Циклические периоды потепления и похолодания сменяют друг друга каждые 35 лет. О глобальном потеплении речь идет давно. Многочисленные специалисты предлагают нескончаемые гипотезы резкого потепления с непредсказуемыми последствиями, которые связывают со стремительным таянием северных льдов, затоплением территории и парниковым эффектом. О том, как меняется климат и к чему следует готовиться ямальцам журналисту «УралПолит.Ru» рассказал директор Научного центра изучения Арктики Антон Синицкий.
Циклические периоды потепления и похолодания сменяют друг друга каждые 35 лет. О глобальном потеплении речь идет давно. Многочисленные специалисты предлагают нескончаемые гипотезы резкого потепления с непредсказуемыми последствиями, которые связывают со стремительным таянием северных льдов, затоплением территории и парниковым эффектом. О том, как меняется климат и к чему следует готовиться ямальцам журналисту «УралПолит.Ru» рассказал директор Научного центра изучения Арктики Антон Синицкий.
– Антон Иванович, в последнее время часто поднимается тема глобального потепления. Действительно ли его стоит ждать в ближайшие годы?
– Вокруг климатических изменений много спекуляций. Я занимаюсь мониторингом климата почти девять лет. За это время не было установлено каких-то серьезных изменений. Среднегодовая температура остается прежней. Это подтвердила прошедшая зима. Столбик термометра показывал стабильную температуру.
Можно говорить о локальном потеплении, но с точки зрения эволюции земли, это только один из периодов в общем тренде, который, наоборот, может указывать на похолодание. В геологии мы вообще оперируем понятиями тысяч и миллионов лет. Важны данные многолетних наблюдений, которые снимаются в одном и том же месте по одной и той же методике хотя бы на протяжении 30 лет. Только тогда можно говорить о тенденциях.
Отмечу другое: в последние годы немного изменились сезонные границы: весна-лето, зима-весна. К примеру, последняя зима сдвинулась, она была достаточно теплой, заморозки пришли поздно, но весна взяла свое – холодная погода продержалась долго. Также мы начали наблюдать неординарные природные явления: ледяные дожди, смерчи, грады. В 2014 году после ледяного дождя тундра покрылась ледяной коркой, что привело к большому падежу оленей.
– Западная Сибирь и Арктика оказывают глобальное влияние на климат всей планеты. Как сегодня проявляются последствия климатических изменений?
– Все изменения носят инерционный характер. За одно жаркое лето серьезных изменений не произойдет. Тепловая волна будет проникать в грунт постепенно. За один сезон резкого таяния не случится. Результат будет виден только через несколько лет.
Мы регулярно измеряем на какую глубину сезонно талый слой оттаивает летом. Для северной территории, где дома и промышленные объекты строятся на вечной мерзлоте это очень важно. За последнее десятилетие сезонное протаивание увеличилось на 20 см, но этот процесс происходит постепенно.
Такие изменения отражаются на растительности и на животном мире. Появились животные, которых раньше не было на северных территориях: лисы, сороки. Они не характерны для этих мест, но, проникая вглубь, вытесняют привычных северных обитателей таких, как песцы. Появились стрекозы и насекомые там, где их раньше не встречали. На Ямале представлены почти все климатические зоны. Животные не встречают на своем пути никаких препятствий: нет гор, широких рек, которые мешают миграции, нет естественных барьеров.
Теплые периоды активизируют криогенные процессы, обнажают пластовые льды. Это влияет на ландшафт. Такие процессы имеют и свои плюсы - начала развиваться зеленая растительность, а вот лишайники, напротив, находятся в угнетенном состоянии.
– Я знаю, что на Ямале были и более жаркие периоды. Пока температурный рекорд не побит?
– Аномально жаркое лето отмечалось в 2012 и в 2016 годах, когда температура поднималась до 30 градусов и держалась на этой отметке долго. Это сказалось на сезоном талом слое, но жаркие периоды были и раньше, например в 80-х годах. Тогда, по воспоминаниям старожилов, условия были более жесткие. Аномальные периоды были и в далеком прошлом. На Гыданском полуострове найдены остатки деревьев, ширина их стволов достигает 10 см. Это свидетельствует о том, что жаркие периоды были и в средневековье. Известно, что во времена Ивана Грозного также были аномальные явления. В январе зеленела трава, и паслись коровы. А возраст мамонтов вообще составляет 20 тысяч лет.
Данные исследований говорят, что сейчас идет переходный период, который повлечет похолодание, но это произойдет не скоро. Возможно, оно наступит только через тысячи лет. Многие ученые считают, что нестабильность пограничных сезонов – это признак переходного периода, который может продлиться сотни лет.
– А береговая линия! Из-за потепления она начала разрушаться?
– Да, отмечается, что берег отступает. Где-то он разрушается, а где-то наоборот увеличивается. Арктические льды уменьшаются по 10 метров в год. В 2012 и 2016 году зафиксирована минимальная площадь льдов. В связи с этим увеличилось количество и мощность штормов. Льды «гасят» волну, без них вся ее мощь обрушивается на берег, разрушая его. Размытые песок и глина уходят вглубь океана. В то же время в некоторых местах пляжи увеличиваются.
– В научных кругах существует мнение, что большое поголовье оленей также влияет на мерзлый грунт. Неужели северные олени способны уничтожить мерзлоту?
– Не совсем так. Олень не является провокатором таяния, но может усугубить ситуацию, хотя это, конечно, не основной фактор. На Ямале выпасается очень большое стадо оленей. Пастбища не выдерживают такой нагрузки. Из-за интенсивного использования кормовая база угнетена в северных районах Ямала и Гыдана. Если летом олени могут питаться как подножным кормом, так и поедать растения, которые находятся высоко, то зимой они едят только ягель, он наиболее питательный. На девять месяцев это становится их единственным кормом. Летом животные питаются в долинах рек, которые зимой заметены снегом. На открытой местности ветер сдувает его в овраги. Олени вынуждены передвигаться только по водоразделам, перемешивая песок со снегом. Так появляются выбитые пастбища.
– Что ждет горные ледники Ямала? За последние десятилетия многие из них безвозвратно исчезли. Не придется ли нам забыть и о легендарном туристическом бренде – леднике Романтиков?
– Горное оледенение сокращается во всем мире, а ямальские ледники уникальны. Их возраст от тысячи до трех тысяч лет. Ледники располагаются ниже снеговой линии. Снег надувает в чаши, и он не успевает растаять. Так сформировалось большинство ледников Ямала. На Полярном Урале много природных объектов и памятных мест, представляющих интерес для туристов.
Полярный Урал – самое северное оледенение России, это индекс климата. За 20 лет здесь исчезло много ледников. Есть прогнозы, что к 2040 году большинство из оставшихся тоже перестанут существовать. Скорее всего, уцелеют только самые крупные.
Примерно через 20 лет исчезнет и известный ледник Романтиков. Его жизнь может продлиться только в том случае, если несколько лет подряд будет стоять холодное лето, но при жаркой температуре к 40 году знаменитого ледника не будет.
– Известные ямальские воронки, появляющиеся от выброса газа, так же свзязывают с потеплением. Этот процесс контролируем?
– Существующие на Ямале воронки правильно называть кратерами. Это не классические бугры пучения, которые надуваются газом в течение нескольких сезонов. До сих пор мы не знаем генезис этих аномалий, не понятна причина их появления. Все действующие кратеры находятся над залежами углеводородов либо на стыке тектонических структур.
Сейчас в округе есть три явных кратера. Недавно прошло закрытое совещание со всеми заинтересованными структурами. К обсуждению о появлении таких кратеров привлекаются академические структуры и компании ТЭК – все заинтересованы в комплексном изучении аномалий. Есть предложение разбурить скважину недалеко от еркутипского кратера, но это очень дорого. На место необходимо доставить буровую установку, а для этого нужно финансирование.
– Непредсказуемые выбросы газа очень опасны в промышленных зонах. Существует ли угроза для крупных объектов?
– Компании ТЭК сами исследуют свои территории. Некоторые недропользователи самостоятельно разбуривают такие бугры.
- Известно, что в мерзлоте миллионы лет могут сохраняться опасные бактерии и вирусы. Из-за потепления не проснутся ли они снова, как, например, сибирская язва?
– В мерзлоте продолжительное время сохраняются не только бактерии, но и, например, тяжелые металлы. Споры сибирской язвы сохраняются долго, вспышки болезни возникали и за пределами Ямала.
В 2016 году в округе наложилось несколько факторов, которые повлияли на вспышку опасного вируса. Из-за аномально жаркого лета в реках и озерах, из которых пили олени, высохла вода. Животные пошли в болотистые места, куда раньше не ходили. Кроме это, они раскопали могильники. Повлияло и очень большое поголовье оленей.
Мы встречались с оленеводами. Они говорят, что сейчас олени – это их недвижимость. Если раньше поголовье стада старались увеличить, то теперь всем понятно, что его необходимо сокращать. Возможно, если бы не было такого крупного стада, то и таких последствий во время вспышки сибирской язвы в 2016 году можно было избежать.
Виктория Ахремчук
Фотографии из личного архива Антона Синицкого
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях