Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.
Свердловская область: «Удар по яйцам» и «комфортная» отмена маршрутов
Пресс-конференция с послевкусием
Главным политическим событием недели стоит назвать, скорее всего, большую пресс-конференцию губернатора Евгения Куйвашева. Впервые за последние годы мероприятие для журналистов вынесли за пределы резиденции и собрали «акул пера» в пресс-центре стадиона «Екатеринбург Арена». Стоит отметить, что интерес со стороны СМИ был достаточно велик – было аккредитовано около сотни издания и почти 200 журналистов. Евгений Куйвашев ответил на 25 вопросов, многие из которых были локальными, часть – довольно узкими или странными, например вопрос о том, запретит ли губернатор прикрывать свои неудачи именем Тунгусова – «а я и не разрешал». Часть вопросов была связана с новой управленческой командой Екатеринбурга, в частности, про неудавшийся рост зарплат и про обещанное метро. При этом, совершенно неожиданно, главной запомнившейся темой стал вопрос про «девяток яиц», на который губернатор отшутился, что запретит продавать меньше 10 яиц в упаковке, а может и по 12. В ответ на это, народное творчество расцвело буйным цветом – соцсети заполнили коллажи, мемы, задорные стихи и шутки на тему того, «губернаторского удара по яйцам».забавная история случилась через день, когда в Инстаграме губернатора появилась фотография с присланной «двенадцатияйцевой» упаковкой от Рефтинской фабрики, но вскоре была почему-то удалена.
«Главным, чем запомнилось общение свердловского губернатора с журналистами – вопрос про упаковку яиц. В этом нет ничего удивительного по двум причинам. Первая – совпадение времени проведения пресс-конференции с активным обсуждением в соцсетях данного вопроса. Вторая причина связана с относительной стабильностью в последние месяцы в регионе и «отсутствием» на поверхности крупных острых злободневных тем», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог, директор Центра гуманитарно-политических инициатив и проектов Руслан Мухаметов.
«Не пострадавшие» пассажиры собрали тысячу подписей за маршрутку
Менее заметной, более локальной, нот этого не менее важной было на этой неделе активизировавшееся противостояние за судьбу двух отмененных маршрутов автобусов в Екатеринбурге – 04 и 024. Эти маршруты соединявшие город в двух направлениях – с востока на запад и с севера на юг были объявлены убыточными, «каннибальскими» и невостребованными, потому что дублируются другими маршрутами. Пресс-служба опубликовала релиз, что отмена маршрутов «никак не отразилась на комфорте горожан», однако сами горожане так не считают. За неделю жители Сортировки и Вторчермета, которые связывал маршрут 024 собрали свыше тысячи подписей за его возврат. К ситуации подключились депутаты госдумы Дмитрий Ионин и Андрей Альшевских, который на страницах соцсетей рассказал, что лично обсуждал проблему с мэром Александром Высокинским.
«Вопрос, связанный с закрытием ряда маршрутов, нельзя сказать, что всколыхнул горожан, но стал катализатором их активности сразу после новогодних праздников. Объяснение этому простое – отмена привычных и удобных для них маршрутов. При определенном уровне активности, они могли бы добиться возвращения статуса-кво, но в это верится с трудом по двум причинам. Первая – вопрос очень локальный. Второй – сейчас ни одна из политических сил не возьмет на себя труд по серьезной мобилизации горожан, которых непосредственно затронуло этот вопрос, поскольку в ближайшее время выборов не предвидится», – считает Руслан Мухаметов.
Челябинская область: Взорванный дом расселят, а Бурматов взялся за выборы
Путин поручил полностью расселить дом в Магнитогорске
На этой неделе Владимир Путин провел совещание, посвященное последствиям взрывов домов в Магнитогорске и Шахтах. Глава государства отметил, что в его адрес поступило обращение от жителей Магнитогорска, которые попросили полностью расселить пострадавший дом, потому что не хотят рисковать безопасностью. По оценке президента, на расселение дома потребуется 1 млрд 300 млн рублей, которые будут выделены из федерального и областного бюджета. Владелец ММК Виктор Рашников подтвердил, что и комбинат выделит средства на переселение людей. Между тем, как оказалось, часть жителей, преимущественно в возрасте не хотят переезжать, потому что привыкли к району, квартире и не готовы кардинально менять образ жизни. По словам губернатора Бориса Дубровского, компенсация за жилье составляет 31 тыс. 725 руб. за квадратный метр жилья в доме. Часть магнитогорцев уже начала покупать квартиры.
«Горожане, проживающие в пострадавшем от взрыва доме, разделились на два лагеря. Одни готовы хоть завтра съехать из квартиры в злополучном доме, другие же наотрез отказываются покидать родные стены. Причем мнения жильцов разделились примерно поровну. Что и следовало ожидать. Значительная часть жильцов магнитогорского дома не хочет расселяться. А есть уже решение президента. Непростую задачу предстоит решать губернатору Дубровскому. Ориентировочный срок – до февраля 2020 года», – отмечает в блоге политолог Александр Мельников.
Бурматов обсудил выборы с политтехнологами
Между тем, Южный Урал начинает активно готовиться к выборам – в этом плане региону предстоит очень насыщенный год, предстоит провести губернаторскую кампанию, а также обновить городскую думу. В конце прошлого года куратором выборов от «Единой России» был назначен депутат Госдумы Владимир Бурматов, взамен Ивана Квитки. Вскоре после каникул Бурматов провел первую встречу с челябинскими политтехнологами, политологами и журналистами, на которой осудили ряд вопросов, напрямую связанных с близкими кампаниями. Фотоотчет о встрече вскоре появился в Инстаграме Бурматова, а сам депутат подчеркнул, что разговор получился интересным и формат будет поддерживаться на регулярной основе.
«Бурматов предложил более открытый и публичный вариант работы нежели его предшественники. Встретился с местной политической общественностью – журналистами, политтехнологами, политологами. Встреча продлилась 1,5 часа: Бурматов высказывал свое видение предстоящих кампаний, прямо отвечал на любые вопросы (правда, на некоторые, с оговоркой – не для распространения). В принципе такой подход и не удивил, поскольку он характерен и для депутатской деятельности Бурматова – заточенной на «работу в поле», встречи с избирателями во дворах, подробное разъяснение своего видения происходящих процессов», – размышляет Александр Мельников.
Курганская область: Жесткий приговор и кадровый лифт
Чебыкин получил реальный срок
На этой неделе закончился один из самых коротких судебных процессов в отношении чиновников в регионе. Суд над бывшим вице-губернатором Сергеем Чебыкиным начался в прошлый четверг, а во вторник уже был озвучен приговор. Экс-чиновник обвинялся в том, что поручил выделить 16 млн рублей гарантий для получения кредита для финансово несостоятельной компании, которая вскоре обанкротилась и государственные деньги не вернула. Чебыкин полностью признал вину и даже начал выплачивать нанесенный урон, в результате дело рассматривали в особом порядке. С учетом чистосердечного признания и активной работы со следствием сторона обвинения просила условный срок, однако суд решил иначе и на три года отправила бывшего замгубернатора в колонию на три года. Чебыкин был взят под стражу в зале суда, в течение 10 дней может быть подана апелляция.
«Стандартный приговор по такой категории дел. При определении наказания суд учел все смягчающие и отягощающие обстоятельства, влияющие на постановление приговора. Должность чиновника и размер похищенных денежных средств на обстоятельства дела особо не влияют, как бы не хотелось кому-то разжечь социальную рознь. В целом – ничего выдающегося, кроме общественного резонанса», – прокомментировал «УралПолит.Ru» адвокат Иван Кадочников.
Шумков призвал «сотню»
На этой неделе губернатор Курганской области Вадим Шумков дал старт «вертикальному лифту» – новому масштабному кадровому проекту «Губернаторская сотня». Смысл в свободном наборе кадрового резерва, который станет основным источником для обновления региональной и муниципальной власти. Шумков провел брифинг на котором подробно рассказал о том, каким образом будет происходить этот набор и для чего он нужен. По его словам, незачем держать человека, который за десятки лет на должности не смог обеспечить прорыв, а молодежи с ее творческим задором предстоит «стирать символ депрессивного региона». Формальные критерии достаточно минимальны – возраст, образование и опыт работы, соискателям предстоит пройти ряд тестов и выполнить задания, которые позволят наиболее точно определить степень компетентности.
«Безусловно, идея с запуском этого проекта назрела давно. Нечто подобное пытался организовать Алексей Кокорин, но результаты трудно назвать идеальными – даже нынешний глава региона это признает. Процесс обновления должен идти обязательно, об этом же свидетельствует и продолжающиеся отставки и увольнения в областном правительстве. Молодежь Зауралья должна видеть перспективы в своем регионе, а сегодня, к сожалению, самые толковые стремятся уехать отсюда. Не согласен с тем возрастным цензом, который установлен проектом – от 25 лет. Молодому человеку именно после окончания университета и в процессе обучения необходимо нарабатывать опыт, видеть перспективы. Если он понимает, что ему придется ждать еще пять лет, чтобы его взяли в губернаторский резерв, он просто уедет туда, где ему будут рады уже сейчас», – прокомментировал «УралПолит.Ru» член Общественной палаты Кургана Дмитрий Хапов.
Тюменская область: Моор за гибкие тарифы и лыжи вместо биатлона
Губернатор включился в дискуссию по «мусорным» тарифам
Через неделю после общественных слушаний по «мусорной» реформе в дискуссию включился губернатор Александр Моор. На воскресенье намечен митинг против роста тарифов, вероятно, областные власти таким образом пытаются снизить накал напряжения в обществе по этому поводу. Губернатор подчеркнул, что у людей должен быть выбор, как для них выгоднее платить за вывоз мусора – по метражу или по число проживающих людей. Для того, чтобы реализовать такой более гибкий подход, дано поручение вице-губернаторам, мэру Тюмени и общественной палате. Механизм должен быть разработан до конца января. Напомним, в Тюмени с 1 января тарифы выросли почти на 30%, при этом объявлено это было за неделю до нового года, что спровоцировало рост протестных настроений.
«Обращение губернатора, сделанное через соцсети должно снизить накал недовольства и послужить тому, чтобы ряды недовольных заметно поредели. Это продолжение тенденции на прямую демократию. Многие говорили, зачем Моору соцсети, но мы видим, что вот в таких случаях одного поста достаточно, чтобы цитата губернатора была во всех СМИ. Таким образом он показал, что власть реагирует, видит проблемы и готово подключаться к их решению», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин.
Вместо чемпионата по биатлону будет чемпионат по лыжам
В прошлом году Тюмень принимала этапы кубка мира по биатлону, но в результате антидопинговой кампании, продолжавшейся весь прошлый год, турнира стреляющих лыжников в России не будет. Но комплекс «Жемчужина Сибири» простаивать все-таки не будет – Тюмень станет столицей чемпионата России по лыжным гонкам. Это решение было озвучено во время встречи с губернатором легендарной олимпийской чемпионки, президентом федерации лыжных гонок Еленой Вяльбе. На встрече обсудили и перспективы развития лыжного спорта в регионе, а заодно перспективы проведения соревнований, в том числе Гонки чемпионов, когда WADA снимет ограничения с РУСАДА и восстановит организацию в правах.
«Что касается лыжных гонок, это позитивная тема, которая может стать заменой чемпионату мира по биатлону, который планировался на 2020 год. Лыжи развиваются, это несколько иное направление, чем у биатлонистов, тем не менее, работа идет. Например, в Ярковском районе идет строительство спорткомплекса и в планах есть строительство лыжной трассы. Сами лыжные гонки тоже весьма азартны, жителям области они придутся по душе», – уверен Андрей Шуклин.
ХМАО-Югра: Концессии на школы и начало реконструкции вокзала
Концессионные школы
В ХМАО-Югре работа в формате государственно-частного партнерства выходит на новый этап. На этой неделе между Сбербанков и округом были подписаны четыре концессионных соглашения на строительство школ – две в Ханты-Мансийске и две в Сургутском районе. Власти уверены, что реализация таких механизмов позволит быстрее выполнить поручение президента Путина о переходе школьного обучения на одну смену. Губернатор Наталья Комарова подчеркнула, что первые школы строятся в наиболее нуждающихся муниципалитетах, которые «приложили все силы, чтобы попасть в программу». До конца года ожидается подписание еще восьми соглашений, которые затронут еще Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым и Нягань. Стоимость строительства первых четырех школ оценивается в 6 млрд рублей, а всего по концессионной модели будет построено 50 школ.
«Применение концессионных механизмов при строительстве новых объектов социальной инфраструктуры является новой формой взаимодействия инвесторов и власти, которое дополняет прежнюю форму государственно-частного партнерства. Несомненно, для власти это выгодная форма взаимодействия. Что касается инвестора, то при длительном периоде реализации проекта для него важнейшим условием становятся гарантии оплаты выполненных работ. Бывали случаи, когда бюджетные средства доходили до инвестора с большими трудностями и задержкой сроков. Входя в нынешние проекты сегодня, в период намечающегося транзита власти как в округе, так и стране в целом, инвесторы проявляют завидный оптимизм», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Михаил Мирзоян.
Проект нового сургутского вокзала согласован
На новый этап вышел и еще один важный для округа проект – реконструкция железнодорожного вокзала Сургута. На этой неделе стало известно, что проект реконструкции был одобрен омским филиалом Главгосэкспертизы и работы начнутся уже в этом году. В рамках первой очереди будет произведен ремонт в нынешнем здании вокзала, у него будет переделано перекрытие, появится полноценный второй этаж, а вместо хозпостроек вырастет современный административно-служебный блок, будет полностью обновлена инфраструктура, техническая начинка вокзала, а его вместимость вырастет в три раза. Стоимость строительство не называется но когда проходили первые расчеты два года назад реконструкцию железнодорожного узла оценивали дороже 2 млрд рублей.
«Необходимость реконструкции вокзального комплекса в Сургуте возникла несколько лет назад. Но активная переговорная часть проекта, давшая начало уже следующему этапу строительства, началась в прошлом году. Да, дело важное и нужное. Но вызывает сомнение обоснованность столь длительного периода реализации. Три года для реконструкции – все-таки большой срок. Хотелось бы, чтобы реконструкция не ограничилась только лишь сургутским вокзалом. Той же Нягани не помешали бы аналогичные работы. Но надо, конечно, понимать, что в этом деле не все зависит от округа. Львиная доля инвестиций лежит на бюджете РЖД, которая определяет приоритетность реконструкции своих объектов», – считает Михаил Мирзоян.
ЯНАО: Самая эффективная реформа и почти бесплатные дороги
Ямал лидирует в реализации «мусорной реформы»
Старт «мусорной реформы» обсуждали на этой неделе в правительстве. Дмитрию Медведеву на совещании с вице-премьерами подробно доложили о том, как реализуется переход по регионам. По озвученным данным, Ямал вошел в число регионов, в которых переход происходит наиболее гладко. Во многом, вероятно, это связано с тем, что регион пообещал взять на себя все расходы по сортировке, переработке и т. д. берет на себя округ, а жители должны платить только за вывоз, благодаря чему плата должна даже снизиться.
«Мониторинг показывает, что на данный момент более 80% регионов перешли на новую систему (это последние данные). При этом в 60 регионах региональные операторы оказывают услуги населению во всех территориальных зонах, в 11 регионах – на части территории. Считаем, что наиболее эффективно работа организована в Новосибирской, Нижегородской, Белгородской областях, Республике Адыгея и Ямало-Ненецком автономном округе», – заявил на совещании вице-премьер Алексей Гордеев.
Закон расширит дороги Ямала
Другое важное для округа заседание в Москве состоялось в Госдуме. Профильный комитет по транспорту и строительству рекомендовал к рассмотрению в первом чтении поправки в законодательство, инициированные Ямалом, касающиеся строительства платных дорог. Законопроект предусматривает исключение территорий Крайнего Севера из правила об обязательном альтернативном бесплатном объезде при строительстве платных дорог. Взамен предлагается сделать обязательным бесплатный проезд для легковых машин, социальных и экстренных служб. В регионе уверены, что изменения в законе позволят более активно привлекать инвесторов для развития дорожной сети арктического региона.
«Принятие поправки сделает возможной реализацию инфраструктурных проектов в отдаленных и труднодоступных районах Ямала и на других северных территориях с использованием механизма государственно-частного партнерства. Действующая норма об обязательном обеспечении альтернативного бесплатного проезда ограничивает возможности для привлечения инвесторов к дорожному строительству. Изменение в существующем законе позволит реализовать на Ямале такие инфраструктурные проекты, как мост через реку Пур», – сообщили «УралПолит.Ru» в пресс-службе правительства ЯНАО.
Фотографии с официальных сайтов губернатора Свердловской области, губернатора Тюменской области, губернатора ХМАО-Югры, правительства ЯНАО, со страницы Владимира Бурматова, Елены Мицих, Павла Овсянникова
© Сергей Табаринцев-Романов
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях