«Правило № 1 – не встречаться с белым медведем». Главные вопросы о крупнейшем арктическом проекте

Что происходит с компанией, которая просит у ВЭБа гарантий на $3 млрд

К двухлетию знаковой сделки по продаже 20 % ОАО «Ямал СПГ» «дочке» китайской CNPC «УралПолит.Ru» собрал ответы специалистов по ключевым вопросам.

Резонансной сделке по продаже 20 % акций ОАО «Ямал СПГ» «дочке» китайской CNPC в июне исполняется два года: соглашение о сотрудничестве было подписано в июне 2013 года в рамках Петербургского международного экономического форума. Предполагалось заключение долгосрочного контракта на поставку китайской стороне не менее 3 млн тонн СПГ в год с возможностью пролонгации. Согласно отчету «НОВАТЭКа» за девять месяцев 2013 года, активы «Ямал СПГ», выставленные на продажу, оценивались в 24,3 млрд рублей. Проект широко обсуждается экспертами ТЭК, экономистами, политиками, он традиционно стал главной темой форума «Ямал Нефтегаз 2015». К двухлетию знаковой сделки «УралПолит.Ru» собрал ответы специалистов по ключевым вопросам.

Проект «Ямал СПГ» включает в себя добычу, сжижение, и транспортировку природного газа. Основой для него станет ресурсная база Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения – его запасы оцениваются в 1,3 трлн кубометров природного газа по категориям С1 и С2. Проектная мощность завода составит 16,5 млн тонн сжиженного природного газа. Особенностью проекта является то, что газ поступает на территорию завода прямо с месторождения.

На какой стадии готовности находится проект?

«Объект готов уже на 25 %, к концу года мы планируем выйти на показатель 45 %, а до запуска проекта осталось всего два года. Сейчас на объекте работает 9000 человек. На пике строительства ожидается, что количество работающих возрастет до 16 000. Важным событием 2015 года стало открытие аэропорта: со 2 февраля было сделано более 300 рейсов. Порт в Сабетте строится совместно с Росморпортом: сегодня готово уже четыре причала, еще два будет построено для приемка строительных грузов. С октября мы приступаем к приемке первых модулей для строительства завода СПГ. Что касается транспортировки готовой продукции, мы планируем круглогодичную навигацию», – Евгений Кот, генеральный директор Ямал СПГ.


«По строительству «Ямал СПГ» – площадки для комплекса подготовлены на 90 %, монтируются фундаменты под газотурбинные установки. По планам в 2018 год на предприятии будет создано 1400 новых рабочих мест. Сертифицирован аэропорт Сабетта, причем он предназначен не только для российской авиации, а имеет и международную сертификацию. Там могут приземляться любые типы самолетов», – полномочный представитель президента в УрФО Игорь Холманских.


Кто в текущих условиях будет покупать продукцию «Ямал СПГ»?

«Реальных конкурентов у «Ямал СПГ» сегодня нет. Мы уже продали практически 100 % объемов производства по долгосрочным контрактам в Азиатский регион. Также уже есть договоренность с европейскими покупателями. Напомним, что главным акционером проекта является компания «Новатэк» (60 % акций). Кроме того, по 20 % принадлежит французской компании Total и Китайской национальной нефтегазовой корпорации, а капитальные вложения в проект оцениваются в 27 млрд долларов», – уверен Евгений Кот.

Как санкции повлияли на реализацию проекта?

«Проект «Ямал СПГ» очень сложный, но это новые вызовы для нас как для специалистов, оказывающих инжиниринговые услуги. Что касается нынешней ситуации с санкциями со стороны США и Евросоюза – они касаются только нефтяного бизнеса. Тем не менее мы ежедневно мониторим ситуацию и постараемся сделать все, чтобы политические разногласия не повлияли на успех проекта. И даже если санкции начнут касаться «Ямал СПГ», у нас есть план «Б». В любом случае мы реализуем этот проект», – Дидье Барбандьер, вице-президент по продажам неофшорного бизнес-подразделения по Западной Европе и России французской компании Technip.

«На самом деле санкции очень ограничены. «Новатэк» и «Ямал СПГ» включены в секторальный список санкций США, то есть американские лица не могут участвовать в долгосрочном финансировании. Введение таких санкций потребовало пересмотра проектного финансирования проекта. Сейчас мы смотрим на потенциальных инвесторов из других стран, но тем не менее на сам проект это не повлияло – финансирование продолжается за счет акционеров. Сегодня более 9 млрд долларов уже вложено, кроме того, на поставку оборудования нет никаких запретов. Санкции не затрагивают технические аспекты», – Евгений Кот.

Кто сможет работать в условиях Арктики?

Европейских работников, не знакомых с природными условиями Арктики, поражают особенности ямальского климата. «Французам предстоит готовится к суровым ямальским зимам», – подчеркнул Дидье Барбандьер.

По словам руководства «Ямал СПГ», западные подрядчики попросили издать специальные брошюры, в которых содержатся советы, касающиеся поведения в Арктике. Среди них – перечень правил при встрече с белым медведем. «Правило № 1 – не встречаться, – шутит Анна Дмитриева, менеджер по охране окружающей среды «Ямал СПГ».Со стороны компании постоянно принимаются определенные меры: освещение площадок, укрытие пищевых отходов, которые могут привлечь белого медведя. Также работники осведомлены о телефонах экстренных служб».

Не совсем понятно, насколько оперативно успеют среагировать экстренные службы на вызов такого характера и повлияют ли их действия на интересы белых медведей. Как в шутку отметил генеральный директор ООО «Газпром добыча Надым» Сергей Меньшиков в докладе, посвященном экологической безопасности при освоении Ямала, «если вы встретили белого медведя, подождите, пока он насытится вами». 



Фото: kommersant.ru, novatek.ru

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров