Первична все-таки не мода, а экономика

Самолет
УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: Полина Зиновьева

Ни для кого ни секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.

Набор прежней высоты

По данным Федерального агентства воздушного транспорта в июле цены на авиатопливо, по сравнению с июнем, подорожали практически во всех регионах УрФО. Так в Тюмени рост составил 14,8%, в Сургуте – 14,6%, в Нижневартовске – 15,1%. Менее активный рост наблюдается в Екатеринбурге и Челябинске – 6,4 и 6,2% соответственно. Исключения составили ЯНАО и Курганская область: на Ямале, где большая часть рынка авиаперевозок (привет авиакомпании «Ямал») датируется из регионального бюджета, цены остались на уровне июня, а в аэропорту Кургана, где и до «коронокризиса» спрос на авиаперевозки был крайне низким, авиакеросин подешевел на 1,4%. В целом по России Росавиация фиксирует 3,7-процентный рост цен.

Стоит отметить, что уже с февраля 2020 года авиатопливо в России только дешевело. К примеру, в мае падение составляло 4,94%, а в июне – 3,35% по отношению к предыдущим месяцам. Кроме того, по сравнению с аналогичными периодами прошлого года цены на авиакеросин, в среднем по стране, были выше на 15-24%. Именно поэтому большинство аналитиков небезосновательно полагает, что несмотря на различные заявления профильных объединений (например, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта) из серии «шеф, все пропало!», ничего страшного пока не происходит. Просто цены постепенно возвращаются на докризисный уровень.

Авиаперевозчиков тоже можно понять – за последние 4 месяца спрос на авиаперевозки значительно сократился. Однако уже в августе, после снятия ряда карантинных ограничений и «открытия» некоторых стран, например, Турции, рынок начал постепенно восстанавливаться, что, в том числе, отразилось и на стоимости авиабилетов. Согласно исследованиям сервиса Туту.ру, средняя цена билетов «туда-обратно» в июне составила чуть более 9,5 тыс рублей, в июле – чуть более 11 тыс рублей, а в августе – около 13 тыс рублей. При этом, в исследовании отмечается, что аналогичные перелеты летом 2019 года обходились на 28% дороже. Остается ждать снятия ограничений и, конечно, отложенного спроса. Разумеется, после восстановления реальных доходов населения.

Бажен про запас

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения Российской академии наук (ИНГГ СО РАН) нашли предпосылки промышленных скоплений нефти на территории Надым-Обского междуречья Западной Сибири (южная часть ЯНАО). Очевидно, что пока речь идет только об уточненных границах Баженовской свиты (группы нефтематеринских горных пород в Западной Сибири); для уточнения количества запасов, а главное – рентабельности добычи в этом районе, требуются дополнительные геологоразведочные работы.

О Баженовской свите говорят уже довольно давно – по словам ученых, на территории ХМАО и ЯНАО она скрывает довольно внушительные извлекаемые запасы нефти, которые по разным оценкам колеблются от 20 до 80 млрд баррелей. Однако пока остальные говорят, реальные действия в этом направлении на территории Западной Сибири пока предпринимает только одна компания – «Газпром нефть». Например, 5 лет назад компания начала изучать эти запасы на Вынгаяхинском месторождении (ЯНАО), а в 2018 году даже зарегистрировала в ХМАО технологический центр Бажен, который занимается разработкой и аккумуляцией коммерчески эффективных российских технологий для освоения Баженовской свиты. Правда, о каких-то громких коммерческих и технологических прорывах «Газпром нефть» пока не сообщала, однако планы внушительные – к 2025 году компания планирует добывать из баженовских горизонтов около 10 млн тонн нефти ежегодно.

Так что если подчиненные Александра Дюкова в ближайшие годы найдут максимально оправданное с коммерческой точки зрения решения для работы с баженовскими трудноизвлекаемыми запасами (а именно таковыми они и являются, в частности – из-за низкопроницаемых нефтяных коллекторов), то «Газпром нефть» окажется в выигрышном положении. Был бы только достаточный спрос на внешнем рынке на, а то сегодня и «традиционную», нефть с более низкой себестоимостью покупать стали меньше. А учитывая, что многие аналитики склоняются к тому, что для восстановления нефтяного рынка потребуется еще несколько лет, то бажен, скорее всего, оставят про запас.

Солнечные перспективы

Министерство ЖКХ и энергетики Свердловской области объявило о том, что в региональную схему развития электроэнергетики включён проект по строительству солнечных электростанций (СЭС). Пока речь идет о строительстве трех СЭС в Артинском районе, однако затем количество таких электростанций в регионе планируется увеличить до 28. «Это будет способствовать дальнейшему развитию сетевой инфраструктуры, удовлетворению долгосрочного спроса потребителей на электрическую энергию, а также формированию стабильных и благоприятных условий для привлечения в регион новых инвестиций», – отмечает заместитель министра энергетики и ЖКХ региона Игорь Чикризов. «Равнение на возобновляемые источники энергии» (ВИЭ), безусловно, модная тенденция, однако первична все-таки не мода, а экономика.

Во-первых, ряд экспертов уже давно говорит о том, что ВИЭ, особенно в такой северной стране как Россия, должны быть гибридными – проще говоря, чтобы экологичный генератор энергии работал без перебоя, к нему необходимо подключать традиционный дизельный генератор, ведь даже давать точные прогнозы сколько времени простоит солнечная погода или будет дуть ветер люди пока не научились.

Второй вопрос касается окупаемости: насколько востребованная будет электроэнергия от СЭС в отдаленном Артинском районе, который, к слову, еще пять лет назад аналитики уже классифицировали как «угасающую территорию»? Сегодня основными потребителями электроэнергии в районе являются Артинский завод, который производит лопаты, грабли и другие сельхоз инструменты, а также два мелких предприятия - ЗАО «Артинская ПМК-17» и ООО «Карьер», добывающие доломиты и песчано-гравийную смесь. О каком-то колоссальном росте потребления электроэнергии говорить не приходится.

Наконец третий вопрос, традиционный, касается источников финансирования проекта. В министерстве ЖКХ и энергетики Свердловской области говорят, что инвестором выступает группа компаний «Хевел», которая занимается производством СЭС. Учитывая, что окупаемость солнечных модулей в Артинском районе, как было сказано выше, тема достаточно спорная, есть подозрение, что заплатить придется из регионального бюджета, то есть из кармана налогоплательщиков.

Есть такой показательный пример «зеленой энергетики» – в 2019 году доля генерирующих компаний, работающих с ВИЭ в Китае (который намного южнее России и, в частности Артинского района) составляла около 20%. Однако доля в объеме выработанной мощности этих компаний составила 8,4%. КНР свои выводы уже сделала и упразднила все государственные льготы и субсидии на строительство электростанций, работающих на ВИЭ. Что решат в Свердловской области – пока неизвестно. 

Автор: Александр Жезлов

© Вероника Борзова