«Им просто некуда возвращаться». Почему арктический hand made продают за бесценок

О том, что мешает коренным малочисленным народам становиться успешными предпринимателями и открывать собственное дело – в материале «УралПолит.Ru».

Традиционные промыслы Ямала, кормившие веками тундровиков, сегодня приносят им мизерный доход. Добытая тяжелым трудом продукция кормит перекупщиков, оставляя кочевникам неоправданно малую часть прибыли. Несмотря на то, что в арктическом регионе существует целый комплекс мер для развития традиционных отраслей, тундровикам сложно идти в ногу с рыночными отношениями и выживать в хитросплетениях бизнеса. О том, что мешает коренным малочисленным народам становиться успешными предпринимателями и открывать собственное дело – в материале «УралПолит.Ru».

Традиционные промыслы северных кочевников практически не менялись веками, многие инструменты и нехитрые технологии сохранились до сих пор. На протяжении столетий мужчины обеспечивали свой род рыбой, олениной и пушниной, женщины собирали дикоросы, шили одежду и создавали вещи, необходимые в быту. По сей день обязанности и принципы работы остались прежними.

Устоявшийся хозяйственный уклад и сформировавшееся веками сознание не редко мешают быстро сориентироваться в новых экономических отношениях. Северные деликатесы из оленины и рыбы, вкусовые качества которых высоко ценят как в России, так и в Европе, создаются огромным трудом. Глядя на ассортимент продукции, только специалисты могут по-настоящему оценить, сколько сил было вложено, чтобы она оказалась на прилавке. Оленеводы, вырастившие животных, после их забойки получают лишь небольшую часть тех денег, на которые могли бы рассчитывать. По мнению экспертов, северных производителей необходимо привести в крупные торговые сети, чтобы они, миновав посредников, могли бы оставлять все заработанные деньги себе.

Председатель Объединения потребителей России в Мурманской области Денис Лашин рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru»: «Мы уже третий год занимаемся вопросами местных северных производств. Вели переговоры с крупными торговыми сетями и машиностроительными предприятиями, а также столкнулись недавно с вопросом оптовой продажи продукции традиционных производств коренных народов. В последнее время проблема сбыта обострилась очень сильно. Как ни странно, виноват в этом возросший спрос на эту продукцию. Выросшие объемы заинтересовали серьезных перекупщиков. Торговый знак «Сделано в Арктике», конечно, не сможет решить такую масштабную проблему, но мы предложим в этом сезоне продавать небольшие партии готового товара сельхозпроизводств и других промыслов, в том числе и сувенирной продукции. Это поможет производителям наладить контакт сразу с торговыми сетями без перекупщиков».

На Ямале традиционная хозяйственная деятельность относится к приоритетным направлениям экономики. В настоящий момент зарегистрировано почти 200 малых хозяйств, занимающихся традиционными промыслами. Экономическую деятельность кочевников стимулируют гранты, которые присуждаются по результатам рассмотрения бизнес-проектов. Так в 2017 году четыре гранта по 200 тысяч получили индивидуальные мастера, занимающиеся художественными промыслами. Еще пять грантов по 700 тысяч каждый получили малые хозяйства кочевников. Всего за семь лет финансовая помощь составила почти 30 млн рублей.

Индивидуальный предприниматель Евгения Вануйто на рынке уже семь лет. Из 56 торгов, в которых она принимала участие, выиграла 52, трудоустроив более 20 своих односельчан. Ее опыт называют примером удачного предпринимательства. Предприимчивая тундровичка шьет национальную одежду, изготавливает сувениры и материалы для традиционного северного жилья – чумов, а также собирает дикоросы. Женщина открыла в Сюнай-Сале пекарню и продуктовый магазин, также в поселке работает цех по пошиву одежды.

Еще одна ямальская мастерица из Шурышкарского района шьет изделия из рыбьей кожи, которую она выделывает руками, превращая в мягкую ткань, а вместо ниток использует оленьи жилы. Созданные северной умелицей изделия могли бы украсить частные коллекции. Трудоемкая работа, безусловно, сильно повысит ценник. Правда, пока все произведения рукоделицы остаются дома.

Зарабатывают северные аборигены и на туризме. На Ямале предусмотрены гранты для внутренних и въездных туристических проектов. Кочевники готовы предложить этнографические и охотничье-рыболовные туры. К примеру, семейно-родовая община «Ападю начей» получила 700 тысяч рублей для проекта «этнографический парк кочевник» в Губкинском.

Ямальские умельцы готовы предложить покупателю штучный товар, уникальную авторскую работу и незабываемые воспоминания о Севере, но развернуть бизнес если не в промышленных, то хотя бы в масштабах ИП или ООО, получается не у всех – тормозит незнание правовых основ предпринимательства и отсутствие опытных наставников – маркетологов.

«Коренным малочисленным народам на Ямале помогают адаптироваться к современным социально-экономическим условиям. На постоянной основе предоставляются консультации, где им разъясняют, как подготовить и предоставить бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. Ежегодно для кочевников проводится семинар, на котором они могут повысить свою правовую грамотность по наиболее актуальным проблемам своей деятельности. Например, последний назывался «Ремесла коренных народов Севера как самобытный и уникальный арктический бизнес». Мастера узнали о современных тенденциях, народных, художественных промыслов и ремесел, о требованиях к изготовлению сувениров, к организации работы на выставках, ярмарках, правилах участия в качестве поставщика, в госзакупках и аккредитации на электронных площадках», – рассказали корреспонденту «УралПолит.Ru» в департаменте по делам коренных и малочисленных народов Севера ЯНАО.

В настоящее время интересный проект начинается в Мурманской области, где сувенирная продукция местных предприятий поступит напрямую в отделения почты, минуя посредников. Недавно в этом регионе нашумел проект, в рамках которого местная организация объединила под своим брендом почти полсотни бригад по сбору дикоросов. Теперь по всему Северо-западному федеральному округу едят их клюкву и морошку.

«Так же нужно поступить и с остальными традиционными промыслами коренных народов – там, где нельзя сразу победить систему оптовых закупок, нужно применять современный маркетинг. Главное, для чего создавался лейбл «Сделано в Арктике» – предоставить доступ северным производителям к современному маркетингу, рекламе, брендингу и к возможности кооперироваться под крупными зонтичными брендами», – считает Денис Лашин.

Похожая ситуация и в соседнем регионе. В Ханты-Мансийском округе работает более 200 общин.

«Есть поддержка региональной власти, есть молодые ребята, которые остаются в местах традиционной хозяйственной деятельности, создают семьи, помогают родителям, сохраняют культуру, но те, кто получают высшее образование, в своем большинстве, остаются в городах. Им просто некуда возвращаться. Это связано с недостаточным развитием производства в общинах. Северным производствам и промыслам нужна поддержка маркетологов, в этом мы уже многократно убедились. Удаленность от столичных городов и новых технологий привела наше традиционное хозяйство к ситуации, когда оно полностью зависит от перекупщиков», – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» председатель молодежного совета Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Виктор Банк.

По его мнению, оленеводы, охотники, рыбаки, морские зверобои, сборщики ягод, народные мастерицы отдают свою продукцию посредникам практически даром, а из-за того, что нет нормальной прибыли – нет и бухгалтеров, юристов и всего того, что нужно для работы предприятия. Когда у общин, отдельных семей и бригад появятся адекватные объема их производства прибыли, им потребуются грамотные специалисты, и для молодежи найдется место.

Сегодня традиционные промыслы нуждаются в интернет-площадках и маркетинговых системах, чтобы северная продукция попадала сразу же в торговые сети и на этой площадке, как на витрине можно было бы увидеть качество продукта, реальных производителей и связаться с ними напрямую.

Виктория Ахремчук

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров