Модный краудфандинг – сбор в интернете денег на проекты – добрался до холодных ямальских просторов. Съемочная группа заявила о сборе средств для местного оленевода Виктора Худи, у которого, по словам документалистов, погибло все поголовье. Тему поддержал известный блогер Рустем Адагамов.
Модный краудфандинг – сбор в интернете денег на проекты – добрался до холодных ямальских просторов. Питерская съемочная группа заявила о сборе средств для местного оленевода Виктора Худи, у которого, по словам документалистов, погибло все поголовье. Тему поддержал известный блогер Рустем Адагамов, общая сумма сборов уже достигла 202 тыс. 938 рублей. Как стало известно «УралПолит.Ru», ситуация не так однозначна, как подается: часть оленей он сам отвез на мясоперерабатывающий завод.
Для помощи ямальскому оленеводу Виктору Худи, у которого во время массового падежа в 2014 году погибло практически все стадо, собрано более 200 тысяч рублей, половина из них – за последние сутки. Помогла раскрутка темы в сети. Акцию поддержки запустила съемочная группа фильма «Илембербетя» во главе с петербургским режиссером Эдгаром Бартеневым. Они познакомились с оленеводом во время съемок на мясоперерабатывающем заводе в поселке Паюта Приуральского района. По информации мэрии, он работает там с 2014 года. Документалисты уверяют: устроился, чтобы заработать на покупку оленей после массового падежа. На момент подготовки материала с самим режиссером Эдгаром Бартеневым связаться не удалось – по словам продюсера фильма, он в Риге.
У Виктора Худи трое детей
История произошла год назад: на Ямале весной 2014 погибло 70 тыс. 255 оленей. Из-за резкого похолодания и снега с дождем во время заморозков на пастбищах образовался ледяной наст, олени не смогли добраться до ягеля. Большинство погибли от голода. Тогда, по словам съемочной группы, у Виктора Худи погибло около 200 оленей – выжил всего один.
«Сейчас коренной ненец не может ни кормить свою семью с тремя малолетними детьми, ни привезти дров — и, главное, не может перекочевывать со своим чумом в другие места, что жизненно необходимо для оленеводов», – пишут документалисты.
Информация съемочной группы расходится с официальной – в администрации Приуральского района корреспонденту «УралПолит.Ru» сообщили, что у Худи насчитывалось всего 80 оленей.
«Может, в 90-е у него и было 200 голов, но на момент массового падежа у него было 80 оленей, погибло – 60, осталось – 20. Мало того, он сам сдал на мясозаготовительное предприятие в Паюте 1-2 своих оленей», – рассказал начальник отдела районной мэрии по АПК и делам КМНС Юрий Лаптандер.
По официальным данным, у Худи было 80 оленей
Для того, чтобы исправить свое трудное положение, «на главном ненецком святилище Ямал-Хэ Виктор Худи совершил жертвоприношение и попросил бога о возвращении оленей на Ямал», – пишут члены съемочной группы фильма «Илембербетя».
У оленевода есть более практичные способы изменить ситуацию, утверждает вице-президент организации «Ямал-Потомкам!» Сергей Худи. В округе действуют программы помощи КМНС, для участия в которых нужно только написать обращение в местную администрацию. И такое заявление в мэрию Приуральского района от оленевода поступало.
«Он написал, что у него во время массового падежа умерли олени и ему дали единовременную выплату в 24 тыс. 992 рубля. Кроме того, когда в прошлом году Приуральскому району выделялась окружная субсидия на поддержку пострадавшим оленеводам – из 4 млн 833 тыс. рублей Худи также получил деньги на бензин и подкормку для животных. Вообще все хорошие оленеводы пережили этот падеж нормально», – заявил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» начальник отдела АПК и делам КМНС мэрии Юрий Лаптандер.
Одного-двух оленей ненец сам отдал на убой
24 тыс. 992 рубля – небольшая сумма для оленевода. За эти деньги можно купить всего три молодых или две взрослых особи. Чиновники согласны: в сложившейся ситуации стоит рассчитывать на свои силы – олени, это частное имущество и собственник сам несет за него ответственность.
«Не надо во всем винить погоду, бывает запьют оленеводы на два дня – олени разбегаются. Поэтому сложно установить, есть вина оленевода или нет. Хозяева животных должны сами задумываться, вплоть до страхования. Например, те, кто во время прошлогоднего падежа вовремя перешел на другое место каслания или произвел санитарный забой – у них поголовье не так пострадало», – отметил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» первый замглавы администрации Приуральского района Иван Сакал.
Помочь Виктору Худи можно, отправив деньги с помощью этого сервиса. «УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.
На единовременную выплату Худи мог купить 2-3 оленей
Фото с сайта boomstarter.ru
© Дарья Александрович
Вы можете поделиться новостью в соцсетях