Получить топовые места в рейтинге эффективности ФоРГО становится сложнее
Итоговый годовой рейтинг Фонда развития гражданского общества – снова больше про выживаемость, чем про эффективность губернаторов. Анализ данных за прошедший год в сравнении с результатами 2014 задает новый тренд: как в «Алисе в стране чудес», главам регионов «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Что это означает на практике – в материале «УралПолит.Ru».
Двенадцатое исследование эффективности губернаторов разработчики позиционируют как средневзвешенную оценку работы чиновников, но на практике оно как раз максимально удалено от «средней температуры по больнице». Исходя из методологии это означает, что сравнивались не финальные позиции в каждом из четырех рейтингов, а отдельные средневзвешенные показатели по каждому из модулей – оценка жителей; соотношение денежных доходов и расходов населения в конкретном регионе; анализ показателей социального самочувствия регионов; оценка экономической ситуации и публикаций СМИ.
«Это позволило, с одной стороны, в полной мере отследить годовую динамику по всем модулям, не допуская искажений из-за различий в балльном весе каждого из них, а с другой – итоговые результаты в максимальной степени учитывают все основные нюансы в изменении позиций высших должностных лиц за 2015 г., включая действие понижающих коэффициентов», – поясняют авторы исследования.
«УралПолит.Ru» уже писал о появлении признаков стагнации движения внутри рейтинга и, как следствие, потребности в увеличении числа критериев, которые позволят более тонко оценивать деятельность глав регионов и приведут к ротации в списке. Поэтому интерес представляет сравнение позиций руководителей в 2014 и 2015 годах.
Сводные результаты говорят о том, что практика понижающих факторов и изменения числа групп показала результаты. Группа губернаторов с сильными позициями практически не изменилась (25 человек в 2014 году против 24 человек в 2015), в то время как группа с высоким рейтингом заметно выросла: 31 губернатор в 2015 году против 23 в 2014. «Качественный рост» глав регионов Константин Костин ранее объяснял «УралПолит.Ru» результатами проведенной Кремлем селекции руководителей. Группа со средним рейтингом изменилась незначительно (+1 человек в 2015 году). «Слабыми» руководителей регионов в прошлом году не называли: те, кто были, подтянулись на уровень выше.
В деталях изменения хорошо видны на примере Уральского федерального округа: хотя порядок расположения губернаторов УрФО относительно друг друга остался прежним, на практике ряд участников неожиданно изменили позиции.
Стабильно высокие показатели сохранили Дмитрий Кобылкин и Владимир Якушев – они входят в пятерку политиков с очень высоким рейтингом.
Место губернатора Бориса Дубровского на фоне ранних рейтингов 2015 года, где он выступал под номером 16, понизилось, хотя по сравнению с 2014 годом он все же укрепил позиции – «оттолкнулся от дна». «Можно предположить, что Дубровского скандалы, связанные с его заместителями, не затронули. Он занял достаточно правильную позицию – не бросался на защиту, не дискредитировал себя заявлениями», – размышляет Анатолий Гагарин.
Резонансным выглядит снижение числа баллов у хозяйки Югры – сразу на 13 позиций. Промежуточные рейтинги за 2014–2015 годы показывают, что основной спад пришелся на период подготовки к выборам, когда она находилась в статусе врио и попадала под удары политических оппонентов и противников из числа местных элит. Падение так и не было компенсировано, но при этом Наталья Комарова в «командном зачете» остается в категории политиков с высоким рейтингом и опережает двух коллег.
Евгений Куйвашев также сохранил позиции – но в группе «середнячков». Для главы Свердловской области показатель удивителен: в марте он становился лидером падения с худшим показателем по стране в –5 позиций. Результат – при сохранении места (57–58 в 2014 году и 57–59 в 2015-м) губернатор Свердловской области потерял сразу 6 баллов, что не позволило ему войти в категорию глав с высоким рейтингом, где находится, например, Наталья Комарова.
«Свердловская область самый, можно сказать, капризный и непредсказуемый регион УрФО. Думаю, ему гораздо сложнее, чем остальным губернаторам», – оценивал позиции Евгения Куйвашева директор уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин.
Занятые губернатором позиции политолог Александр Белоусов объясняет его тактической борьбой с администрацией Екатеринбурга: «Он всегда находится в тактическом наступлении в отношении города, и оно обеспечивает ему устойчивость. Пока наступает, будет держаться. Получается, смысл существования – это борьба с гордом. И сейчас этот смысл оказался востребован».
Свежий рейтинг ФоРГО медленно, но достаточно очевидно задает новый тренд: особое значение приобретает даже не место, а набранные баллы. Потому что сохранение баллов на уровне прошлого квартала или прошлого года вовсе не гарантирует сохранение места: более внимательные, амбициозные, старательные конкуренты растут. Остальные – бегут, но остаются на месте.
Алексей Вахрушев
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
-
Новый кризис – новые правила. ФоРГО включил в рейтинг эффективности экономическую политику губернаторов
-
Губернаторам пересчитали экономику. ФоРГО подготовил новое исследование регионов
-
«Фактор выборов окажет серьезное влияние на рейтинг»
-
Губернаторы заняли поляну
-
Губернаторы, гуляйте. Выборы закончились, повезло почти всем!
Вы можете поделиться новостью в соцсетях