Жители нового микрорайона Тугайкуль в Копейске, построенного по распоряжению президента Владимира Путина для переселения поселка Роза, оказались в центре экологического скандала. Соседние территории пожаловались на масштабное загрязнение их фекалиями.
Жители нового микрорайона Тугайкуль в Копейске, построенного по распоряжению президента Владимира Путина для переселения поселка Роза, оказались в центре экологического скандала. Соседние территории пожаловались на масштабное загрязнение их фекалиями. Участники конфликта говорят о недоработке региональных властей, которые в угоду главе государства убойными темпами построили новые дома, не задумываясь об их безопасности. Впрочем, это не единственная головная боль обитателей Тугайкуля. По словам экспертов, из-за соседства с закрытой шахтой новый микрорайон однажды может просесть под землю или взлететь на воздух. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
О том, как возводились дома в копейском поселке Тугайкуль для переселенцев из коркинской Розы, журналисту экспертного канала рассказал строитель, принимавший непосредственное участие в этом процессе. Владимир (по желанию собеседника «УралПолит.Ru» мы не называем его имя и фамилию) многие годы работает в строительной сфере и возвел в Копейске и соседнем Челябинске не одну многоэтажку. Вспоминая стройку в Тугайкуле, признается: от того, что увидел, у него волосы встали дыбом, ведь по сути розинцев переселили с одной опасной шахтерской территории на другую.
Возводить микрорайон Тугайкуль в паре километров от закрытой шахты в районе копейского поселка РМЗ начали еще при мэре Михаиле Конареве, но активизировалось строительство в 2012 году после приезда в Челябинскую область Владимира Путина, когда новые власти муниципалитета решили попасть в федеральную программу переселения розинцев. Изначальный план застройки этой местности предполагал возведение около 20 пяти- и трехэтажных домов. Но позже его скорректировали, оставив лишь одну панельную пятиэтажку, еще 13 домов решено было построить десятиэтажными. «Один дом строили как пятиэтажку, но в процессе строительства его перепланировали и сделали десятиэтажным. Только неизвестно, какой запас прочности у его фундамента. Под пять или десять этажей? Строительство шло с нарушениями. Дома строили бешеными темпами. Где-то весной 2013 года у дома начали отходить пилоны (балконные плиты. – прим. авт.). Если бы мне даже приплатили, чтобы я туда переселился, я как строитель даже близко бы к этим домам не подошел», – рассказывает Владимир.
Он вспоминает, что в 1989 году в копейском строительном управлении, относившемся к объединению Челябинскуголь, по поводу возведения десятиэтажек в городе было строгое распоряжение – строить высотки только в районе автостанции. «В поселках, стоявших рядом с шахтами, разрешено было строить не выше третьего этажа. Тогда при строительстве привлекали местную геологоразведовательную станцию. У строителей на руках были все планы геологоразведки: какие пласты угля, какое залегание и т.п. В обязательном порядке проводился замер, выходит ли шахтовый газ на поверхность земли, – поясняет строитель. – При возведении домов для розинцев в Тугайкуле строителям не предоставили паспорта шахты, в котором указано, где стволы проходки, где шахтовый бассейн, какая глубина проходки, есть ли подземные озера, грунтовые воды и какие они. Геологическую разведку и газозамеры никто не проводил».
По его словам, при раскопках фундамента под дом рабочие сталкивались с тем, что вскрывали пласты угля. «Если на него попадет воздух, он может загореться, и притом неизвестно, где на этом пласту угля произойдет возгорание. А если шахтовый газ, не дай бог, пойдет в подвал одного из домов, и туда спустится какой-нибудь сантехник с сигаретой – дом просто взлетит! К тому же земля там «гуляющая». Скорее всего, кроме шахтовой подработки, там еще и грунтовые воды есть, и в будущем возможна просадка грунта, – делится собеседник экспертного канала и вспоминает диалог с семьей пенсионеров, переехавших из Розы. – Говорят, квартира у них хорошая, но раз в месяц вынуждены мебель двигать, так как она скатывается в одну сторону».
Помимо возможности просадки, по словам эксперта, домам в Тугайкуле могут угрожать и проблемы с питьевой водой: «Когда почва полностью начнет гулять, ни одни трубы этого не выдержат». Вместе с этим новый микрорайон спровоцировал среди соседей пикантную проблему с откачкой канализационных стоков. Новую коллекторную сеть от Тугайкуля через ближайшие поселки должны были построить еще при возведении микрорайона, но процесс застопорился, и рабочие подключили новые дома к старому коллектору поселка РМЗ. В итоге нечистоты начали подтапливать близлежащие жилые территории, распространяя зловонные запахи по подсобным хозяйствам жителей поселков 20-й, Кадровик и других соседей.
Как рассказала «УралПолит.Ru» жительница поселка Кадровик Елена Климчук, все «прелести» соседства с микрорайоном Тугайкуль копейчане в буквальном смысле ощущают на себе второй год подряд. «Так как город у нас шахтерский, много где остались канавы, в которые раньше отводили воду из шахт. Одна из них идет как раз из микрорайона Тугайкуль до нашего поселка. Вместо того чтобы построить новую канализацию, ее пустили через эту канаву, теперь нас заливает сточными водами, – рассказывает Климчук. – Второй год мы страдаем от невыносимой вони и зимой, и летом! Это ад! В зоне подтопления оказались 46 домов, везде – в банях и подвалах – стоит вода. Огороды уже непригодны к посадке».
По словам копейчанки, инициативная группа местных жителей обращалась во все инстанции вплоть до президента. Побывали в прокуратуре, региональном минстрое, где встречались с замминистра Сергеем Сихарулидзе, обращались к региональным властям, местным журналистам и на даже на «Первый канал». Проблема не решается, а при дальнейшем промедлении и вовсе может обернуться экологической катастрофой, уверяет женщина. Стоки с Тугайкуля попадают в озеро Курлады, на котором находятся городские очистные сооружения. Как отмечает Елена Климчук, сооружения, построенные еще в Советском союзе, не справляются с нагрузкой. При этом Копейск продолжает активно строиться, и новые дома подключаются к существующим ветхим сетям.
Дом Елены Климчук сильнее всего пострадал от подтопления канализационными водами – в стенах образовались трещины. Еще 17 собственников собираются судиться и добиваться компенсации ущерба. «Журналисты с телевидения не хотят к нам ехать, – сетует пострадавшая от подтопления. – Помогают сейчас только общественники». В их числе советник по делам инвалидов омбудсмена Алексея Севастьянова Владимир Корнев.
«Ко мне обратились инвалиды-колясочники, люди страдают от постоянной вони и вынуждены сидеть дома с закрытыми окнами. Все огороды затоплены, на них ничего не растет. В этом году урожай сгнил, уже начали подгнивать деревья. Это просто катастрофа!» – возмущается Корнев. Сейчас советник омбудсмена размещает информацию о состоянии дел в поселке Кадровик на своей страничке в соцсети. А общественники из регионального «Комитета безопасности России» снимают видеоролики с участием конфликтующих сторон и тоже выставляют их в социальные сети. Как рассказал «УралПолит.Ru» председатель организации Александр Нечепорук, они проводят свое независимое расследование, после чего намерены обращаться в прокуратуру Копейского городского округа.
Депутат копейского горсобрания Валерий Серединин (в его ведении находится поселок Кадровик, – прим. авт.) рассказал общественникам, что проект и смета строительства коллектора существует, на него необходимо порядка 50-60 млн рублей. На встрече инициативной группы из поселка Кадровик с замминистра Сихарулидзе людям якобы сообщили, что деньги на строительство выделялись. Куда они пропали, неизвестно.
По словам мэра Копейска Вячеслава Истомина, ситуация вокруг Кадровика раскачивается недругами городских властей. «Проблема действительно была, и из-за нее мы в начале года даже вводили режим ЧС. Были попытки перед Новым годом решить эту проблему, но сразу все сделать не получилось, и ситуация обострилась. Мы вышли с новогодних каникул и за 10 дней этот вопрос решили. Если бы сети, за которые отвечало ЗАО «Горводоканал», своевременно привели в надлежащее состояние, прочистили, то они спокойно смогли бы принимать стоки, и такой проблемы не возникло бы. Сейчас нам пришлось за свой счет вычищать коллектор и делать временную врезку, чтобы решить вопрос. Но сразу это невозможно сделать. В течение зимы-весны мы окончательно расчистим эту канаву», – комментирует градоначальник, называя происходящее обычной житейской ситуацией.
Он поясняет, что ситуация в ближайших поселках обострилась из-за недоработок в Тугайкуле, дома которого строились очень быстро. Канализационный коллектор здесь должны были построить еще в 2014 году. На это в региональной казне даже предполагалось 50 млн рублей. «Но аукцион, объявленный региональным минстроем, не состоялся. Сейчас мы нашли временное техническое решение, которое пока исключит эту проблему. А в феврале, надеюсь, минстрой проведет аукцион и выберет подрядчика, который приступит к работам по прокладке основного канализационного коллектора», – рассказывает Вячеслав Истомин.
На сегодня, согласно градостроительной документации, в Тугайкуле планируется построить еще нескольких десятиэтажек и ряд социальных объектов: торговый центр, еще один детский сад, школу, офис врача общей практики. «Площадка там хорошая. Подработка там действительно есть, но она на безопасном расстоянии находится. И у нас половина города на подработке стоит. Район Тугайкуля один из лучших в Копейске по качеству домов. Его проект прошел экспертизу. Если бы были проблемы, разрешения на строительство бы не дали», – уточняет Итомин, добавляя, что запланированный коллектор должен будет учитывать нагрузку разрастающегося микрорайона.
В региональном министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства «УралПолит.Ru» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с коллектором поселка Тугайкуль. «На днях комиссия министерства выезжала на место, информация по данному вопросу готовится. Проблема есть, и мы ее решаем», – сообщили в ведомстве. По поводу жалоб жителей нового микрорайона на «движущуюся мебель» и «гуляющий фундамент» в домах, в министерстве запросили более подробную информацию, а также напомнили, что с жалобами граждане могут обращаться в Госжилинспекцию.
Дарья Невзорова, Екатерина Гонова
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях