с «УралПолит.Ru» политолог, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин.

На прямой линии с «Одноклассниками»

Губернатор Александр Моор продолжает внедрять новые способы коммуникации с тюменцами. Завершается сбор вопросов для аналога «Прямой линии» президента, но в региональном масштабе и на платформе соцсети «Одноклассники». За несколько недель было собрано более 600 вопросов, но глава региона готов ответить и на вопросы в прямом эфире. Отметим, что уральские губернаторы все активнее используют социальные сети для выстраивания коммуникации с гражданами. Вадим Шумков в первую неделю работы в Кургане завел аккаунт в «Вконтакте», куда люди пишут, а ведомства принимают жалобы в работу, того же он потребовал и от подчиненных, а Дмитрий Артюхов организует в «Инстаграме» обсуждение по принципиальным вопросам.

«Как свидетельствуют футурологи, мы неизбежно идем к обществу постмодерна и прямой демократии. И если по поводу постмодерна имеются некоторые вопросы, то прямая демократия себя являет в действии: теперь можно не записываться на прием к высшему должностному лицу, а просто написать ему сообщение в социальных сетях или «постучаться» в друзья. Аналогично и с Александром Моором: он ответит на злободневные вопросы жителей региона посредством сети «Одноклассники», которая имеет широкий спектр подписчиков в различных возрастных и социальных группах. Поэтому тюменский губернатор получает возможность пообщаться с людьми напрямую и стать ближе к народу», – отмечает Андрей Шуклин.

ХМАО-Югра: Цены снижены и не снижены, а Минтранс не хочет строить мост

«Ютейр» по-хитрому снизила цены

Югорская авиакомпания «Ютэйр» обрадовала своих клиентов на этой неделе снижением минимальных цен на билеты на ближнемагистральные направления до 1 990 до 900 рублей. Новую линейку тарифов компания представила в четверг, однако на изменения стоит смотреть внимательно – новый тариф включает в себя лишь 5 кг ручной клади, если кто-то везет больше, то ему придется доплатить тысячу. Неизвестно, связано ли напрямую изменение тарифной сетки с «разбором полетов», который губернатор Наталья Комарова устроила несколько недель назад руководству авиакомпании. По информации в прессе, со стороны областной власти был поставлен буквально ультиматум, по которому округ перестанет субсидировать компанию из бюджета, если не будет движения в сторону доступности авиасообщения для югорцев.

«Для начала: объявить о снижении цен – это еще не снизить цены. Лично для меня заверения руководства «Ютейр» не стоят и гроша. Кроме того, губернатор не раз подчеркивала и о таком аспекте пассажироперевозок как их доступность для жителей даже самых отдаленных поселений Югры. Пока о планах «Ютейр» расширить региональную маршрутную сеть я не слышал. Поэтому я бы пока воздержался от хвалебных слов в адрес авиакомпании. Тем более, не является секретом, что снижение цены напрямую отражается на качестве оказываемых услуг», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Михаил Мирзоян.

Минтранс не согласился строить мост через Обь

Еще один вопрос, связанный с транспортом, Наталья Комарова обсуждала на этой неделе с министром транспорта Евгением Дитрихом. Речь идет о строительстве нового моста через Обь в районе Сургута. Строительство инфраструктурного объекта необходимо экономической столице округа, но на региональные средства целиком его построить практически невозможно. На встрече с министром обсуждалась возможность передать участки дороги, которые будет соединять мост в федеральное ведомство, косвенно это должно означать и федеральное финансирование, но пока вопрос так и остается в подвешенном состоянии.

«Радует, что, несмотря на всю сложность, тема строительства второго моста через Обь не уходит на второй план. Основная трудеость при реализации проекта – колоссальные затраты. Региональный бюджет в одиночку не справится. Да и не должен. Реализация инфраструктурных проектов такого уровня, которые кроме социально- экономической значимости, несут и военно-стратегический смысл, должны реализовываться за счет федерального центра. Поэтому, я считаю, что региональная власть не должна быть единственным заинтересантом строительства этого моста. Хотелось бы, чтобы и в правительстве это понимали», – говорит Михаил Мирзоян.

ЯНАО: Артюхов дебютировал с посланием, а Путин открыл «месторождение вселенского масштаба»

Губернатор задал новые приоритеты

Во вторник губернатор Дмитрий Артюхов выступил со своим первым посланием региональным элитам в этом качестве. Его стиль, тональность и содержание разительно отличались от посланий его предшественника Дмитрия Кобылкина. Особое место в таких докладах всегда играли гигантские арктические мегапроекты, такие как Северный широтный ход. В устах нового губернатора они прозвучали лишь пунктирно, а основная часть доклада была посвящена путям решения проблем, которые обозначили ямальцы в рамках опроса, предшествовавшего подготовке выступления – это жилищный вопрос для ряда категорий, качество дорог, медицинское обслуживание, экология и некоторые другие. Эксперты отметили, что такой переход задает новые тренды и ставит новые задачи перед правительством округа – в приоритете уже не сами по себе грандиозные стройки, а проблемы конкретного человека, с которыми он сталкивается каждый день.

«Губернатор много говорил об индивидуальных, адресных потребностях жителей, конкретных городов. Если упоминались крупные проекты, то только в контексте интересов конкретного ямальца. Поэтому много внимания было уделено решению проблем отдельных целевых групп, точечным проектам инфраструктуры населенных пунктов – от малых поселков до самых крупных городов Ноябрьска и Нового Уренгоя. В этом смысле губернатор Ямала выступает коммуникатором непосредственно с населением. Он честно говорит о проблемах, заявляет понятные вещи – оптимизацию аппарата чиновников, конкретные меры поддержки молодых семей и многое другое, основываясь на личных просьбах, поступающих к нему, в том числе, посредством соцсетей. Образ доступного и честного управленца, строящего свою работу из интересов граждан, а не абстрактной экономики или увеличения средних показателей, сегодня востребован у аудитории. И Артюхов этому запросу уверенно отвечает», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Кирилл Истомин.

Бованенковское месторождение вышло на проектную мощность

На этой неделе президент Владимир Путин в формате телемоста принял участие в запуске третьего промысла Бованенковского месторождения, которое разрабатывает Газпром. Глава государства отметил, что это очень важное событие, поскольку позволяет вывести добычу газа на проектную мощность – 115 млрд кубометров газа в год. При этом, по словам председателя правления газового монополиста Алексея Миллера, запасы углеводородов в этом месте столь велики, что их хватит на 110 лет. Это «вселенский масштаб месторождения», отметил Путин и подчеркнул, что ввод нового промысла – это важный шаг в энергетической безопасности страны. Помимо собственно нефтедобывающих объектов, была построена огромная инфраструктура, аэропорт, способный принимать любые типа самолетов, почти 600 км железной дороги и сотник километров трубопровода.

«Бованенково – важнейший проект Газпрома. Он позволит обеспечить бесперебойные поставки газа на внутренний рынок и подготовить базу Северного потока-2. В 2008 году президентом было принято решение сделать Ямал базовым центром развития нового центра газодобычи России. Сегодня эта работа выходит на реальные объемы. Власти округа справляются со своей задачей содействия промышленным компаниям федерального значения. Поэтому вывод на плановую мощность Бованенковского месторождения – и их успех тоже. Будущее экономики региона сегодня не вызывает опасений. Бюджетная обеспеченность «застрахована» по линии гарантированных высоких доходов с налогов на имущество компаний и прибыль организаций. Будущие проекты (Харасавэй и Тамбейская группа) продолжат наполнять социальный бюджет региона. В ежегодном послании, прозвучавшем за день до события на Бованенково, губернатор Артюхов обозначил популярный у граждан тезис, что доходы от ямальских мегастроек должны пойти в бюджет расширения социальной защиты ямальцев. Все это усилит позиции губернатора в глазах граждан», – подчеркивает Кирилл Истомин.

Фотографии с официальных сайтов ЕМУП Спецавтобаза, губернатора Челябинской области, губернатора Тюменской области, авиакомпании ЮТэйр, губернатора ЯНАО

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях