«Ямалу больше всего угрожает человеческий фактор». Ученые рассказали, как работать в Арктике, чтобы не уничтожить регион

По мнению ученых академии наук, при нерациональном использовании ресурсов Ямала, Россия может потерять большую долю этого важнейшего региона. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Исследования и поиск энергоресурсов показали, что арктический шельф - это мировая кладовая углеводородов. В то же время, чтобы сохранить хрупкую экосистему Ямала и сам полуостров, каждый проект здесь должен стать эксперементальным. По мнению ученых академии наук, при нерациональном использовании ресурсов Ямала, Россия может потерять большую долю этого важнейшего региона. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Открытие уникальных запасов ямальских углеводородов в середине прошлого века повлекло за собой интенсивное промышленное освоение Арктики. Речь идет не только о природных нефти и газе, но и газовых гидратах, которые считаются углеводородами будущего для всего мира.

«Главный ресурс любого государства – его территория. Зачатую благополучие страны основано на том, насколько рационально использован ее основной ресурс. Прежде, чем осваивать территорию – необходимо тщательно изучить все последствия. Чтобы не бросаться в авантюры, требуются регулярные исследования. Ямал – уникальная территория в мире. Здесь сложные креологические, геологические и гидрогеологические условия. Мы должны обратить внимание ямальских законодателей на то, чтобы внести поправки в те законы, которые регламентируют изыскание и разведку полезных ископаемых», – рассказал «УралПолит.Ru» руководитель научного направления института криосферы земли СО РАН, академик РАН Владимир Мельников.

Так какие же последствия может повлечь бездумная разработка Ямала? В мире широко развито такое явление, как оползни. Принято считать, что они могут произойти только там, где есть значительные склоны, по которым земля скользит со своего привычного места вниз. Но в 1989 оползень сошел на Бованенковском месторождении. Он был очень массивным, при том, что возвышенность составляла всего несколько градусов. Когда ученые занялись его изучением, выяснилось, что такие явления на Ямале случались неоднократно, были обнаружены даже оползни 300-летней давности. Они уже, конечно, сильно изменились и стали частью ландшафта, но исследование показало, что это бугры старых оползней.

Исследователи уверены, что подобные оползни возможны на Ямале и в будущем. Их появление наиболее вероятно рядом с водоемами и вдоль арктической береговой линии, они также возможны и в центре полуострова, но здесь такое природное явление может встретиться гораздо реже. В целом оползни способны изменить климат. По словам Владимира Мельникова, это циклический процесс, который надо хорошо изучить и помнить о нем при освоении северных территорий.

Но не только сход оползней может угрожать полуострову. Сами ландшафты очень чувствительны к любому воздействию. Пройдя по тундре в одном месте, можно увидеть, как там начинают образовываться лужицы и ручейки. Это свидетельствует о том, что грунты Ямала – переувлажненные. Повышенное содержание влаги свойственно большей части региона, а при наличие 50-60 см сезонного протаивания, весь этот слой земли водонасыщен как нигде. Любой транспорт, прошедший по тундре в теплое время может нарушить ландшафт так, что для восстановления потребуются сотни лет.

Содержание льда в ямальских мерзлых породах огромное. Если предположить, что мерзлота Ямала начнет таять, то уровень поверхности опустится минимум на 9%. А это чревато затоплением территории. Даже небольшое потепление повышает уровень мирового океана. Ученый предостерегает недропользователей и строителей от бездумного возведения крупных промышленных объектов, излучающих колоссальное количество тепла, которое в условиях вечной мерзлоты может быть очень опасно.

Так, например, Норильск строился на мерзлоте с самого начала, и многоэтажные дома стояли очень крепко потому, что выполнялись технические требования по их содержанию. В домах были созданы проветриваемые подполья для того, чтобы тепло от дома не уходило в мерзлоту. Но когда убрали мерзлотные службы, 300 домов начали деформироваться.

«Ямалу больше всего угрожает человеческий фактор – тот вред, который человек может сам нанести грунтам потому, что тепло от возводимых объектов – огромный враг территории. Любое строительство в округе должно вестись с учетом того, чтобы тепло от создаваемых сооружений не влияло на мерзлоту», – утверждает Владимир Мельников.

Еще одно предостережение покорителям Ямала – гигантские воронки. Аэрофотоснимки показали, что в прошлом их было очень много, они возможны и в будущем. Где они могут появиться в следующий раз – неизвестно. Прежде, чем разворачивать промышленное производство ученые советуют выяснить – не окажется ли оно в эпицентре взрыва. До сих пор исследователи не пришли к единому выводу, что является спусковым механизмом для появления гигантских воронок. Известно, что это выброс газа, но как и почему он происходит? По одной из версий, на определенных глубинах могут появляться искусственные месторождения. Дело в том, что обсадные колонны на месторождениях – не очень хорошие изоляторы от утечки из скважин природного газа. Он может скапливаться в пустотах. Также появление воронок мог спровоцировать теплый 30-летний цикл. По мнению ученых, он растеплил верхние слои мерзлоты. Подобные воронки обнаружены и на Гыданском полуострове.

«В ЯНАО строительство каждого объекта не может происходить по прописанным ранее нормам. Они все должны быть экспериментальными. Изыскания для каждого объекта должны проходить по-своему. Кроме геодезистов и нефтяников необходимо привлекать специалистов, которые знают, что такое сезонное протаивание и переувлажненные грунты. Как сохранить главный ресурс – территорию, сегодня человеку известно. Только нужно вовремя это делать», – подчеркнул Владимир Мельников.

Виктория Ахремчук

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров