Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.
Свердловская область: «Народный» олигарх и новый главный железнодорожник
Умер «Титановый король»
Самая обсуждаемая новость конца недели – это смерть бывшего «Титанового короля» Вячеслава Тетюхина. В середине 50-х он по распределению попал в Верхнюю Салду, сделал там неплохую карьеру, а через 19 лет вернулся в Москву, где работал во ВНИИ по авиационным материалам, в том числе, титановым сплавам. После развала СССР он вернулся на завод, который за 10 лет сделал одним из мировых лидеров по производству титана и имеющий контракты с мировыми авиационными грандами – Boeing и Airbus. В середине «нулевых» он входил в список Forbes, его состояние оценивалось в 650 млн долларов. В 2008 году он загорелся новой идеей – построить медицинский центр, который будет использовать титановые сплавы для протезирования. Тетюхин продал все акции и вложил около 4 млрд рублей в строительство суперсовременного медицинского комплекса в Нижнем Тагиле. В качестве допфинансирования он выбил из областной казны чуть больше миллиарда, необходимого для введения комплекса в строй, пригласил ведущих врачей со всей страны, заказал самое современное оборудование для госпиталя, построил гостиницу и дом для сотрудников. Однако, наладить взаимодействие с бюрократами из минздрава он не смог, госпиталю постоянно урезали квоту для операций по полису ОМС, в результате, число операций было гораздо меньше, чем могло быть по плану. В Нижнем Тагиле Тетюхин пользовался безграничным уважением горожан, «народного олигарха» еще долго будут ставить в пример другим богачам.
«Ушел из жизни Владислав Валентинович Тетюхин. Это был удивительный человек, чья жизнь – пример служения стране и людям. Простым людям, которых он уважал и любил. Мне очень повезло, что в последние годы я мог общаться с ним и дружить. Выражаю искренние соболезнования родственникам и близким, всем тем, кто его знал, кому он был дорог», – прокомментировал на странице в Инстаграм бывший мэр Нижнего Тагила, нынешний магаданский губернатор Сергей Носов.
«Не движенец, а экономист»
На этой неделе глава РЖД Олег Белозеров встретился с сотрудниками свердловской железной дороги и представил нового руководителя. Алексей Миронов, который возглавлял до прошлой недели подразделение корпорации, был задержан в середине декабря, ему инкриминируют получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Сейчас Миронов находится под домашним арестом до 12 июня. 6 апреля у него истек срок трудового контракта, который РЖД не стала продлевать. Его место сейчас займет бывший первый зам по финансам и экономике Иван Колесников. Ему 39 лет, в структурах РЖД работает с 2002 года, последние три года занимал должность первого зама по экономике.
«Глубоко убежден, что для решения амбициозных задач, которые стоят перед коллективом Свердловской магистрали, важно уметь мотивировать людей на достижение глобальных целей, понимать принципы современного устройства экономики регионов, выстраивать партнерские отношения с органами власти, реализуя совместные значимые проекты. Поэтому принято решение впервые в истории ОАО «РЖД» назначить начальником дороги не движенца, не локомотивщика, а экономиста», – пояснил выбор сотрудникам СвЖД глава РЖД Олег Белозеров.
Челябинская область: Транспорт прошлого века и сезон муниципальных поездок
Текслер взялся за общественный транспорт
Врио губернатора Алексей Текслер продолжает разбираться с насущными вопросами, которые не решались годами, хотя разговоры об этом, в общем, шли. На этой неделе он посетил трамвайное депо и увиденное его ужаснуло. Он прокомментировал, что вся техника на общественных маршрутах города-миллионника относится к прошлому веку, большинство трамваев и автобусов разменяло по третьему десятку лет. Прямо на месте Текслер организовал двухчасовой «перекрестный допрос» по результатам которого поручил в двухнедельный срок сформировать комплексную программу развития общественного транспорта, включая участие в федеральных проектах. Текслер подчеркнул, что уже в этом году должны появиться новые автобусы на газомоторном топливе с полным циклом обслуживания.
«Итак, «допрос» состоялся, «следствие» продолжается, ждем «приговора». В развитие тенденции, проявившейся уже в ходе первой пресс-конференции, заметно, что Текслер не делает ставку на блиц-криг в решении проблем (исключение – хоккейный «Трактор», но при всем уважении к легендарному клубу, там масштаб и значимость вопроса поменьше). Пара громких отставок и незамедлительных мер по итогам вчерашнего транспортного совещания, конечно, принесли бы сиюминутный эффект. Но не факт, что это пошло бы на пользу вдолгую – и самому врио, и, главное, общественному транспорту Челябинска. Впрочем, и отведенные на проработку комплексного плана две недели вряд ли чиновники и транспортники восприняли как передышку», – размышляет в блоге политолог Александр Мельников.
Текслер погружается в муниципальные проблемы
Не менее важный разговор состоялся на этой неделе у Алексея Текслера с главами муниципалитетов. Врио губернатора собрал на первую рабочую встречу муниципальных глав. Основной темой встречи стала подготовка к пожароопасному сезону, однако потом была встреча за закрытыми дверями. Текслер заявил, помимо прочего, что получает много жалоб из муниципалитетов, которые должны решаться местными властями. При этом, он пообещал, что может приехать «к кому-то из глав» на отчет. Учитывая характер рабочих поездок Текслера и его манеру работать, а так же то, что многие главы готовят отчеты, не застрахован никто, а для врио главы региона это не просто «красное словцо». Судя по всему, немного разобравшись с делами в столице области и Магнитогорске, на очереди – муниципальная повестка и более подробный разбор полетов для чиновников «на земле».
«Сезон» поездок по муниципалитетам открывается. Ожидаем строгих экзаменов для мэров, открытого общения с жителями. Сложным, но примечательным предстоит выбор тех городов-районов, куда пойдут первые поездки. Впрочем, одна из них – наверняка в Копейск, где предстоит конкурс на должность главы», – считает Александр Мельников.
Курганская область: Инаугурация Потапова и обездоленные учителя
Шумков напутствовал Потапова
На прошлой неделе Андрея Потапова депутаты городской думы избрали на должность мэра Кургана. В понедельник он официально вступил в должность, на церемонию инаугурации пришел и врио губернатора Вадим Шумков. Помимо поздравлений с тем, что чиновник, в общем-то, ожидаемо занял главный пост в Кургане, глава региона озвучил основные поручения о том, за что нужно взяться в первую очередь. А именно, нужно включить в программу развития города отдаленные районы, которые сейчас «не производят впечатления городских». Он подчеркнул, что денег на реализацию будущей программы «Не окраина» нет, но в процессе ее наполнения, варианты финансирования будут изыскиваться.
«Шумков после назначения врио очень активно взялся за благоустройство Кургана и я думаю, что в этот период они довольно хорошо сработались с Потаповым, потому что он – активный, деятельный, хозяйственный человек, работал на одной волне с Шумковым, в одном режиме. И те задачи, которые Шумков обозначил на инаугурации, скорее всего, были у Потапова в планах, но в этом месте состыковались с губернаторскими», – прокомментировал «УралПолит.Ru» общественник Дмитрий Хапов.
В Звериноголовском вновь неспокойно
Ситуация с зарплатами учителей в Звериноголовском районе вновь накаляется. Учителя, которые уже полтора года твердят о сокращении выплат, никак не могут добиться желаемого. По словам одного из учителей Владимира Кочеулова, они уже дважды писали губернатору, в район приезжали сотрудники департамента образования, даже выплачивали какие-то деньги, но глобально проблема не решена. В некоторых изданиях анонимно учителя говорят, что рассматривают в качестве крайней меры даже забастовку. Похожая ситуация сложилась в декабре 2017 года, когда тогдашний губернатор Алексей Кокорин лично ездил разбираться в ситуации. Впрочем, представители департамента уверены, что не имеют никаких нарушений закона и задолженностей учителям. С другой стороны, опасность создания точки напряженности явно нежелательна для врио губернатора, который только вкатывается в предвыборную гонку.
«Я не думаю, что эта ситуация несет особые политические риски для Шумкова. Для звериноголовских учителей он воспринимается как новый человек, «новая метла», которая по-новому метет. Замгубернатора по социальной политике Татьяна Меньшикова – тоже новый человек. Поэтому, у него нет негативного бэкграунда по этой теме, он решает вопрос, оставшийся от предшественников», – считает Дмитрий Хапов.
Тюменская область: Еремеев остался на свободе и встреча с патриархом
Третий приговор Еремееву
И вновь на этой неделе тюменские обыватели следили за очередной частью сериала «Суд над Еремеевым». По сути, на этой неделе суд в третий раз вынес вердикт по делу бывшего спикера областной думы Дмитрия Еремеева. Напомним, летом прошлого года он ночью выехал на встречку и столкнулся с такси. Его внедорожник сильно помяло и виновник аварии оказался в больнице с множественными травмами, второму автомобилю повезло меньше – он слетел с дороги, воспламенился и сгорел вместе с водителем и пассажиром. Районный суд приговорил Еремеева к небольшому штрафу, учитывая, что тот раскаялся и выплатил денежные компенсации семьям погибших. Приговор не удовлетворил ни наблюдателей, ни прокуратуру ни даже полпреда президента. Областной суд лишил Еремеева прав и дал три года условно, что вновь попыталась опротестовать прокуратура. На этой неделе состоялось судебное заседание, на котором суд отклонил апелляцию, оставив предыдущее решение в силе. Сам Еремеев заявил, что после того, как у него забрали права, он перестал нести общественную опасность, поскольку не является автомобилистом.
«Интерес к этой теме подостыл. Если раньше на это дело реагировали с негодованием, криками и эмоциями, сейчас этого нет. Тема подзабылась и хочется просто, чтобы была поставлена точка. А что до протеста прокуратуры, то после скандала с прокурором, который обозвал посетителей «лохами» авторитет надзорного органа несколько упал», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Андрей Шуклин.
Моор пригласил Патриарха Кирилла в гости
В следующем году Тобольская епархия отмечает большой юбилей – ей исполняется 400 лет. Это первая епархия за границами Урала и РПЦ серьезно готовится к значительной дате. Ей была посвящена встреча губернатора Александра Моора с патриархом Кириллом на этой неделе. Глава региона рассказал о планах по реставрации Свято-Троицкого монастыря, о реконструкции Благовещенского собора. Не исключено, что освятит этот храм сам патриарх. Во всяком случае, губернатор Моор и митрополит Димитрий пригласили главу РПЦ посетить Тюмень в следующем году.
«Православие в регионе стоит на очень сильных позициях. Большое влияние епархии, прислушиваются к слову митрополита Димитрия, с размахом отмечаются религиозные праздники. При этом, не стоит забывать, что на территории области находится духовная столица Сибири – Тобольск, где один из крупнейших храмов, есть монастыри, святыни. Православие – неотъемлемая часть области, хотя подчеркну, что все другие традиционные конфессии тоже получают всестороннюю поддержку и внимание. Учитывая, какой вес православие занимает регионе ни у кого не возникает вопросов по поводу того, зачем Моору встречаться с патриархом. То, что встреча вообще произошла, состоялось приглашение и тем более, если визит будет согласован – все это говорит о широких лоббистских возможностях губернатора», – отмечает Андрей Шуклин.
ХМАО-Югра: Сургут–полмиллионник и облигации с отсрочкой на десятилетия
Сургут мечтает о лаврах мегаполиса
В Сургуте на этой неделе прошел мозговой штурм, посвященный перспективам развития этого города. В планах, согласно стратегии развития муниципалитета до 2030 года – стать самым северным в стране городом с населением более полумиллиона человек. На стратегической сессии, которая состоялась на этой неделе, чиновники и эксперты оценивали, что нужно сделать, чтобы сделать возможным достижение этого показателя – сейчас в Сургуте проживает 376 тыс. человек. Для того, чтобы расселить еще 125 тыс. будущих сургутян нужно построить минимум 3 млн квадратных метров жилья – для понимания, такое число горожан сравнимо с целыми городами, такими как Нефтеюганск и Ханты-Мансийск. В свою очередь, это подразумевает огромное количество городской инфраструктуры, дополнительные генерирующие мощности и миллиарды бюджетных инвестиций. Где их взять пока непонятно, но очевидно, что будет делаться ставка на концессионные соглашения и механизмы государственно-частного партнерства.
«Увеличение численности населения нельзя оценивать без учета многих факторов, связанных с жизнедеятельностью человека. В данном случае будет уместно сравнение с появлением ребенка в семье. К его появлению родители готовятся заранее: обустраивают кроватку, пересматривают семейный бюджет, должны понимать, что и семейный климат несколько изменится. Город тоже является живым организмом и своеобразной семьей. Необходимо понимать где будут жить новые сургутяне, где учиться, лечиться, как передвигаться, вопросы социальной защиты и трудоустройства и многие другие. Это комплекс вопросов, которые закладываются в стратегию развития города. Если все это учесть, то тогда встает вопрос как увеличить численность жителей. Насильно рожать никого не заставишь. Более того, резкое увеличение количества сургутян невозможно без миграционного фактора. В этом случае у меня один вопрос: для чего планировать такой демографический рывок в ситуации, когда рывка социально-экономического развития не намечается?», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Михаил Мирзоян.
Utair расплатится по облигациям через 35 лет
И вновь на этой неделе в числе ньюсмейкеров оказалась авиакомпания Utair и ее финансовые проблемы. Дочерняя компания авиахолдинга «Финанс-Авиа», являющаяся эмитентом облигаций на сумму более 13 млрд рублей, объявила о планах по реструктуризации выплат по этим ценным бумагам. В течение года они предлагают выплатить несколько сотен миллионов рублей, а остальные 12 с лишним миллиардов предлагают начать выплачивать через, страшно сказать, 35 лет. Напомним, авиакомпания из Югры в последние годы отчаянно борется с финансовыми проблемами – за прошлый год убыток компании превысил 4 млрд рублей, а совокупная задолженность зашкаливает за 70 млрд. При этом, руководство Utair заявляет, что с компанией все нормально, она устойчиво работает и столкнулась с временными трудностями.
«Говоря простым языком, в приличном обществе принято выполнять, взятые на себя обязательства. Односторонний перенос своих обязательств и объявление технического дефолта свидетельствует как минимум о некомпетентности управленческой команды предприятия. Это как минимум. 35 лет – срок значительный. По сути, руководство авиакомпании перекладывает серьезные проблемы на будущее руководство, а учитывая финансовое состояние компании, то и вовсе снимает с себя всякую ответственность перед третьими лицами. Такая политика руководства компании, напоминает мне политику правительства Югры времен Филиппенко, когда они взяли на себя неподкрепленные ничем обязательства перед будущим поколением по выплате средств из фонда поколения. Пообещать пообещали, а расхлебывать эту ситуацию пришлось уже следующим руководителям. Короче, складывается такое ощущение, что политика Utair базируется на главном принципе: или ишак сдохнет или падишах», – считает Михаил Мирзоян.
ЯНАО: Арктический форум и профицитный бюджет
Ямал в центре внимания международного форума
В Санкт-Петербурге на этой неделе состоялся юбилейный, пятый по счету Международный арктический форум, в котором приняли участие первые лица большинства государств арктической зоны. Существенная часть обсуждения напрямую затрагивала Ямал и его развитие, в первую очередь, в инфраструктурном плане, в частности, когда речь идет о развитии Севморпути. На пленарном заседании, посвященном этой теме, ямальский губернатор Дмитрий Артюхов заявил, что в ближайшее время округ внесет значительный вклад в загрузку Северного морского пути, а также подробно рассказал о формировании сухопутной инфраструктуры.
«СШХ-2 сделает Сабетту ключевым портом Северного морского пути с подведенной железной дорогой. Что проект даст всем участникам? Это ближайший выход на экспорт, это экономия при освоении всей центральной Арктики. Чем ближе подойдет инфраструктура к перспективным месторождениям, тем надежнее и эффективнее будет проходить вовлечение новых запасов», – подчеркнул Дмитрий Артюхов.
Бюджет растет как на дрожжах
На этой неделе правительство округа отчиталось об исполнении бюджета за первый квартал. Основной итог, если не вдаваться в детали – уже формируется профицит, и поступление денег в бюджет идет с опережением прошлогоднего результата. В частности, бюджет пополнился на 36,7 млрд рублей, что на 7% больше, чем за тот же период прошлого года, при этом поступления по налогу на прибыль организаций выросли на 17% относительно того же периода.
«В полном объеме профинансированы все принятые расходные обязательства по инвестированию и субсидированию отраслей производственной сферы, проведению мероприятий в рамках госпрограмм, содержанию государственных и муниципальных учреждений, просроченная кредиторская задолженность бюджетов отсутствует. Все социальные обязательства перед населением выполняются. Консолидированный и окружной бюджеты региона за первый квартал года исполнены с профицитом», – подчеркнула директор департамента финансов Альбина Свинцова.
Фотографии с официальных сайтов Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра, губернатора Челябинской области, правительства Курганской области, Тобольской епархии, страницы Вадима Шувалова в «ВКонтакте», правительства ЯНАО
© Сергей Табаринцев-Романов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях